Фильм "Клеопатра" феноменален: это - не кинематографический шедевр, но его знают все.
История о том, как делали этот фильм, на мой взгляд, интереснее самого фильма.
КАК СНИМАЛИ
Фильм снимали несколько режиссёров и продюсеров. После того, как Лиз Тейлор простудилась и наотрез отказалась сниматься в Англии, съемки перенесли в Италию
на съемках в Риме
Исполнители главных ролей - Юлия Цезаря актер Питер Финч и Марка Антония актер Стивен Бойд - не захотели сниматься заново в Италии, поэтому все, что сняли до этого - выбросили и взяли других актеров. Декорации тоже разломали, поскольку дешевле было в Риме построить новые. Режиссер Роберт Мамулян угодил в больницу с нервным срывом и после чего тоже отказался продолжать съемки. Когда ему на смену пришел Джозеф Манкевич, смета фильма уже была превышена на 5 миллионов долларов. "Этот фильм был зачат в спешке, снимался в истерике и был закончен в слепой панике",- вспоминал он впоследствии.
Манкевич и Тейлор.
Элизабет Тейлор позвонили со студии с предложением сыграть Клеопатру, но к телефону подошел ее муж Эдди Фишер. Он крикнул Лиз, что ее приглашают сниматься в новом фильме, на что она в шутку ответила: "Конечно, скажи, что я сделаю это за миллион долларов". Студия возьми и согласись, и Тейлор ничего не оставалось, как сниматься. Надо сказать, что тогда еще актерам (тем более, актрисам) не платили таких гонораров, как сегодня. К тому же, эта сумма, в конце концов, достигла 7 миллионов долларов из-за задержки производства, что сегодня эквивалентно более чем $ 47 миллионам.
Тейлор в начале съемок чуть не умерла, но, слава богу, вовремя была доставлена в больницу, где ей сделали трахеотомию.
Лондон. Госпитализация Тейлор.
Этот шрам виден во многих сценах, несмотря на то, что гримеры тратили не мало времени, чтобы его скрыть.
Дальше я вам процитирую Википедию: "Процесс затормозился на 8 месяцев, студия несла убытки. Тогдашний муж Тэйлор Фишер всячески содействовал переносу съемок в Рим: сухой климат должен был пойти на пользу его жене.
Лиз, Эдди Фишер и дети Лиз.
Но, в конце концов, Рим пошёл лишь на пользу двум разводам. Ричарда Бартона до съемок многие предупреждали о "соблазнительности" Элизабет и о том, что она всегда получает, что хочет.
Бартон и Тейлор на съемках "Клеопатры".
Он же, будучи большим ловеласом, называл Тэйлор "слегка полноватой и маленькой"….и, тем не менее, уже после первых любовных сцен режиссёру приходилось несколько раз кричать стоп, так как Тэйлор и Бартон не прекращали целоваться.
Муж Лиз покинул площадку, но жена Ричарда, живя в Лондоне, верила, что после окончания съемок он вернется - он всегда возвращался. У Тэйлор же были свои планы, она устраивала истерики и сцены, срывала съёмки и не хотела слышать ничего, кроме предложения о свадьбе.
Тейлор в свадебном платье (в день первой свадьбы с Бартоном).
Бартон не устоял, он развелся, приведя всю общественность в шок. Наконец-то тяжелейшие съёмки подошли к концу, на премьеру Элизабет Тэйлор приехала в костюме египетской царицы и под руку со своим "Марком Антонием". Став-таки миссис Бартон, она ещё раз подтвердила, что образ Клеопатры шёл ей как никакой другой актрисе, наверное, именно поэтому в уме обывателя историческая Клеопатра представляется исключительно, как роскошная и богемная Элизабет Тэйлор".
Еще рассказывают забавную историю, что статистки - американки, игравшие в фильме рабынь, устроили настоящую забастовку: мужская часть итальянской группы не могла спокойно пройти мимо полуобнаженных красавиц, без того, чтобы не хлопнуть по попке или заключить в страстные объятия. Пришлось приставить к девушкам телохранителей, которые контролировали итальянцев.
Наконец, съемки были закончены, материал смонтирован. Манкевич безуспешно пытался убедить студию разделить фильм на две части, чтобы сохранить логичность сюжета. Он предлагал выпустить два фильма "Цезарь и Клеопатра", а затем "Антоний и Клеопатра". Но студия не пошла на это.
КОСТЮМЫ
Сначала немного статистики.
До 1996 года фильм фигурировал в "Книге рекордов Гиннеса" как "Самое большое количество переодеваний актрисы в фильме": в "Клеопатре" Тейлор 65 раз меняла костюмы.
Общее же число костюмов достигло цифры 26 000, и потрачено на них было $ 195000.
На фильме было несколько художников по костюмам.
За мужские костюмы отвечал Vittorio Nino Novarese, а за женские - Reniе.
Дизайн платьев самой Клеопатры разрабатывала Ирен Шарафф.
Ирен Шарафф (слева) в костюмерной "Клеопатры".
Впоследствии, все они получили за эту работу "Оскар".
Ирен Шарафф (1910 - 1993), за свою жизнь "одела" 60 постановок и 40 кинофильмов.
Еще она делала костюмы для Русского балета в Монте-Карло, Американского театра балета и New York City Ballet.
Шарафф была 15 раз номинирована на Оскар и получила 5 за фильмы "Американец в Париже" (1951), "Король и я" (1956), "Вест-сайдская история" (1961), "Клеопатра" (1963), и "Кто боится Вирджинии Вульф" (1966).
Ее костюмам из фильма "Король и я" приписывают популярность в конце 50-х тайского шелка.
Но вернемся к Тейлор.
Я уже вам рассказывала, что в голливудских фильмах никогда не стремились к аутентичности.
Женщины древнего Египта одевались так. Силуэт узкий, прямоугольный.
А Тейлор в фильме так.
Силуэт платьев Тейлор - "песочные часы" - с узкой талией и расклешенной юбкой.
Важнее было подчеркнуть все достоинства актрисы, чем соблюсти время, в которое происходит действие фильма.
Например, почти в каждом платье Клеопатры - Тейлор имеется роскошное декольте. И это понятно, зачем прятать такую красоту?
И все платья имеют четкую талию.
Что тоже понятно, о тонкой талии Лиз ходили легенды.
Поэтому, говорить с точки зрения соответствия костюмов Элизабет Тейлор эпохе Древнего Египта невозможно.
Разный силуэт, другие фактуры - это, скорее, легкая стилизация на тему Древнего Египта, чем сам Египет.
Мне этот принцип напоминает костюмы "Дочь фараона" из балетов начала ХХ века.
Что нам все-таки напоминает о том, что Клеопатра - царица египетская, так это макияж.
И иногда - прически и головные уборы.
парик Тейлор напоминает настоящий древний, египетский парик, найденный при раскопках.
Египетский головной убор клафт, что-то вроде платка.
Типа "клафт".
Схемти.
Этот головной убор, сделанный для фильма, продали на аукционе Дебби Рейнольдс за 70 000 долларов.
Но иногда головные уборы напоминали не Древний Египет, а моду конца 50-х.
Забавно, в похожей шапочке Тейлор появится в фильме "Зеркало треснуло".
кадр из фильма "Зеркало треснуло"
английская королева питала слабость к таким шляпкам.
Ответственность за прически Лиз Тейлор в фильме "Клеопатра" несет очень модный стилист по прическам того времени Александр де Пари.
Александр де Пари и Тейлор
Александр де Пари работал с самыми знаменитыми женщинами ХХ века Грейс Келли, Одри Хепберн, Жаклин Кеннеди, Роми Шнайдер, Лайзой Минелли, Марией Каллас и другими. Стричься или делать прическу у него было престижно. Каждая богатая невеста 60-х, 70-х годов обязательно должна была уложить волосы у Александра.
На его участии в фильме настаивала сама Лиз. Говорят, когда Тэйлор заболела во время съемки "Клеопатры", ее спросили, что может сделать ее счастливой - она ответила: "Александр". И он быстро прилетел в Лондон.
Александр и Лиз
Он же делал Лиз прическу в день ее свадьбы с Бертоном.
А Ирен Шарафф шила свадебное платье.
Костюмы для фильма Ирэн начала делать задолго до того, как был написан сценарий. Хотя, и потом, сценария как такового не было, актеры часто импровизировали прямо на площадке.
Один из самых известных и эффектных костюмов в фильме - золотой наряд Клеопатры, въезжающей в Рим.
Думаю, вас уже не смущают каблуки Клеопатры?
При бюджете на костюмы в $ 194 800 впечатляет, что платье для этой сцены было сшито из 24-каратной золотой ткани.
Такой головной убор царицы - называется "шути". Он состоял из двух страусовых перьев, укрепленных на особой платформе - модиусе. Иногда между перьев мог быть помещен еще и золотой солнечный диск. Этот шути был продан на том же аукционе актрисы Дебби Рейнолдс за 100,000.00 USD.
Пикантность этой истории заключается в том, что Тейлор в свое время увела у Дебби мужа Эдди Фишера. Ради Лиз он бросил жену и двоих маленьких детей. Фишер был близким другом погибшего мужа Тейлор Майкла Тодда, которого она очень сильно любила. Настолько сильно, что известна ее фраза: "За всю жизнь я любила только три вещи: Тодда, Бартона и драгоценности". Вот ради Бартона она и бросила Эдди Фишера…
Лиз и Ричард. Немного не в тему, но именно это платье выставлялось у нас в ГУМе несколько недель назад.
и это платье тоже - оно из фильма "Клеопатра".
Вот, собственно, и все, что я хотела вам рассказать о фильме "Клеопатра" и о костюмах Элизабет Тейлор. Действительно, популярность этого фильма заключается в потрясающем соответствии личностей легендарной египетской царицы и известной голливудской актрисы.
Сыгравшая немало ролей в кино и на телевидении, Лиз Тейлор навсегда останется Клеопатрой Голливуда (да простят меня Вивьен Ли, Теда Бара и другие актрисы, примерившие на себя эту роль). Сразу после смерти дивы в филиале музея мадам Тюссо в Голливуде была выставлена восковая Клеопатра - Тейлор, рядом с которой все желающие могли оставить запись в книге свои соболезнования…
Фотографии со съемочной площадки "Клеопатры"
http://la-gatta-ciara.livejournal.com/77333.html ссылки по теме
Википедия
http://ru.wikipedia.org/wiki/Клеопатра_(фильм,_1963)про мастера по прическам Александра
http://tsar-devica.livejournal.com/29283.html и
http://tsar-devica.livejournal.com/29718.htmlпро Ирен Шарафф
http://ru.wikipedia.org/wiki/Шарафф,_Иренпро моду Др. Египта
http://www.liveinternet.ru/users/countd/post124026281/про Д. Рейнольдс и Э. Тейлор
http://www.popeater.com/2011/03/24/debbie-reynolds-elizabeth-taylor/выставка украшений и платьев в ГУМе, пост
http://bellezza-storia.livejournal.com/50190.html и мои фото
http://fotki.yandex.ru/users/i-zhigmund2011/album/127609/еще пост про красивую, но не аутентичную голливудскую стилизацию - фильм "Мата Хари"
http://la-gatta-ciara.livejournal.com/39894.html