Тот, кто бывал во Флоренции, в сердце итальянского Ренессанса, и ее близлежащих городах, наверняка повсюду натыкался на изображения ренессансных младенчиков, стянутых какой-то узкой полоской ткани.
Доменико Гирландайо. "Захария пишет имя Иоанна". 1485 - 1490 гг. Флоренция, церковь Санта-Мария-Новелла, капелла Торнабуони
Думаю, многие из вас видели знаменитых майоликовых детишек Андреи Делла Робиа если не на площади Сантиссима-Аннунциата во Флоренции, то в Музее изобразительных искусств им. Пушкина в Москве.
Putti in fasce. Andrea della Robbia
Во Флоренции их изображения украшают фасад Оспедале дельи Инноченти ("Приют невинных" или Воспитательный дом), в котором с XV по XIX век жили подкидыши.
Если вы смотрели фильм
"Чай с Муссолини" Дзеффирелли, то помните сцену, в которой Мэри привела Луку в этот детский приют.
Кадр из фильма "Чай с Муссолини"
На панно приюта и на картине Ди Микелино, что находится внутри, "флорентийские младенцы" показаны в разной степени запеленутости. И очевидно, что полотно для пеленания было узким.
Domenico Di Michelino, Madonna degli innocenti, 1440
В самом пеленании нет ничего удивительного - так делали еще с древности. В Новом Завете в Евангелии от Луки написано про рождение Христа: "… и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице".
The birth of Jesus By Barna Da Siena 1340s
Именно такие изображения младенцев можно увидеть на картинах и фресках времен Ренессанса.
"Рождество" Джотто
На сайте лондонского
музея Виктории и Альберта пишут, что новорожденных пеленали от первых 6 до 12 месяцев жизни.
Джузеппе Гамбарини (1680-1725) "Материнская любовь". Хотя это уже не Ренессанс, но на двух картинах Гамбарини хорошо видно, как "перебинтовывали" младенчиков.
"Зима" Джузеппе Гамбарини, 1721 г.
В первую очередь, ребенка пеленали для тепла. Во вторую - отсутствие движения сдерживало его от несчастных случаев, таких как выпадение из люльки.
1455 Andrea Mantegna (1431-1506) Virgin with Baby
В-третьих, пеленанием хотели укрепить позвоночник и помочь телу ребенка развиваться.
1575-80 Luca Cambiaso (1527-1585) Madonna col Bambino
Также думали, что пеленание предотвращает кривой рост конечностей (учитывая ренессансную мужскую моду на узкие, обтягивающие брюки (точнее сказать, чулки), такие предосторожности были не лишними ;-).
Madonna and Child - Alessio Baldovinetti
В XVI-м веке ребенок обычно носил подгузник, по меньшей мере, один чепчик и рубашку.
1453 Andrea Mantegna (1431-1506) Presentation in the Temple
Дитя сначала одевали, потом заворачивали в пеленку и оборачивали полосками простой ткани вокруг тела.
Sandro Botticelli (Italian artist, 1445-1510) Virgin and Child. Ребенок одет в тонкую рубашечку и обвязан вокруг талии узкой пеленкой. Так часто делали для тепла.
Ambrogio Bergognone - Madonna and Child. 1500
Alesso Baldovinetti, Madonna col Bambino, circa 1470
В более богатых семьях ленты из полотна часто отделывали кружевом, тканой каймой или вышивкой.
1605 Federico Barocci (1535-1612) Federico Ubaldo della Rovere, the swaddled Prince of Urbino, in the cradle
Swaddling band, Italy, 1590-1600
http://collections.vam.ac.uk/item/O38154/swaddling-band-unknown/
Swaddling band, Italy, 1600-1625
http://collections.vam.ac.uk/item/O38155/swaddling-band-unknown/
Но этими декоративными полосками пеленали уже поверх простых лент из ткани. Именно такие роскошные "пеленки" дошли до наших дней и хранятся в музеях. Более простые изнашивались и выбрасывались.
Needlepoint (Cutwork) Lace Swaddling Band, 16th century Italy, Sicily, 16th century lace, needlepoint: linen. Cleveland Museum of Arts
Swaddling band, 16th century, Italian
http://metmuseum.org/art/collection/search/221174
Swaddling band, 16th century, Italian
http://metmuseum.org/art/collection/search/221173 Все тело младенца было туго замотано, оставляя свободно двигаться только голову и иногда ступни ног.
Джотто, Рождество Марии, 1303-05. Падуя, Капелла Скровеньи. Фрагмент
Поэтому младенчики на картинах того времени напоминают рыбок)
Фрагмент картины «Мадонна с младенцем». Около 1452 г. Фра Филиппо Липпи. Палаццо Питти, Флоренция.
Филиппо Липпи. "Рождение святого Стефана и подмена его другим ребенком", 1452-65. Кафедральный собор в Прато
Знаменитый врач-акушер Франсуа Морисо, живший в Париже, писал: "Ребенок обязательно должен быть запелёнут, чтобы иметь впоследствии стройную фигуру, как и подобает самым благородным мужчинам, а также приучиться ходить на ногах, а не на четырёх конечностях, как многие животные». Признаюсь, последний довод меня удивил)
1340 Ambrogio Lorenzetti,Virgin and Child
Ну а что касается малышей Делла Робиа с фасада Оспедале, то теперь нам очевидно по отсутствию нижней рубашечки, растрепанным лентам и сползшей пеленке - они несчастные, брошенные дети, которым холодно и неуютно в этом мире. Думаю, на эту жалость и расчитывал художник, создавая панно.
Ссылки по теме:
Прекрасный блог по истории детской одежды (на французском)
http://les8petites8mains.blogspot.ru/2012/06/mode-enfantine-et-luxe-4-la-layette.html Статья из Википедии (на английском)
https://en.wikipedia.org/wiki/Swaddling Ссылки на посты на похожую тему:
Детский корсет XVII - ХХ веков.
http://la-gatta-ciara.livejournal.com/294652.html Одежда для мальчиков в XIX веке. Платьица.
http://la-gatta-ciara.livejournal.com/137572.html Одежда мальчиков в XIX веке. Skeleton suit
http://la-gatta-ciara.livejournal.com/109264.html Одежда для мальчиков в XIX веке. Костюм маленького лорда Фаунтлероя.
http://la-gatta-ciara.livejournal.com/185854.html