Ренессансное пеленание младенцев.

Apr 08, 2017 09:19


Тот, кто бывал во Флоренции, в сердце итальянского Ренессанса, и ее близлежащих городах, наверняка повсюду натыкался на изображения ренессансных младенчиков, стянутых какой-то узкой полоской ткани.




Доменико Гирландайо. "Захария пишет имя Иоанна". 1485 - 1490 гг. Флоренция, церковь Санта-Мария-Новелла, капелла Торнабуони


Думаю, многие из вас видели знаменитых майоликовых детишек Андреи Делла Робиа если не на площади Сантиссима-Аннунциата во Флоренции, то в Музее изобразительных искусств им. Пушкина в Москве.




Putti in fasce. Andrea della Robbia

Во Флоренции их изображения украшают фасад Оспедале дельи Инноченти ("Приют невинных" или Воспитательный дом), в котором с XV по XIX век жили подкидыши.




Если вы смотрели фильм "Чай с Муссолини" Дзеффирелли, то помните сцену, в которой Мэри привела Луку в этот детский приют.




Кадр из фильма "Чай с Муссолини"

На панно приюта и на картине Ди Микелино, что находится внутри, "флорентийские младенцы" показаны в разной степени запеленутости. И очевидно, что полотно для пеленания было узким.




Domenico Di Michelino, Madonna degli innocenti, 1440

В самом пеленании нет ничего удивительного - так делали еще с древности. В Новом Завете в Евангелии от Луки написано про рождение Христа: "… и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице".




The birth of Jesus By Barna Da Siena 1340s

Именно такие изображения младенцев можно увидеть на картинах и фресках времен Ренессанса.




"Рождество" Джотто

На сайте лондонского музея Виктории и Альберта пишут, что новорожденных пеленали от первых 6 до 12 месяцев жизни.




Джузеппе Гамбарини (1680-1725) "Материнская любовь". Хотя это уже не Ренессанс, но на двух картинах Гамбарини хорошо видно, как "перебинтовывали" младенчиков.




"Зима" Джузеппе Гамбарини, 1721 г.

В первую очередь, ребенка пеленали для тепла. Во вторую - отсутствие движения сдерживало его от несчастных случаев, таких как выпадение из люльки.




1455 Andrea Mantegna (1431-1506) Virgin with Baby

В-третьих, пеленанием хотели укрепить позвоночник и помочь телу ребенка развиваться.




1575-80 Luca Cambiaso (1527-1585) Madonna col Bambino

Также думали, что пеленание предотвращает кривой рост конечностей (учитывая ренессансную мужскую моду на узкие, обтягивающие брюки (точнее сказать, чулки), такие предосторожности были не лишними ;-).




Madonna and Child - Alessio Baldovinetti

В XVI-м веке ребенок обычно носил подгузник, по меньшей мере, один чепчик и рубашку.




1453 Andrea Mantegna (1431-1506)  Presentation in the Temple

Дитя сначала одевали, потом заворачивали в пеленку и оборачивали полосками простой ткани вокруг тела.




Sandro Botticelli (Italian artist, 1445-1510) Virgin and Child. Ребенок одет в тонкую рубашечку и обвязан вокруг талии узкой пеленкой. Так часто делали для тепла.




Ambrogio Bergognone - Madonna and Child. 1500




Alesso Baldovinetti, Madonna col Bambino, circa 1470

В более богатых семьях ленты из полотна часто отделывали кружевом, тканой каймой или вышивкой.




1605 Federico Barocci (1535-1612) Federico Ubaldo della Rovere, the swaddled Prince of Urbino, in the cradle




Swaddling band, Italy, 1590-1600 http://collections.vam.ac.uk/item/O38154/swaddling-band-unknown/




Swaddling band, Italy, 1600-1625 http://collections.vam.ac.uk/item/O38155/swaddling-band-unknown/




Но этими декоративными полосками пеленали уже поверх простых лент из ткани. Именно такие роскошные "пеленки" дошли до наших дней и хранятся в музеях. Более простые изнашивались и выбрасывались.




Needlepoint (Cutwork) Lace Swaddling Band, 16th century Italy, Sicily, 16th century lace, needlepoint: linen.  Cleveland Museum of Arts




Swaddling band, 16th century, Italian http://metmuseum.org/art/collection/search/221174




Swaddling band, 16th century, Italian http://metmuseum.org/art/collection/search/221173

Все тело младенца было туго замотано, оставляя свободно двигаться только голову и иногда ступни ног.




Джотто, Рождество Марии, 1303-05. Падуя, Капелла Скровеньи. Фрагмент

Поэтому младенчики на картинах того времени напоминают рыбок)




Фрагмент картины «Мадонна с младенцем». Около 1452 г. Фра Филиппо Липпи. Палаццо Питти, Флоренция.




Филиппо Липпи. "Рождение святого Стефана и подмена его другим ребенком", 1452-65. Кафедральный собор в Прато

Знаменитый врач-акушер Франсуа Морисо, живший в Париже, писал: "Ребенок обязательно должен быть запелёнут, чтобы иметь впоследствии стройную фигуру, как и подобает самым благородным мужчинам, а также приучиться ходить на ногах, а не на четырёх конечностях, как многие животные». Признаюсь, последний довод меня удивил)




1340 Ambrogio Lorenzetti,Virgin and Child

Ну а что касается малышей Делла Робиа с фасада Оспедале, то теперь нам очевидно по отсутствию нижней рубашечки, растрепанным лентам и сползшей пеленке - они несчастные, брошенные дети, которым холодно и неуютно в этом мире. Думаю, на эту жалость и расчитывал художник, создавая панно.




Ссылки по теме:

Прекрасный блог по истории детской одежды (на французском) http://les8petites8mains.blogspot.ru/2012/06/mode-enfantine-et-luxe-4-la-layette.html

Статья из Википедии (на английском) https://en.wikipedia.org/wiki/Swaddling

Ссылки на посты на похожую тему:

Детский корсет XVII - ХХ веков. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/294652.html

Одежда для мальчиков в XIX веке. Платьица. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/137572.html

Одежда мальчиков в XIX веке. Skeleton suit http://la-gatta-ciara.livejournal.com/109264.html

Одежда для мальчиков в XIX веке. Костюм маленького лорда Фаунтлероя. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/185854.html

ренессанс, детская одежда, Флоренция, Дзеффирелли, 16 век, Италия

Previous post Next post
Up