Перед Днем влюбленных почти каждый журнал печатает свои списки романтических мелодрам. Вот и я хочу напомнить вам замечательные костюмные фильмы студии Merchant Ivory Productions.
Я уже вам рассказывала, что судьба многих художников по костюмам складывалась удачно не только благодаря их таланту, но еще и тому, что у них был "обеспечен тыл" в виде ателье, в котором они создавали свои костюмы или брали подлинные вещи напрокат. Вспомните дуэты
Пьеро Този и ателье "Тирелли",
Данило Донати и ателье "Фарани". Секрет аутентичности костюмов фильмов кинокомпании Merchant Ivory Productions заключается в предоставляемых для съемок подлинных вещах из лондонской фирмы "Cosprop", которой владеет художник по костюмам Джон Брайт (я писала про это место в посте
"Место, где шили рубашку для Дарси").Картины этой студии, снятые в 1980 - 2000 гг - это как-раз и есть мой список рекомендованных вам к просмотру костюмных мелодрам.
Кадр из фильма "Золотая чаша" (2000 г.)
Начала бы я этот список с трех удачных экранизаций романов Э.М. Форстера:
"Комната с видом" (1985) (выигранный "Оскар" за костюмы)
"Морис" (1987) (номинация на "Оскар" за костюмы)
"Усадьба Хауардс-Энд" (1992) (номинация на "Оскар" за костюмы)
Продолжила бы фильмами:
"На исходе дня" (1993) (номинация на"Оскар" за костюмы)
"Золотая чаша" (2000)
Помимо интересного сюжета, все эти фильмы отличает невероятная убедительность кадра. И не в последнюю очередь, из-за костюмов художников
Дженни Бивен и Джона Брайта. Над фильмами режиссера Д. Айвори (совладельца студии Merchant Ivory Productions) они работали в творческом тандеме, вместе получали "Оскар" за фильм "Окно с видом".
Дженни Бивен, Лорен Бэколл и Джон Брайт на "Оскаре". 1987 г.
"Нас звали Дженни Брайт и Джон Бивен", - сказала, смеясь, Дженни Бивен в одном из интервью (про ее работу на фильмах "Чай с Муссолини" и "История вечной любви" я писала, ссылки под постом)
Джон Брайт учился на актера в лондонской театральной школе. Будучи уже актером, заинтересовался театральным костюмом, и в 1965 году начал создавать "Cosprop", компанию, которая предоставляет костюмы для кино, музыкального и драматического театров.
Джон Брайт
У этой компании есть даже красивая история, связанная с платьем леди Дианы.
Принц Чарльз и принцесса Диана на костюмированном пикнике во время турне по Канаде в 1983 году
По легенде, платье "Клондайк", которое вы видите на фото выше, было создано художником по костюмам Линдой Мэтток для актрисы Франчески Эннис, исполнявшей роль Лилли в сериале "Лилли" (1978 г.) о жизни актрисы Лилли Лэнгтри.
Кадр из сериала "Лилли"
В 1983 году Диана, видевшая мини-сериал, выбрала это платье среди костюмов "COSPROP" для костюмированного пикника на Клондайке. Пишут, что Джон Брайт переделал платье под фигуру принцессы. Я в этом сильно сомневаюсь, поскольку платье из сериала было сшито на актрису меньшего размера и роста (163 см у Франчески, 178 см у Дианы), под корсет, и имело крой "принцесс". На мой взгляд, для леди Ди было сшито новое платье того же дизайна из той же ткани). После королевского визита, принцесса Диана вернула платье Джону Брайту, который пожертвовал его на благотворительные цели. Источник информации о платье:
http://princessdiana.ca Через актрису Пегги Эшкрофт Джон познакомился с художником по костюмам Дженни Бивен, которая в то время делала костюмы для фильма "Бостонцы". Дженни предложила Джону стать со-художником. Сотрудничество это было настолько успешным, что вместе они поработали на двенадцати фильмах, в основном для Merchant-Ivory, получили одного "Оскара" и пять номинаций.
"Мы расстались после "Джефферсона в Париже", - вспоминает Дженни, - потому что мне нужно было зарабатывать больше денег для ребенка, оплаты ипотеки и всего такого, так что я начала делать коммерческие фильмы. Но мы по-прежнему лучшие друзья. Я часто с ним встречаюсь и работаю с "Cosprop" всегда, когда могу".
Кадр из фильма "Король говорит!" (2010 г), художник по костюмам Дженни Бивен. Из-за маленького бюджета фильма и ограниченных сроков, художник почти все костюмы брала в "Cosprop", многие из них были подлинными, как, например, гардероб принца Уэльского (фото ниже)
Кадр из фильма "Король говорит!". Слева актер Гай Пирс в роли принца Уэльского. Про любовь принца к клетке я писала в старом посте "ГЕРЦОГ ВИНДЗОРСКИЙ И БЕРТИ ВУСТЕР"
http://la-gatta-ciara.livejournal.com/2630.html
Костюм на выставке. Фото из сети
"Джон Брайт, как правило, сохраняет некоторые кино-костюмы, которые, по его мнению, имеют художественную ценность, - продолжает рассказывать про своего друга Д. Бивен, - Он знает, насколько полезно для кинокомпаний и художников по костюмам, чтобы их работа была доступна.
Костюмы из коллекции "Cosprop" на выставке
Если вы арендовали костюмы, они возвращаются в "Cosprop". Если они там были сделаны, их отдают назад и на них накладывается эмбарго до тех пор, пока фильм не выйдет. После этого, они могут уйти на склад и использоваться другими художниками".
К тому же, "Cosprop", обладает внушительной коллекцией исторического костюма. "Коллекция состоит из многих тысяч наименований мужской, женской и детской одежды с начала XVIII-го века до конца XX-го века, от повседневной одежды до дизайнерской. Особенно Джона интересует маскарадные костюмы, костюмы "Русских сезонов" и платья королевы Мэри", - написано на сайте коллекции
http://www.thejohnbrightcollection.co.uk.
Костюм из балета "Шахерезада" (1910 г). Художник Лев Бакст
На этом сайте отцифрованы и выложены 300 самых интересных исторических костюмов специально для их изучения.
Платье 1910-х гг
Платье 1920-х гг
Информация с сайта: "Изначально, некоторые вещи из коллекции снимались в кино, что принесло Джону Брайту репутацию художника, создающего подлинность в кадре. Их можно увидеть в таких фильмах, как "Атака легкой кавалерии",
а также в ранних фильмах Merchant Ivory
"Европейцах"
и "Бостонцах".
Слева направо: американский режиссер и сценарист Джеймс Айвори, актриса Ли Ремик, британский актер Робин Эллис и индийский продюсер Исмаил Мерчант на съемках "Европейцев".
К сожалению, это также показало, что настоящие вещи не могут соответствовать требованиям кинопроизводства, поэтому было принято решение сделать оригиналы основой коллекции, эталоном для костюмов, создаваемых в "Cosprop"".
Платье ок 1869-70 гг. John Bright Historic Costume Collection
Дневное платье, конец 1890-х годов. John Bright Historic Costume Collection
Чайное платье, конец 1890-х годов. John Bright Historic Costume Collection
И тем не менее, многие подлинные вещи продолжали (и продолжают) сниматься в кино, создавая полное ощущение погружения в эпоху. Я бы выделила три замечательных фильма:
1. "Комната с видом". Художники по костюмам Дженни Бивен и Джон Брайт
Во-первых, для этого фильма художники придумали интересную концепцию.
Изучая фотографии студии "Fratelli Alinari" (старейшая в мире фотографическая фирма, основанная во Флоренции в 1852 году братьями Алинари
http://www.alinari.it/en/storia.asp) Джон и Дженни обратили внимание на определенную сценичность снимков, которая натолкнула их на мысль разделить костюмы по цвету, как в опере.
Фото "Студии Алинари"
Фото "Студии Алинари"
Флоренция начала ХХ века. Фото "Студии Алинари"
Поскольку фотографии "Alinari" черно-белые, художники решили сделать всех итальянцев энергичными, черно-белыми, а англичан - пресными, бежевыми.
Кадр из фильма "Комната с видом"
Но в костюмы главной героини введены голубой и белый цвета - романтические оттенки неба и облаков...
Костюм героини Хелены Бонем-Картер в фильме
и на выставке. Фото из сети
Кадр из фильма "Комната с видом"
Платье из фильма
Во-вторых, все-таки в фильме была и подлинная одежда. Например, юбка, которую носила Мэгги Смит.
"Была пара подлинных вещей, которые я показал актрисе, - вспоминает Джон, - и сказал, что они из музея, но очень маленького размера. Это подействовало, как красная тряпка на быка, Мэгги была полна решимости влезть в понравившуюся юбку, что она и сделала.
Пустяк конечно, но у юбки необычайно правильный силуэт, создающий самое точное представление об эпохе"
2. "Усадьба Хауардс-Энд". Художники по костюмам Дженни Бивен и Джон Брайт
Дженни Бивен, часто работающая на костюмных мелодрамах, пришла к выводу, что самое лучшее - это полностью соответствовать моде времени, в котором происходит действие фильма. Стоит отойти от периода, как "это выглядит не так, и вы получаете недовольство зрителей. Например, в Америке продюсеры не хотят видеть шляпы в фильмах. А иногда вы просто должны использовать шляпы. В Англии все носили шляпки вплоть до 1950 - х годов! Моя бабушка никогда не вышла бы на улицу без шляпы. Она бы чувствовала себя раздетой".
И еще сложнее показать без шляп 1910-е гг (именно в это время разворачивается действие фильма "Усадьба Хауардс-Энд"), поскольку тогда женская шляпка была центром всей композиции костюма и иногда принимала чудовищные формы и размеры.
Afternoon dresses by Martial & Armand, photo Felix, Les Modes July 1910.
В фильме это время показано сдержанно, без гипербол.
Кадр из фильма "Усадьба Хауардс-Энд"
Костюм сложного кроя и отделки, который носила Эмма Томпсон
Кадр из фильма "Усадьба Хауардс-Энд"
Костюм Эммы Томпсон из фильма "Усадьба Хауардс-Энд". Актриса получила "Оскар" за исполнение этой роли. В костюме используются подлинные кружева и современный шелк. Ткань юбки драпировали на фигуре актрисы для лучшего облегания.
3. "Золотая чаша". Художник по костюмам Джон Брайт
На этой прекрасной экранизации книги Генри Джеймса Джон Брайт работал без Бивен, что не сделало фильм визуально хуже или менее аутентичным. Сам Джон называет его своей лучшей работой в кино.
Трудно представить кому еще из художников по костюмам было бы по силам рассказать эту историю, действие которой происходит в начале ХХ века, с главными героями - американским миллиардером Адамом, его дочерью Мэгги, ее мужем, обедневшим итальянским принцем Америго и женой миллиардера, красавицей Шарлоттой, кроме владельца большой коллекции исторических костюмов...
Кадр из фильма "Золотая чаша". Обратите внимание, что муж примеряет на Шарлотте колье, сделанное в стиле "Археологического возрождения". Я писала об этих украшениях
http://la-gatta-ciara.livejournal.com/335596.html У одной только Умы Турман было 28 нарядов и 20 - у Кейт Бекинсейл. И все они не вызывают у зрителя сомнений в их подлинности, поскольку большей частью таковыми и являются.
Кадр из фильма "Золотая чаша"
На выставках этот костюм выставляют таким образом - в комплекте с накидкой и серо-зеленой юбкой вместо розовой, как в фильме. Обратите внимание на сложную отделку. Фото из сети. Подробнее
https://dawnsdressdiary.wordpress.com/2011/12/04/cut-the-golden-bowl-maggie/
Деталь
На этом фото хорошо видна отделка из плиссированного шифона, вышивка сутажем (про которую я тоже писала
http://la-gatta-ciara.livejournal.com/373664.html) и тесьмой "вилюшкой".
К тому же, режиссер хотел, чтобы визуальный ряд напоминал полотна художников Сарджента и Уистлера. Это ощущение - что вы где-то уже видели эти лица, платья, цветовые сочетания, не покидает вас весь фильм.
Америго, итальянский муж Мэгги, удивительно похож на мужчин с портретов Сарджента и Болдини
Кадр из фильма "Золотая чаша"
Д. Сарджент "Портрет доктора Поцци"
Кадр из фильма "Золотая чаша"
Giovanni Boldini (1842-1931) L'uomo Dallo Sparato
Образ Мэгги вызывает в памяти работы Густава Климта.
Кадр из фильма "Золотая чаша"
Gustav Klimt «Bildnis Sonja Knips» 1898
Густава Климт «Портрет Фрицы Ридлер» 1906 г.
Кадр из фильма "Золотая чаша"
Интересно, что, по рассказу Брайта, это платье было переделано из наряда некой русской княгини. Оно было вывезено незадолго до революции, но, со временем, основа из шелка сгнила, поэтому платье полностью распороли, сняли кружевные детали и снова собрали на современном шелке.
Ощущение хрупкости героини создают воздушные фактуры и цветовая гамма платьев, а усиливает - отделка цветами.
Кадр из фильма "Золотая чаша"
Это платье Мэгги тоже переделано. В релизе к выставке "Cosprop" написано: "Это вечернее платье сшито из прозрачной кремовой ткани и поставлено на зеленый шелковый чехол. Лиф и юбку украшают кружева с цветочными мотивами, в центре лифа - тюлевая драпировка. На талии - голубой пояс. Верхний слой этого платья является частью подлинного наряда. Муслин с вышивкой и кружевами тщательно сняли с истлевшей подкладки, которую заменили на светло-зеленый чехол с серебристым отливом. Кружева на подоле тоже старинные и были добавлены для того, чтобы удлинить платье".
Фото из сети. Еще подробнее можно посмотреть здесь
https://dawnsdressdiary.wordpress.com/2011/12/28/cut-the-golden-bowl-maggies-cream-dress/
Мэгги и сама похожа на розовый бутон с его нежными, шелковистыми лепестками...
Кадр из фильма "Золотая чаша"
Maud Coats - John Singer Sargent
А вот Шарлотта словно сошла с портретов Сарджента и Болдини, на которых изображены уверенные в своей неотразимости дамы в шуршащих шелках. Режиссер Д. Айвори считает, что Сарджент дает точное визуальное выражение мира Генри Джеймса с его богатыми американцами, живущими среди титулованных и утонченных иностранцев.
John Singer Sargent "Portrait of Lady Helen Vincent" 1904
John Singer Sargent "Mrs. Joseph E. Widener", 1903
И, если Мэгги похожа на распустившийся розовый бутон, то Шарлотта - на экзотическую птицу, перьями которой украшены ее головные уборы и эгреты.
Кадр из фильма "Золотая чаша"
Платье Шарлотты. Фото из сети
Деталь
Кадр из фильма "Золотая чаша"
Giovanni Baldinin "Miss Bell"
Кадр из фильма "Золотая чаша"
Шляпа Шарлотты. Фото из сети
Костюм Шарлотты. Тонкий шерстяной костюм с черной вышивкой по вороту с накидкой из горностая.Фото из сети. Еще посмотреть детали
https://dawnsdressdiary.wordpress.com/2011/12/04/cut-the-golden-bowl-charlotte/
Деталь костюма Шарлотты
Деталь костюма Шарлотты
Шарлотта, как и героини портретов Болдини, уверена в своей привлекательности - недаром, на балу она надевает платье Клеопатры, легендарной соблазнительницы, которая увела Марка Антония у Октавии, используя свои женские чары.
Кадр из фильма "Золотая чаша"
Платье "Клеопатра" из коллекции "Cosprop"
Костюмированный бал в фильме напоминает знаменитый Девонширский бал 1887 года (про него в нашем сообществе "История красоты" был большой, красивый пост
http://bellezza-storia.livejournal.com/4639.html). Джон Брайт и не скрывает, что источником вдохновения для костюма Клеопатры послужило фото Миссис Паже с этого бала:
Миссис Артур Паже, позже леди Паже, урожденная Мэри (Минни) Стивен в костюме Клеопатры.
На фото запечатлена дочь американского миллионера в одном из самых дорогих костюмов Дома "Ворт". Шлейф платья сделан из черного крепдешина и вышит золотыми скарабеями. Лиф расшит золотом и бриллиантами, бретельки украшены крупными изумрудами и бриллиантами. Головной убор усыпан настоящими бриллиантами, сапфирами, рубинами и изумрудами. Разумеется, все колье и пояс тоже не бижутерия) Источник
http://www.rvondeh.dircon.co.uk/dhb/paget.html
Барон Адольф фон Андре в костюме Бенвенуто Челлини
Америго на костюмированном балу. Кадр из фильма "Золотая чаша"
Дженни Бивен сказала в одном из интервью: "Джон Брайт сделал совершенно удивительные фильмы «Золотая Чаша» и «Белая графиня». Костюмы там не выделяются, они являются частью целого. Помимо этого, у них очень изящный крой. Мне кажется, Джон знает об эпохах больше, чем кто-либо другой. Он любит костюм и умеет заставить его работать в качестве рассказчика".
От себя добавлю, что благодаря любви и умению, а также талантам Джона Брайта и Дженни Бивен, эти фильмы всегда будут смотреться с удовольствием, вне зависимости, получили художники за них "Оскар" или нет)
Ссылки по теме:
Сайт Cosprop
http://www.cosprop.com/home/ Сайт коллекции Джона Брайта
http://www.thejohnbrightcollection.co.uk http://www.imgrum.net/user/cospropexhibitions/2916176896/1263887049658574036_2916176896 Мой пост "Cosprop. Место, где шили рубашку для Дарси".
http://la-gatta-ciara.livejournal.com/71817.html Работы Д. Бивен:
«История вечной любви» (фильмы про Золушку)
http://la-gatta-ciara.livejournal.com/354411.html ФИЛЬМ Ф. ДЗЕФФИРЕЛЛИ "ЧАЙ С МУССОЛИНИ". ВЗГЛЯД НА ПЕРСОНАЖЕЙ ЧЕРЕЗ МОДУ 1920-х И 1930-х. ЧАСТЬ 1
http://la-gatta-ciara.livejournal.com/10924.html ФИЛЬМ Ф. ДЗЕФФИРЕЛЛИ "ЧАЙ С МУССОЛИНИ". ВЗГЛЯД НА ПЕРСОНАЖЕЙ ЧЕРЕЗ МОДУ 1920-х И 1930-х. ЧАСТЬ 2
http://la-gatta-ciara.livejournal.com/11044.html