Сильные и чувственные героини художника по костюмам Джанет Паттерсон.

Nov 12, 2016 10:12

Пока я собиралась написать этот пост, пришла печальная новость: в конце октября ушла из жизни австралийский художник по костюмам Джанет Паттерсон. Она была известна своей работой с женщинами - режиссерами Джейн Кэмпион ("Пианино", "Портрет леди" и "Яркая звезда") и Джиллиан Армстронг ("Оскар и Люсинда"). Джанет Паттерсон четыре раза номинировалась на "Оскар" ("Пианино", "Оскар и Люсинда", "Портрет леди" и "Яркая звезда"), но ни разу, к сожалению, его не выиграла...




Кадр из фильма "Пианино"





Художник по костюмам Джанет Паттерсон

Джанет Паттерсон выпала удача не раз создать на экране интересный образ женщины викторианской эпохи, обладающей характером, умом, большой внутренней энергией и открытой чувственностью. Все эти качества больше присуще нашей современнице, чем даме XIX века, игравшей роль изящного дополнения при муже, брате или отце, и полностью находящейся в их власти.

Фильм "Пианино"




Главная героиня фильма "Пианино" Ада приезжает с дочкой из Шотландии в Новую Зеландию, поскольку отец выдал ее замуж за местного джентльмена. Для немой Ады пианино - голос ее души, через него она раскрывает свои чувства, рассказывает о своих переживаниях. За свое пианино героиня готова отдать все - даже честь, что для дамы, живущей в глубинке в викторианскую эпоху, поступок, скажем, экстраординарный.




Сама Ада одевается по моде времен королевы Виктории (действие происходит в 1852 году) - в темные, тяжелые, невыразительные наряды. Все как у всех: скучно и мрачно, безысходность ее существования отражается и в цветовой гамме костюмов.




Подробнее мы рассматривали эти костюмы тут http://la-gatta-ciara.livejournal.com/369732.html Фото The Collection of Motion Picture Costume Design: Larry McQueen

Кринолин, как и пианино, тоже важная часть повествования. Он не только служит героине каркасом платья, но и, по трактовке режиссера, защитой от непогоды для дочери,




а также эротической ширмой, отделяющей "добродетельное" от "распутного".




А вот позитивный финал подчеркнуло платье с цветочным рисунком - эти букетики словно проросли из души Ады, наконец обретшей свое счастье.




Фильм "Оскар и Люсинда".




В другом фильме, "Оскар и Люсинда", героиня в исполнении Кейт Бланшетт более свободна в проявлении своей индивидуальности: она молода, обеспечена, независима. Это подчеркивает ее яркий, экстравагантный наряд - костюм "блумер".







Блумеры - женский костюм начала 1850-х гг, состоящий из укороченного платья и брюк.




Придумала его Элизабет Смит Миллер, активный борец за права женщин. А популяризировала Амелия Блумер, издатель журнала "The Lily". Из-за нее этот наряд и получил свое название. Блумеры стали символом женщин, борющихся за свои права. Но с приходом кринолина, подобный костюм вышел из употребления. Как говорила Амелия, необходимость появления нового костюма, состоящего из брюк и платья, была продиктована только тяжестью и неудобством многочисленных юбок, посредством которых достигался модный объем платья.

Фильм "Портрет леди".

Еще один запоминающийся образ молодой женщины создала Паттерсон для фильма Кэмпион "Портрет леди". Финансовая свобода юной героини Николь Кидман Изабели Арчер давала ей возможность устроить жизнь по собственному вкусу.




Полоски на зонтике героини Кидман напоминают паутину, которая сейчас ее накроет (что соответвует драматургии этой сцены).

Но не всегда получается так, как планировалось - брак с эгоистичным эстетом Гилбертом Осборном превратил жизнь Изабель в ад, чувственность героини стала коротким поводком на котором держит ее подонок - муж, а роскошные наряды и украшения - золотой клеткой для тела.




Кадр из фильма "Портрет леди"




Промо к фильму "Портрет леди"

Этот золотой вечерний наряд можно назвать ключевым в фильме




Промо к фильму "Портрет леди". Золотая клетка для тела и души










Эта тема клетки удивительным образом отражена в фактурах и дизайне тканей платьев Кидман - через тонкие муаровые разводы, неяркие полоски и вертикальные вышивки.










Платье Кидман из фильма "Портрет леди" с выставки кино-костюма. Фото из сети




Промо к фильму "Портрет леди"




Промо к фильму "Портрет леди"

Полоски на платьях героини появляются после ее встречи с Гилбертом и уже не покидают костюмов Изабель до самого конца фильма...




Кадр из фильма "Портрет леди"




Кадр из фильма "Портрет леди"




Кадр из фильма "Портрет леди"

Фильм "Вдали от обезумевшей толпы"




Кадр из фильма "Вдали от обезумевшей толпы"

В последнем своем фильме "Вдали от обезумевшей толпы" Джанет снова создала образ сильной, уверенной в себе девушки - Батшебы Эвердин, взвалившей на свои хрупкие плечи заботу о большой ферме.




Кадр из фильма "Вдали от обезумевшей толпы"

Во время увлечения героини своим будущим супругом, на ее нарядах появляется крупный горох (рисунок ткани или отделка пуговицами).




Кадр из фильма "Вдали от обезумевшей толпы"

Создается ощущение, что это пузырьки счастья, выскочившие на одежду из души героини.




Кадр из фильма "Вдали от обезумевшей толпы"

Когда сердце Батшебы разбилось (муж оказался самовлюбленным эгоистом), горошинки сжались, превратившись в черные точки-оспинки…




Кадр из фильма "Вдали от обезумевшей толпы"

Как вы видите, в костюмах Паттерсон полоска, клетка, горох всегда неслучайны, они обязательно несут смысловую нагрузку.

Конечно, я рассказала вам не обо всех работах талантливого художника. Фильмы Паттерсон можно долго рассматривать и анализировать ее подход к раскрытию характера персонажа - думаю, дальше вы справитесь сами)

Очень жаль, что вслед за Эйко Ишиокой, мы лишились еще одного замечательного художника по костюмам. Николь Кидман сказала в интервью: "Ее больше нет с нами, но она по-прежнему жива в этих красивых одеждах и в кадрах". А я бы добавила - в ярких, интересных образах сильных героинь.

Светлая память Джанет Паттерсон.

Посты по теме:

Д. Паттерсон. Костюмы из фильма "Пианино". http://la-gatta-ciara.livejournal.com/369732.html

Снова Prada. Теперь: Бенисио Дель Торо и Харви Кейтель. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/177208.html

НИКОЛЬ КИДМАН ГЛАЗАМИ СТИВЕНА МЕЙЗЕЛЯ. ОБРАЗ ПЕРВЫЙ "ПОРТРЕТ ЛЕДИ" http://la-gatta-ciara.livejournal.com/56054.html

НИКОЛЬ КИДМАН ГЛАЗАМИ СТИВЕНА МЕЙЗЕЛЯ. ОБРАЗ ВТОРОЙ "ПАРИЖСКАЯ КОКОТКА" http://la-gatta-ciara.livejournal.com/56677.html

чтобы помнили, Д. Паттерсон, голливудские художники по костюмам, белье, стиль в кино, художники по костюмам, 19 век

Previous post Next post
Up