Сегодняшний мой пост посвящен памяти художника по костюмам Натальи Борисовны Полях, которая ушла из жизни 2 года назад 25 ноября 2008 года.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9759/119319383.18d/0_874b9_e1ecd638_XL.jpg)
Я уже писала о ней в одном из своих первых постов - получилось слишком эмоционально, что понятно - ведь именно Наталья Борисовна «привела» меня в кино. У нее я училась, ею я восхищалась.
Познакомились мы с Наташей на съемках сериала «Графиня де Монсоро», где моя подруга работала ее ассистентом.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9510/119319383.18d/0_874ba_aab7a72b_XL.jpg)
В тот момент они снимали в павильонах Мосфильма, где были выстроены декорации улиц Парижа и интерьеров дворца, замков, таверен и разных других помещений, в которых происходило действие фильма.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9118/119319383.18d/0_874bb_4f1788b5_XL.jpg)
В фильме участвовало большое количество массовки, которая изображала публику на балах, придворных, прохожих на улице, а костюмы были достаточно сложными (кринолины, подъюбники, фрезы, буфы и пр.), поэтому для таких сцен требовались дополнительные помощники одевать актеров массовых сцен.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9797/119319383.18d/0_874bc_1d747c4c_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9313/119319383.18d/0_874bd_ff87f01d_XL.jpg)
Вот с этой целью я и пришла на съемки. Наталья Борисовна сразу поразила меня своей феноменальной работоспособностью. Ведь параллельно с «Графиней де Монсоро» снималась в соседнем павильоне «Королева Марго». И там и там - огромное количество персонажей, одетых по моде XVI века.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9815/119319383.18d/0_874be_423cffff_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9797/119319383.18d/0_874c0_4a47a98f_XL.png)
Более того, все персонажи - королевские и придворные особы, каждая со своим реальным историческим прототипом и яркой индивидуальностью, которую нужно было подчеркнуть костюмом.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9494/119319383.18d/0_874bf_b32b075c_XL.jpg)
Генрих III в исполнении Е. Дворжецкого
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9313/119319383.18d/0_874c1_e7301d1f_XL.jpg)
Винного цвета бархат «подсказывает» нам агрессивно-кровожадную, подлую сущность герцога Анжуйского (актер К. Казаков).
Надо сказать, что тогда интернета не было, и всю информацию Наташа собирала в Театральной библиотеке, просиживая там сутками. В результате, она досконально изучила эту эпоху.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9797/119319383.18d/0_874c2_338b17cb_XL.jpg)
Но, кроме точного воссоздания моды той поры, нужно было подчеркнуть характер персонажей. Так, например, костюмом надо было противопоставить миньонов двора Генриха III и свиту герцога Анжуйского. Изнеженность и богемность
миньонов подчеркивались с помощью большого количества декоративных деталей и фактур: бантов, кружева, парчи, различных украшений, яркой гаммы их костюмов.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9754/119319383.18d/0_874c3_b1181676_XL.jpg)
Эти молодые люди шокировали двор своими веселыми и дерзкими проделками, шумными застольями и амурными похождениями. Поговаривали, что король состоит с ними в противоестественной связи.
Юные фавориты короля Генриха III изобретали новые костюмы, отличающиеся вычурнустью пропорций, форм и силуэта. Король и сам обожал переодеваться в женскую одежду, что привело в мужскую моду новый вид брюк, похожих на женские калесоны (Калесоны - это женские брюки для верховой езды, которые носили в Италии женщины под платьем).
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9510/119319383.18d/0_874c4_beaca04b_XL.jpg)
К тому же, придворные короля позаимствовали у женщин головной убор ток (toque), благодаря чему костюм приобрел весьма женственный вид.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9299/119319383.18d/0_874c5_af470020_XL.jpg)
шляпа - ток
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9762/119319383.18d/0_874c6_6f9ddd22_XL.jpg)
Карикатура на миньонов, высмеивающая женственность их нарядов и причесок.
Мужественность персонажей свиты герцога Наталья Борисовна подчеркнула локальностью цвета и фактуры костюмов.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9092/119319383.18d/0_874c7_95fd97c4_XL.jpg)
Соответственно и образ главного героя графа де Бюсси (в исполнении мало тогда кому известного актера А. Домогарова) был решен в красивой, сдержанной гамме с минимумом декоративных деталей. В его случае, сознательно отказались даже от плоеного воротничка.
<
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6724/119319383.18d/0_874c9_46f4964_XL.jpg)
Портрет настоящего
де Бюсси, который в жизни был личностью с сомнительной моралью.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9826/119319383.18d/0_874ca_3220587d_XL.jpg)
Зато обратите внимание, воротнички героев часто имеют модную в 16 веке
вышивку Blackwork !
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9759/119319383.18d/0_874d4_133b47b3_XL.jpg)
Образцы вышивки Blackwork 16 век.
Такую вышивку черными нитками по белому холсту часто называли "Spanish work" из-за того, что мода на нее пришла вместе с испанской инфантой Екатериной Арагонской - первой женой английского короля Генриха VIII. Такой вышивкой украшали нижнее белье, сорочки, рукава, воротники.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9752/119319383.18d/0_874cb_667d9d2c_XL.jpg)
Вышивка Blackwork по вороту на портрете 1520 - е гг.
Героиня же, Диана де Меридор, имела в своем гардеробе платья светлой, пастельной гаммы, которая должна была подчеркнуть ее молодость, неискушенность, нежность, хрупкость и романтический характер.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9061/119319383.18d/0_874cc_3ae1881b_XL.jpg)
При этом, платья у нее сшиты по последней моде.Например, в то время у женщин было популярно закрывать декольте тонкой тканью рубашки, надеваемой под платье. Горловина заканчивалась стойкой, по которой шла рюшка, а позже - плоеный воротник «фреза», который ввела в моду Катарина Медичи.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9752/119319383.18d/0_874cd_d990fcfe_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6724/119319383.18d/0_874ce_c6b83a50_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9815/119319383.18d/0_874cf_811f34dd_XL.jpg)
Еще один интересный и запоминающийся персонаж этого фильма -
шут Шико в исполнении актера А. Горбунова. Как многие остальные герои известного романа Дюма, это был тоже реальный персонаж, дворянин по происхождению. Как пишет Википедия: «Он был известен своей жизненной силой и способностью схватывать вещи на лету, а также как великолепный писатель-сатирик. Он был единственный придворный шут в своё время, который участвовал в военной и политической жизни и который носил шпагу. Он пользовался репутацией прекрасного фехтовальщика и солдата». Разумеется, такой персонаж не должен был носить шутовской костюм с бубенчиками, он одет скромно, просто, соответственно своему характеру и уму.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9061/119319383.18d/0_874d0_712ff71e_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9494/119319383.18d/0_874d1_f08c7244_XL.jpg)
Конечно, помимо этих главных героев, в фильме еще было большое количество других, второстепенных персонажей и большая массовка, в том числе, военная. Всех их надо было одеть в соответствии с драматургией сцены и согласно их образу.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9815/119319383.18d/0_874d2_2490c309_XL.jpg)
А представьте себе, что тогда в магазинах небыло красивых тканей, отделки. Приходилось многое выдумывать, изобретать. Покупались различные тесемки и кружева, которые перекрашивались в нужные цвета, фактурили ткани. Уже на съемках, часто приходилось прямо на съемочной площадке превращать один костюм в другой - меняли рукава и отделку, благо мода того времени это позволяла.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9061/119319383.18d/0_874d3_cd50b594_XL.jpg)
Но в итоге, получился отличный костюмный сериал, последний хорошо и правильно одетый. Сегодня продюсерам жалко тратить много денег на костюмы, декорации и реквизит, оттого и получаются убогие «Бедные Насти» в капроновых кружевах. Наталья Борисовна никогда не умела халтурить, заставить ее ввести в костюм чуждый, современный элемент было невозможно. Она была из поколения настоящих Художников, не признающих фальши и работающих с полной отдачей. Потому и сгорают такие люди быстро… Но хочется, чтобы о них знали и не забывали.
Старый пост про Наталью Борисовну и ее фильмографию можно почитать
здесь