"Три орешка для Золушки". Сказочный ренессанс.

Aug 29, 2013 11:23


Когда я несколько лет назад приехала на студию «Баррандов» в Праге, то первое, о чем меня там спросили: люблю ли я чешские киносказки? А моя любимая, наверняка, «Три орешка для Золушки»? Мы даже пошли на склад костюмов, чтобы посмотреть на золушкины платья, но, увы, они оказались на выставке.




 «Фильм получился таким прекрасным и нестареющим потому, что вся группа работала на необычайном воодушевлении, на съёмочной площадке царило согласие и желание сделать настоящую сказку, сказку на все времена. Что в итоге и получилось», - рассказывала исполнительница роли Доры Даниэла Главачова.




Даниэла Главачова - слева

«На фильме вся команда работала с удовольствием  - начиная с шофера», - вспоминал художник по костюмам Теодор Пиштек.

Кстати, знаете ли вы, что художник по костюмам, одевший нашу с вами любимую сказку, имеет Оскар за костюмы к фильму Милоша Формана «Амадей»?




Теодор Пиштек с женой после получения Оскара




кадр из фильма "Амадей"

Теодор Пиштек родился 25 октября 1932 в Праге в семье известного в Чехии актера. Он окончил Академию изящных искусств, но самой большой его страстью были автогонки.




В 1970-х годах Теодор был вынужден уйти из спорта. В кино он попал случайно: друг-режиссер попросил сделать несколько художественных работ для фильма (снимали студию скульптора и требовалось её наполнение). А потом, предложил ему заняться костюмами: "Вы просто выберете несколько футболок и джинсов, вот и все!"  Вот так и началась карьера художника кино Теодора Пиштека. Сегодня на его счету работа над более чем 105 фильмами и сериалами.
Самые известные:

"Арабела" (1979-1981)
"Амадей" (1984)
"Вальмон" (1989)




кадр из фильма "Вальмон"

"Народ против Ларри Флинта" (1996)
"Дюна" (2000, сериал)
"Дети Дюны" (2003, сериал)

Кстати, если вы бывали в Праге, то наверняка видели и еще одну его работу - форму гвардейцев-караульных в Пражском Граде.




Конечно, костюмы к «Трем орешкам для Золушки» по качеству сильно отличаются от «Амадея». Невозможно сравнивать бюджеты чешского телевидения (пусть, даже при участия немецкого ДЕФА) и громкого голливудского проекта. Например, для изготовления костюмов к «Трем орешкам» использовались кримплены и синтетическая парча, тогда как ткани для «Амадея» заказывались в Италии, и это были настоящие шелка и бархат.







кадры из фильма "Амадей"

Режиссер "Трех орешков для Золушки" Вацлав Ворличек захотел снять фильм в ренессансных костюмах и декорациях (подозреваю, что на эту мысль его навела сверхпопулярная тогда картина Дзефферелли «Ромео и Джульетта»), но он понимал, что удовольствие это дорогое, поэтому к съемкам привлекли более богатую немецкую студию ДЕФА.







кадры из фильма "Ромео и Джульетта"

Соответственно, актеры в фильме были с чешской и немецкой стороны (немецкие актеры: Король - Рольф Хоппе, Королева - Карин Леш и Мачеха - Карола Браунбок).







Резеденцию Короля "сыграл" немецкий замок Морицбург.






Далековато Принцу пришлось мчаться за Золушкой: дом Мачехи снимали в Чехии, в замке Швихов (Švihov) (район Плзни).




кадры со съемочной площадки фильма










Фото отсюда http://eaja.tumblr.com/post/42507102311

Изначально планировалось, что снимать фильм будут весной: лужок, цветочки, птички, стрекозки. Но потом Ворличек увидел в венском музее картину Брейгеля, на которой была изображена зима, и его пронзила мысль: "Нет! Не весна! Зима! Снег, на котором коричневыми пятнами будут по-брейгелевски живописно смотреться костюмы крестьян!"







Жалко только, что к этому времени костюмы главных героев были уже сшиты, и Либуше Шафранковой, исполняющей роль Золушки, пришлось мерзнуть в легких, синтетических платьицах: «На съемках фильма было очень холодно, так как мы носили костюмы, не предназначенные для зимы. Первоначально фильм должен был сниматься летом. В начале работы снега практически не было, но в финале его выпало столько, что Павел (актер Павел Травничек, Принц в фильме) в заключительной сцене почти утонул в снегу вместе с конем», - вспоминала актриса.




Зрителю, конечно, не очень интересно: мерзли актеры во время съемок или нет (это проблемы актеров и костюмеров), им нравится смотреть на красивые костюмы. Пиштеку удалось сделать костюмы в сказке одновременно историческими и, вместе с тем, вполне сказочными. С одной стороны, они вполне копируют моду эпохи Возрождения, с другой, применение ярких современных тканей и фактур делают фильм абсолютно сказочным.




Это итальянские моды времен Ренессанса.

В фильме мы видим много стилизации под Ренессанс: например, популярный тогда прием, когда нижняя рубаха просвечивала сквозь прорези в рукавах,







Или разноцветные, узкие штанины.




мода времен Ренессанса.










франузские моды времен Ренессанса.

Опять-таки, маленькие шапочки мужчин и объемные головные уборы дам напоминают нам портреты времен итальянского Возрождения.








 








Радуют такие милые детали, как ренессансный рисунок на ткани







Кстати о рисунках. Впервые обратила внимание на то, что бальное платье Золушки «цвета утренней зари» (розово-сиреневое с серебром) имеет пояс и щлейф, на котором изображены птички.




Да и Карел Готт в финале фильма поет сладким голосом:

"Скажи мне, птичка, где живёшь?
Здесь, среди зимы?
Не знаешь про обман и ложь,
Так наивна ты!"

(полный текст песни на чешском и ее перевод смотрим тут http://soundtrack.lyrsense.com/tri_orisky_pro_popelku/kdepak_ty_ptacku_hnizdo_mas)




 


Говорят, что подлинного платья из фильма уже нет - какой-то фанат на выставке накинулся на него и изрезал на кусочки. Очень жаль...




Знаменитых туфель Золушки было 3 пары на разной высоте каблуках: чтобы удобно было бежать по скользкой лестнице и вскакивать на коня.







Еще несколько костюмов из фильма:

Свадебное платье







Охотничий колет







Костюм Принца







Костюмы из сказки постоянно выставляются то в Чехии, то в Германии, где этот фильм по-прежнему очень популярен. Например, в честь его 40-летия, прошла выставка в немецком замке Морицбург.







Фотографий с этих выставок очень много в сети. Вот, например:  http://pavfoto.rajce.idnes.cz/Zamek_Moritzburg-vystava_Tri_orisky_pro_Popelku_aneb_pocta_Nemcu_V.Vorlickovi_a_K.Svobodovi

Пока писала пост, думала: а ведь современные дети вряд ли, как мы, засматриваются этой сказкой, сегодня у них другие герои - Человеки-Пауки, Гарри Поттеры и прочие, которые потеснили Золушек и Принцев из киносказочного пространства...

Ссылки по теме:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Три_орешка_для_Золушки

http://www.dreihaselnuessefueraschenbroedel.de/htmls_e/

http://en.wikipedia.org/wiki/Theodor_Pištěk_(costume_designer)

http://www.novinky.cz/zena/styl/308501-vytvarnik-theodor-pistek-spolecenske-konvence-se-museji-dodrzovat.html

http://www.kviff.com/en/news/2272-kviff-will-honor-oscar-winner-theodor-pistek/

места съемок http://www.filmovamista.cz/345-Tri-orisky-pro-Popelku

http://www.novinky.cz/zena/styl/288782-popelka-mela-utajeneho-autora.html

ренессанс, сказка, 1970, Дзеффирелли, Оскар, художники по костюмам, Чехия, знаменитые кинематографические объекты

Previous post Next post
Up