Последний фильм талантливого японского художника по костюмам и индийского режиссера просто ошеломил безудержной фантазией.
«Мне нравилось, что с Эйко мне никогда не приходилось использовать клише, который очень любят режиссеры: «Думай нестандартно». Она по-другому просто не умела», - с грустью вспоминает режиссер фильма Тарсем Сингх о сотрудничестве с
недавно умершей художницей.
Художник по костюмам Эйко Исиока и режиссер Тарсем Сингх.
Итак, посмотрим поближе на некоторые костюмы из фильма.
Первый раз мы видим Белоснежку в нежном, девичьем платье, сшитом из ткани пастельных тонов. Дизайн текстиля в виде бабочек и колибри ненавязчиво намекает нам на любовь Белоснежки к природе.
Вся эта живность как-бы порхает, вылетает из ткани.
Собственно, и у Диснея, если помните, Белоснежка охотно общалась с птичками и белочками.
Злую же королеву мы видим не в привычном готическом платье, а в колоссальнейшем по размеру кринолине.
Для меня тут очевидно заимствование образа английской королевы Елизаветы I с ее чрезмерно декорированными платьями и украшениями. Даже рыжие волосы отсылают нас к легендарной Королеве - Девственнице.
Тщеславие сказочной Королевы такое же огромное, как и ее кринолины. Она не только стремится быть «на свете всех милее, всех прекрасней и белее», но и не желает в принципе терять власть над всем и вся.
Очень схожий силуэт у костюма сказочной и реальной королевы.
Помощник художника по костюмам рассказывала, что платья были так огромны и тяжелы, что Джулия Робертс с трудом в них передвигалась. Например, свадебное платье Королевы весило 25 кг и было 2,44 метра в диаметре.
На каждое платье Лили и Джулии уходило от 25 до 35 метров ткани, к тому же, поддерживали эти большие объемы огромные кринолины из проволоки.
Все костюмы Королевы имеют увеличенные плечи или торчащие крылышки, высокий воротник, часто драпировки вокруг горловины, что придает ей ощущение могущества, агрессивности и опасности.
Помните, я
уже писала, что все эти защипы - складки подсознательно контролируют наше дыхание? Исиока всегда виртуозно владела этим искусством манипуляции зрителями через оптические ритмы.
Восхитительна сцена Белого бала.
Режиссер хотел, чтобы Королева была яркой, как павлин. "Когда я сказал: «самец павлина» Эйко поняла это буквально и одела Королеву в красное платье.
Для всех остальных она сделала прекрасные костюмы, но не цветные. В других сценах персонажи носят яркие костюмы, только не на костюмированном балу, потому что Королева должна была выделяться".
Гости на балу одеты в костюмы животных, тут можно встретить Креветку, Лося, Осла, Моржа, Курицу...
Белоснежка на балу появляется в удивительном белом бальном платье и в шапочке в виде лебедя на голове.
Причем, заметьте, все остальные одеты не в белые, а кремовые тона, белое платье только у Белоснежки.
Жаль, что мы в фильме не увидели всей предыстории. «Сцена первоначально была немного больше, но нам пришлось ее сократить, - рассказывал режиссер, - Королева Белоснежке запретила идти на костюмированный бал, но Бейкер Маргарет (служанка) помогает девушке. Она видит, что еду подают в вазах в виде лебедя, поэтому берет эту вазу и в следующем кадре мы видим Белоснежку с вазой на голове".
Лебединые крылья на платье указывают на стремление девушки к свободе, на ее желание вырваться из рук королевы.
В сцене свадьбы Королевы и Принца все с точностью наоборот: Королева одета в белое, а гости - в кричаще яркое.
Эти костюмы мне напомнили творчество африканского художника по текстилю Yinka Shonibare.
Яркие принты, контрастность сочетаний - все оттуда.
костюмы Yinka Shonibare
костюмы Yinka Shonibare
кадр из "Белоснежки"
Кстати, о цвете. Наверное, вы обратили внимание, как палитра костюмов Белоснежки становится все насыщеннее по цвету по мере приближения фильма к финалу? Героиня становится увереннее в себе и ярче проявляются краски ее нарядов. Особенно выразительно они смотрятся на фоне монохронного леса.
Очень интересно, что в своем художественном видении Тарсем не в первый раз опирается на фильмы российских режиссеров. Так, при съемках фильма «Запределье» он отталкивался от визуального ряда фильма С. Параджанова «Цвет граната», в «Бессмертных» вдохновлялся «Александром Невским» Эзенштейна.
В «Белоснежке», со слов самого режиссера, это были «Иван Грозный» Эйзенштейна и «Иваново детство» Тарковского. Где в фильме Эйзенштейн, я вам не скажу, не уловила, если только - луковицы башен королевства, а вот про влияние юбиляра Тарковского Тарсем рассказывает сам.
«Я помню фильм Тарковского «Иваново детство», там была сцена, в которой офицер целует девушку, вокруг снег (на самом деле - опавшая листва, но режиссеру запомнился снег) и вы не видите цвета.
Это был черно-белый фильм, только эти полоски серебра берез и снег на земле, и белое небо из-за плохой погоды. И я подумал: если бы это было в цвете, это должно выглядеть также - белый снег, белое серебро берез, только насыщенная одежда людей, чтобы выделиться».
Лес в фильме абсолютно сказочный. Сегодня многие сравнивают Тарсема с Бёртоном. Режиссер не скрывает в своих интервью, что ему нравится творчество Тима Бертона. И он с восхищением вспоминает его лес из «Сонной лощины», тоже снятый в павильоне. Но, несмотря на то, что оба режиссера - сказочники, взгляд на мир у них разный. В фильмах Сингха нет бёртоновского мистическо - готического налета. Потому-то и лес у него другой: стволы деревьев ровные и светлые, а не кривые и черные...
"Сонная лощина" Тима Бёртона
«Когда герои идут в лес, это не должно быть страшно, потому что это семейный фильм. И никого не удивляет, что на снег никто никогда не реагирует. Никто не чувствует холод, герои могут ходить здесь раздетыми, как в середине лета...»
Белоснежка первый раз появляется в лесу в роскошном плаще цвета шафрана (кстати, любимый цвет Тарсема). "Это один из самых красивых моментов в фильме. Она, как символ вступления цветного кино 50-х в эру черно-белых фильмов".
В сказочном лесу живут забавные «великаны - карлики».
"Я просто сказал Эйко:« Сделайте их на ходулях, но они должны выглядеть, как бандиты». Я хотел, чтобы брюки у них были гармошкой. Это было бы идеально: когда они великаны - гармошка растягивается и они могут ходить на ходулях, когда они маленькие, они просто складываются как-то и куда-то прячутся".
Последний, яркий аккорд - свадебное платье Белоснежки, синее с оранжевым. «Костюм был первоначально сделан в красном и синем цветах, но красный в последнюю минуту был заменен на оранжевый, чтобы избежать сравнений с известным образом Disney».
Тиара, как символ власти перешла Белоснежке от Королевы. Интересно, что это настоящая бриллиантовая диадема от Van Cleef & Arpels.
Тиара была создана в 1976 году и состоит из 144 бриллиантов общим весом в 77,34 карата, и с основанием из платины и белого золота. Хорошая реклама для известной фирмы.
Ну что же. Тарсем, как всегда, обрушил на нас целый поток визуального великолепия. Каждый костюм, интерьер, элемент бутафории можно еще долго и с удовольствием разглядывать и обсуждать. Картинка просто насыщена огромным количеством цитат и символов. Когда выйдет ДВД можно будет любоваться фильмом даже в режиме паузы.
И, надеюсь, что академики по достоинству оценят эту работу художницы. Уходя, она оставила нам просто феерической красоты подарок - тарсемовскую "Белоснежку".
Ссылки.
Сначала мои посты о Исиоке:
костюмы к фильму "Дракула" костюмы к фильму "Запределье" немного о творческом пути художницы Ссылки по теме:
http://www.hollywoodreporter.com/fash-track/designer-eiko-ishioka-mirror-mirror-lily-collins-julia-roberts-costumes-299109http://www.movieline.com/galleries/gallery-tarsem-on-eiko-ishioka-and-the-fairytale-look-of-mirror-mirror/mirrormirror_forest_colors-2/http://ugnayan.com/us/CALIFORNIA/LosAngeles/article/1BV5http://performingarts.about.com/od/Costumes/a/Costumer-Of-Dark-Dreams-Eiko-Ishioka-Dies-At-73_2.htmhttp://www.hollywoodreporter.com/fash-track/mirror-mirror-van-cleef-arpels-tiara-305972