Браво, "Артист"!

Feb 19, 2012 10:20


Я очень оттягивала момент просмотра этого фильма. Больше всего меня пугало в "Артисте" то, что он немой.
Но не потому, что мне не нравится немой кинематограф, а напротив, я его очень люблю - со всем несовершенством, наивностью и примитивностью историй. И, кстати, немой кинематограф очень разный, фильмы 1914 - 1919 гг сильно отличаются от фильмов конца 20-х. Заламывание рук и закатывание глаз, с которым у нас ассоциируется немое кино - это ранние фильмы. В 1927 году картины только не имели звука и цвета, но при этом, были очень интересными и лишенными излишней аффектации.

В итоге, я себя пересилила, посмотрела фильм, и теперь мне смешны мои страхи! Хочется кричать французской группе «Браво!» и хлопать в ладоши!

Собственно, как пишут на сайте "Кинопоиск": "На Каннском кинофестивале после показа фильма зал 10 минут аплодировал стоя".





Еще цитата, из Википедии: "«Артист» был назван лучшим фильмом 2011 года по версии нескольких сообществ кинокритиков из разных городов США и заслужил множество похвальных отзывов от мировых кинокритиков. Помимо этого, Жан Дюжарден получил приз за лучшую мужскую роль на 64-м Каннском кинофестивале и престижную премию «Золотой глобус» в категории «Лучшая мужская роль - комедия или мюзикл». Кроме этого, на той же церемонии вручения фильм стал обладателем еще двух статуэток: за лучший фильм (комедия или мюзикл) и лучшую музыку.
Фильм также получил 10 номинаций на премию «Оскар»: за лучший фильм, лучшую режиссёрскую работу (Мишель Хазанавичус), лучшую мужскую роль (Жан Дюжарден), лучшую женскую роль второго плана (Беренис Бежо) и др."

На недавней церемонии вручения награды кинопремий BAFTA - наград Британской киноакадемии, европейского аналога "Оскара" фильм получил семь наград, включая категорию "Лучший фильм года". Кроме главной премии, фильм Хазанавичюса награжден за лучшую режиссуру, лучшего исполнителя мужской роли (Жан Дюжарден), лучшие сценарий, костюмы, музыку и операторскую работу.

Впечатляет? Меня - да. А, главное, все заслуженно.

ЛОС - АНЖЕЛЕС

Что мне особенно понравилось в фильме, так это точно воссозданная атмосфера голливудских студий той поры, с небольшими павильонами и актерскими бунгало, напоминающими мне студию любимого Чаплина.










И особняки героев в Беверли - Хиллс, которые не оставляют сомнений в их правдоподобности. И это понятно, поскольку «в роли» одного из них снимался настоящий дом Мэри Пикфорд, в котором та жила до того, как переехала к мужу Дугласу Фэрбенксу - старшему.




сцена, снятая в доме Мэри Пикфорд

Как сказал режиссер фильма Мишель Хазанавичус: «Артист» - это не только признание в любви к немому кино, но и к городу Лос-Анджелесу».

Сегодня все кинематографисты, дабы сэкономить бюджет, едут снимать в Восточную Европу. Но Хазанавичус настаивал на съемках в Лос-Анджелесе и хотел использовать классический голливудский экстерьер, включая Bradbury Building, Fremont Place в Hancock Park, ресторан «Cicada» на Olive Street и American Film Institute в Griffith Park. Как опять же, пишет "Кинопоиск": "Решение снимать картину в Голливуде, в настоящих исторических местах, увеличило бюджет картины почти до 20 миллионов долларов".




«Я задумал снять немой фильм лет семь или восемь назад, - говорит Хазанавичус. - Может, потому, что все великие режиссеры, перед которыми я преклоняюсь, все родом из немого кино: Хичкок, Ланг, Джон Форд, Любич, Мурнау. Но больше всего мне как режиссеру было интересно рассказать историю совершенно иным образом. Здесь все зависит не от сценариста и даже не от актеров, а именно от постановщика.




В этом жанре главное - картинка. От того, что происходит в кадре, зависит то, какие сигналы ты пошлешь зрителям. И еще это очень эмоциональное кино. Поскольку у тебя нет слов, тебе надо найти способ передать все эмоции героев. Мне показалось, если я справлюсь с такой задачей, то мои усилия не пропадут даром».




ПРОТОТИПЫ

Но не только интерьеры, жесты, улыбки, танцы, сама интрига - образец блестящей стилизации под эпоху немого кино.




Образ Джорджа Валентина (как не вспомнить главного героя-любовника тех лет Рудольфо Валентино!) режиссер, актер и художник по костюмам в большей степени создавали, отталкиваясь от личности и трагической истории жизни звезды немого кино Джона Гилберта.




Джон Гилберт




Жан Дюжарден в роли Джорджа Валентина

Хотя сегодня его мало, кто помнит, когда-то он по популярности соперничал с Рудольфо Валентино. Гилберт стал настоящей звездой, снявшись в  фильме «Большой парад», он играл с самыми красивыми женщинами того времени: Нормой Ширер ("Тот, кто получает пощечины"), Мэй Мюррей ( "Веселая вдова"), Лилиан Гиш ("Богема").  Но, его карьера пошла на спад с приходом звукового кино. И даже не потому, что у него был некрасивый голос, а из-за его конфликта с руководством студии.




кадр из фильма Джона Гилберта "Desert Nights" (1929 г)




кадр из фильма "Артист"

Кстати, Гилберт, как и Валентин, тоже снял фильм по своему сценарию ("Downstairs" (1932)), ему помогал вернуться в кино его друг, продюсер Ирвинг Тальберг, муж Нормы Ширер. Фильм был хорошо принят публикой и критиками, но не вернул популярности актера.

"Когда я начал работать над этой историей, я прочитал много книг, биографий той эпохи", - говорит Хазанавичус.  "У Джона Гилберта был роман с Гретой Гарбо (Они познакомились на съемках немого фильма «Плоть и дьявол», когда Гилберт уже был женским кумиром, а Гарбо - молодой шведской актрисой, за которой продюсеры видели большое будущее. После первого же съемочного дня между ними разгорелся страстный роман, Гилберт был единственным мужчиной, которому Гарбо сказала «да» на его предложение руки и сердца. Но до брака дело так и не дошло. - прим. моё).




Джон Гилберт и Грета Гарбо

Когда в кино пришел звук, он стал никем,  перестал сниматься, а она сделалась звездой. Поэтому Гарбо решила нанять его для одного из своих фильмов («Королева Кристина» - прим. моё). Но он действительно чувствовал себя неловко, и больше не вернулся в кино". Потом ему пыталась помочь Марлен Дитрих, с которой у него тоже был роман, он должен был сниматься в ее фильме "Желание", но настоящая история имеет печальный конец - Гилберт спился и умер в возрасте 39 лет от остановки сердца...




Гилберт и Гарбо на съемках фильма "Королева Кристина".

Многое есть во внешности, характере, одежде Джорджа Валентина и от Дугласа Фэрбенкса - старшего. На мысль об этом сходстве меня наводила ослепительная, жизнерадостная улыбка Жана Дюжардена. Вообще, надо сказать, что если вы будете смотреть немое кино 1920-х (а оно сильно отличается от более примитивного времен 1915 - 1918-х), то поймете, что на самом деле означает термин "голливудская улыбка". Дюжарден вернул нам эту заразительную улыбку.




Жан Дюжарден в роли Джорджа Валентина




Дуглас Фэрбенкс и его "фирменная" улыбка

К тому же, киноманы наверняка узнали в отрывке, который смотрел Джордж у себя дома фильм Фэрбенкса «Знак Зорро», в который были вставлены крупные планы загримированного Жана Дюжардена, исполняющего роль Валентина.




кадр из фильма "Артист"




Реклама фильма "Знак Зорро" с Фэрбенксом.

Прекрасная сцена "поклоны" в самом начале фильма напоминают мне чаплинские гэги. Кстати, кто не видел фильм Чаплина "Собачья жизнь" - очень советую!




Прототипом персонажа Пеппи Миллер послужила юная Джоан Кроуфорд образца 1925 года. Художник по костюмам Марк Бриджет гордится тем, что первое платье Пеппи, как актрисы, имеет такую же бахрому, как и у Джоан в фильме «Our Dancing Daughters».




Джоан Кроуфорд в фильме «Our Dancing Daughters» (1928 г).




сцена из фильма "Артист".
Единственное, что мне не понравилось в фильме - это то, как скроены и сидят на Дюжардене фрак и костюмы...

КОСТЮМЫ

Для начала, художник по костюмам Марк Бриджес (уже выигравший за этот фильм премию БАФТА и номинированный на Оскар) просмотрел много немых кинофильмов. В то время, кино было не только без звука, но и черно-белым, а это не упрощает, а усложняет работу художника по костюмам. С другой стороны, Марк обнаружил, что через фактуры и интенсивность черно - серо - белых пятен тоже можно рассказать историю. Например, гладкие ткани (крепдешин) он использовал для героини, когда она только пробивается на звездный Олимп, блестки, бисер, меха - когда та уже стала звездой.




Платья из фильма на ежегодной лос-анжелеской выставке FIDM Museum "20th Annual Art of Motion Picture Costume Design", посвященной вручению Оскара за лучшие костюмы.

«На самом деле, отсутствие звука иногда облегчает нашу жизнь: нам не приходится беспокоиться о том, что микрофоны трутся о тафту (которая очень громко шуршит - прим. мое), что им мешают ювелирные изделия (снова я влезу: не могу без смеха вспоминать сцену с бусами в фильме «Поющие под дождем») и тому подобное.  Что же касается цвета, то первое платье Пеппи, где она сталкивается с Джорджем на премьере фильма, на самом деле ярко-оранжевое, но на черно-белой пленке оно имеет замечательный мягкий серый тон, и я добавил лишь контрастный воротник и бант.







Джордж был одет в этой сцене в черно-белый фрак.



Получился большой контраст: она серого цвета, она еще неизвестна. Он на вершине славы, в ярком черно - белом цвете.

Обратный эффект мы видим в сцене на лестнице.




Он опускается вниз, она идет вверх.
Он растворяется в сером,




она находится в светящемся белом ".




Но тут приходилось быть осторожным и всегда работать в паре с художником-постановщиком, чтобы актеры не сливались с фоном. Разумеется, блестки, парча и прочие яркие фактуры очень помогали добавить костюмам объем.




Платья в фильме не винтажные, а реконструированные. "Через 90 лет, большинство шелковых платьев оказались просто разрушены. Пот, время, вешалки и пыль сделали их непригодными для ношения или настолько хрупкими, что они бы не выдержали съемок. Зато, поскольку мы снимали в Голливуде, я смог посмотреть на настоящие костюмы той поры на складах Western Costume Company




Пеппи Миллер (актриса Беренис Бежо)

Мы часто находили вещи, проеденные молью, и переделывали их на Беренис, примеряли, чтобы посмотреть, как они сидят, а затем  распарывали и сшивали заново из новой ткани, тщательно воспроизводя крой и отделку.  Мы использовали много тяжелых крепдешинов из Sears catalogs 1927 года для пошива женских платьев.  У меня также есть коллекция старинных воротников и мы добавляли их в некоторые костюмы».




Из развалившихся старых платьев, расшитых бисером и стеклярусом художник либо вырезал аппликации и бережно переносил их на новое платье, или отдавал копировать вышивку. Поэтому костюмы в фильме, хотя и не старинные, но бережно реконструированные.




«В женской одежде той поры удивляет тот факт, что она кажется очень простой на вид, но при ближайшем рассмотрении имеет сложнейший крой. Была пара платьев, которые мы сделали для Пеппи, скроенные в двух или трех направлениях: лиф по долевой нити, рукава и юбка - по косой, но вы никогда на это не обратите внимания.




Зато все шляпы были старинными, подлинными. Как и шляпа с вуалеткой в сцене, когда Пеппи сидит в машине, после аукциона.  «Мы нашли оригинальную шляпку, а затем, я решил, что вуаль будет очень уместна в этой сцене, потому что она (Пеппи) кинозвезда и сидит на заднем сиденье своего лимузина».




Марк Бриджес помог актрисе справиться с красивой сценой в бунгало Валентина: когда Пеппи воображает, что фрак - это сам Джордж. Беренис мучилась, репетируя все выходные, ей не нравилось, как получалось. Тогда она попросила Марка ей помочь. Он схитрил и перекроил фрак, сильно опустив пройму рукава, а также вложил в него немного мягкой ткани, чтобы тот не выглядел плоским. И все прошло без сучка и задоринки!




Приятно, что все эти усилия не пропали зря. Фильм получился очаровательным, легким, радующим глаз и поднимающим настроение. Причем, не только любителям старого, немого кино, но и людям, к нему равнодушным.

Ну и напоследок, не могу ни вспомнить забавного Джек-Рассела терьера  по кличке Угги, который, в итак прекрасный фильм, привнес еще одну нотку душевности.




На Каннском кинофестивале приза был удостоен не только Жан Дюжарден, но и Джек-Рассел-терьер по кличке Угги. Он получил специальный приз PALM DOG, который на фестивале ежегодно вручают за лучшую роль в исполнении собаки ("Кинопоиск")

Ссылки:

фильм "Артист" сейчас идет в кинотеатрах

не знаю, нужно ли вам давать ссылки на скачивание немых фильмов, но я даю:

"Знак Зорро" http://kinozal.tv/details.php?id=332216

с Гилбертом и Гарбо
"Плоть и дьявол" http://kinozal.tv/details.php?id=927724
"Женщина дела (Женщина, крутившая романы)" http://kinozal.tv/details.php?id=918101
"Королева Кристина" http://kinozal.tv/details.php?id=188910

Чаплин, "Собачья жизнь" http://kinozal.tv/details.php?id=282795

интервью Бриджеса, там есть еще много интересного, но все они по-английски:

http://sparklingandsweet.com/tag/costume-designer-mark-bridges/
еще интервью http://articles.latimes.com/2012/feb/07/news/la-en-costumes-artist-20120207
и еще http://www.vanityfair.com/online/oscars/2012/01/the-artist-costumes-art-deco-set-design-peppy-flapper-dress#slide=1

про фильм на сайте IMDB http://www.imdb.com/title/tt1655442/
про съемки http://latimesblogs.latimes.com/entertainmentnewsbuzz/2012/01/the-artist-gives-a-shout-out-to-los-angeles.html

про Джона Гилберта http://en.wikipedia.org/wiki/John_Gilbert_(actor) (в русском варианте, к сожалению, много придуманного журналистами)

немое кино, любимое, ар деко, Оскар, Марк Бриджес, Джон Гилберт, художники по костюмам, 1920, золотая эра Голливуда, Чаплин, 1930, Голливуд

Previous post Next post
Up