Верона

May 08, 2010 18:59

Пожалуй, стоит немного рассказать о моём путешествии по Италии и показать сделанные там фотографии.

Буду это делать в хронологическом порядке. Первый итальянский город, который я толком увидел - это Верона.




Теперь, уже вернувшись из поездки, я понимаю, что Верона стала для меня чем-то вроде трейлера к остальной Италии - рекламного ролика, предваряющего показ фильма. В ней отразилась и римская история, и средневековье, и ренессанс, и эпоха объединения страны, и мировые войны. Холмы, горы на горизонте, река со старинными мостами, цветущие всеми красками весенние деревья, разноцветное мороженное, граффити повсюду - все эти кусочки мозаики я встречал после во всех итальянских городах - от Рима до Милана. Особняком стоят разве что Венеция и Неаполь, но о них разговор будет позже.





Когда гуляешь по Новгороду, Пскову или Старой Ладоге, думаешь: "Божештымой! Старина-то какая!!! 16 век! 15 век!!!" Попав же в Италию, довольно резко понимаешь, что масштаб начинает смещаться - и понятия о "древности" здесь совсем другие.

Поселение на месте Вероны существовало ещё в 6 веке до нашей эры. Может и раньше, но свидетелей тому уже нет. Жили здесь некие эвганеи, народ о котором и известно-то очень мало, так как по соседству обитала гораздо более шустрая римская цивилизация. Ещё доимперские римляне быстренько этих самых эвганеев завоевали, а Верона стала римской провинцией - уже в 1 веке до нашей эры. И благодаря расположению на перекрёстке нескольких дорог, стала бурно развиваться.

Римляне за пару сотен лет построили в Вероне кучу своих зданий и сооружений - дома, мосты, ворота, арки, театр и даже огромный амфитеатр для гладиаторских боёв и прочих забав. Многое из этого неплохо сохранилось и до сих пор.

Театру, правда, повезло меньше. Он был одним из первых сооружений в римской Вероне - вокруг него, собственно, и застраивался город. Однако расположили его прямо на берегу местной речки Адидже, которая имела обыкновение разливаться и затапливать этот самый театр. Для защиты от наводнений вдоль реки было построено даже две стены, однако театр смог простоять лишь несколько веков - уже в раннем средневековье, устав бороться с водой, его засыпали, а сверху стали строить новые дома. На фото чуть ниже остатки театра можно увидеть примерно в середине кадра в окружении более поздних жилых домов и кипарисов. На вершине же холма в 14-ом веке взгромоздили замок Сан-Пьетро, откуда, кстати, открывается отличный вид на город.




В отличие от театра, римский амфитеатр или Арена - с большой буквы, как называют его в Вероне - сохранился куда лучше. Построили его всего за несколько лет до распятия Христа и на полвека раньше, чем знаменитый Коллизей в Риме. После окончания строительства Арена Вероны была крупнейшим амфитеатром после такого же сооружения в Капуе, однако Коллизей оттеснил её на третье место по размерам.




Арена практически всегда использовалась по своему прямому назначению - для увеселительных мероприятий. Сначала там бились гладиаторы и давались цирковые представления. Потом - жгли на потеху публике еретиков и устраивали рыцарские турниры. В 12 веке землетрясение разрушило внешнее кольцо амфитеатра, и ушлые горожане растащили его камни на свои постройки, однако внутренние кольца выстояли. В более позднее время на сцене даже проходили корриды, завезённые из Испании. Последние сто лет Арена активно используется как оперная площадка - внутри стоят современные кресла и аппаратура, а билеты на представления стоят весьма недёшево. Так как я не любитель оперы, то проверять хвалёную акустику не стал.

Всё в том же 1-ом веке построена триумфальная арка Гави в честь одноимённой знатной веронской семьи. Это, кстати, редкий случай в истории - арка, посвящённая частным лицам, а не правителям или полководцам. В средние века это сооружение, чтобы не болталось без дела, сделали воротами в городской стене. Потом город разросся, стену убрали, а арка так и осталась торчать, перегораживая улицу, пока в 1805 году её не приказал разобрать Наполеон, чьим военным обозам она якобы помешала свободно проезжать. Завоеватель отвоевался, а арку вновь собрали из оставшегося материала.




Под аркой сохранился и кусок аутентичной древнеримской мостовой, причём сделанной из чёрного вулканического базальта.




Более скромные древнеримские ворота, сохранившиеся в Вероне - Порта Борсари. Когда-то они отмечали южную границу города и даже имели собственный внутренний двор, однако с ростом города вокруг понастроили более современные здания, и сейчас на их фоне ворота смотрятся немного странно.




Помимо арок и ворот, римляне оставили и мост. Называется он Ponte Pietra, однако переводится не как "Мост Петра", а проще: "Каменный мост". Впрочем, римским его можно назвать весьма условно. Во-первых, и появился-то он ещё до римлян (правда, незадолго до). Во вторых, мост много раз падал (да, в Италии падают не только башни, но и мосты) - и его строили заново. Сначала он грохнулся в 1007 году. Простоял полтора века - и вновь упал в 1153. Далее его остраивали всё более халтурно - в следующий раз он развалился в 1232 году, а потом и вовсе почти сразу после восстановления - в 1239. На некоторое время о нём позабыли, потом собрались с духом и вновь отстроили в 1503 - и снова не прошло и нескольких лет, как мост падает. Через пять лет городской совет решает вернуться к старому римскому проекту и нанимает архитектора, который построил точную копию древнеримского моста. Этот простоял вплоть до второй мировой войны, когда отступающие фашисты его просто взорвали. Восстановили его в 1959-ом. Пока стоит.




Другой веронский мост - мост Скалигеров - был построен уже в средние века. При этом забавно, что архитектор этого моста настолько боялся, что его детище упадёт ещё до его официального ввода, что приехал на церемонию открытия верхом на коне, готовый в любую минуту умчаться прочь, если мост начнёт обрушаться. Но всё обошлось - архитектор получил от герцога обещанное вознаграждение и впридачу ценный древний меч, а мост стоит до сих пор.










Кстати, обратите внимание на "ласточкины хвосты" бойниц - ничего не напоминает? :-) Правильно, московский кремль - один в один! Веронский замок Кастельвеккио, к которому и примыкает мост, был построен в 1375 году, за сто с лишним лет до того, как Кремль обзавёлся краснокирпичными стенами. Причём строили наш Кремль именно итальянцы, поэтому сходство неудивительно. Более того, архитекторы эти наверняка были сторонниками гибеллинов (именно они украшали свои строения такими зубцами, а их противники - гвельфы - предпочитали прямоугольные зубцы).







И мост, и замок были построены правящей городом династией Скалигеров, причём мост был также укреплён для того, чтобы в случае чего правители смогли сбежать по нему на другую сторону реки и далее на север - к Альпам. В итоге так оно и произошло - в 1387 году, через 12 лет после постройки замка правителю пришлось воспользоваться мостом и спешно покинуть город, после того как военная заварушка с Миланом была практически проиграна. Чуть позже Верона отошла под крыло Венеции и оставалась там вплоть до конца 15 века. В городе до сих пор стоит крылатый лев с книжкой - символ Венеции.




Однако по-настоящему знаменитой Верона стала благодаря человеку, который ни разу в ней не был. Уильям Шекспир разместил действие своей пьесы "Ромео и Джульетта" именно в этом городе. Когда пьеса стала популярной, местные жители быстро отыскали и дом Джульетты, и её гробницу. А городские власти выкупили этот дом у владельцев - и организовали там музей, около которого буквально не протолкнуться. Нашли и дом Ромео, однако его выкупить пока так и не удалось.

В арке, которая ведёт во двор Джульетты, тысячи влюблённых пар и одинчек оставляют записочки для героини Шекспира. Поэтому вид у этой арки весьма специфичен.




Во дворике же, под балконом Джульетты, днём - нереальная толпа туристов. Каждый хочет потереть грудь памятника героине - считается, что это даст трущему какие-то плюшки. Я видел, как прорываются к бронзовой статуе дородные украинцы, перекрикивая толпу: "Вася, ты хде? Меня ш тут задавять! Ты хрудь ей, хрудь трогай!" Вот и стоит бедная Джульетта с блестящей грудью.




А на сам балкончик - тоже очередь. Покупаешь билетик в музей, проходишь по комнатам - и пожалуйте на балкон. Если с парой, то можно и поцеловаться, на радость толпе внизу.




Ещё один интересный памятник, обнаруженный мною в Вероне - бронзовый мужик в шляпе, напряжённо вглядывающийся в туманную даль. Как оказалось, это просто памятник поэту, не какому-то конкретному, а абстрактному - поэту. Вот они какие, поэты - по мнению итальянцев. :-)



Ну и напоследок - ещё несколько фоток, чтобы проникнуться атмосферой города:





































Previous post Next post
Up