\\ Это, а не религия и не труд на земле, по моему мнению, являлось основой русского крестьянского воспитания.
Это = патриархальный уклад жизни, в котором род(ители) важнее (порой невозможного) индивидуализма? Думаю, исторически, патриархия в России и есть то что вы описали, а не женщины-содержанки, например.
очень интересно, Таня. мне это посмотреть и услышать было негде. бабушка рассказывала много про свою семью, но они уже в городе жили, и во многом было другое воспитание...
Я получала два очень разных воспитательных воздействия - русское крестьянское (православное) и еврейское светское, городское (условно-интеллигентское - техническая интеллигенция). При этом у меня за всю мою жизнь не случилось ни одного момента, в котором они бы непримиримо противоречили. Они были разными, они апеллировали к разным сторонам личности, но, по идее, утверждает одни и те же ценности: трудолюбие, уважение, терпимость, ответственность, человечность и даже духовность - только по-разному воплощенную. Самое интересное, что любое ответственное воспитание ребенка добрым и порядочным человеком приведет к одним и тем же результатам! Нюансы минимальны!
Я застала "уважение к старшим" как непререкаемую установку даже если никаких иных поводов к уважению кроме старшинства не было, а поводов к обратному - пруд пруди. Пока росла - следовала ей, по крайней мере внешне. Но своих детей воспитывала иначе, и не требовала от них уважать тех, кто ни себя ни окружающих уважать не способен.
У меня та же картина. Где-то на границе юности и молодости у меня накопился большой негативный опыт: старые мошенники, старые козлы, злые старые ведьмы, старые вруны. И пришло отрицание возрастных горизонталей как основы, определяющей отношение к человеку. И своим детям я внушала скорее вертикаль: минимальное, формальное (хотя и довольно глубокое) уважение ко всем людям, кто не дал никакого повода к неуважению, и очень большое - к тем, кто добр, порядочен (вне зависимости от возраста). Но тень этих установок, полученных в детстве, осталась - это веждивость к любому старому человеку, даже старому негодяю. Хотя я понимаю, за ней уже мало что стоит.
К родителям - соглашусь без малейшего возражения, но ко всем старшим - не получается. Вернее, получается у людей среднего возраста по отношению ко всем сильно пожилым, когда примешиваются уже ассоциации с собственными немолодыми родителями, но, мне кажется, там больше действует не уважение как благоговение, а жалость, сострадание к их слабости, уязвимости. Лет в 20-30 мне трудно было заставить себя уважать всех 50-летних, к примеру, поскольку я видела очень большое количество, к примеру, негодяев или опасных людей, которые угрожали безопасности, были агрессивны. Особенно это обострилось, когда я была молодой матерью - если я видела, что человек, например, мог навредить моему ребенку. В 50 уже легче относиться к 70-летним и старше - теплее, заботливее.
Comments 24
Это = патриархальный уклад жизни, в котором род(ители) важнее (порой невозможного) индивидуализма?
Думаю, исторически, патриархия в России и есть то что вы описали, а не женщины-содержанки, например.
Очень интересно читать.
Reply
Reply
Reply
Reply
бабушка рассказывала много про свою семью, но они уже в городе жили, и во многом было другое воспитание...
Reply
Reply
Reply
Но тень этих установок, полученных в детстве, осталась - это веждивость к любому старому человеку, даже старому негодяю. Хотя я понимаю, за ней уже мало что стоит.
Reply
А Вы согласны с тем, что уважение к старшим, к родителям, должно быть беспрекословным и в наше время - само собой разумеющимся? Я этого не замечаю.
Reply
Reply
Leave a comment