Вспоминая путешествия. Идем на восток.Уроки Волги и ее притоков

Nov 29, 2009 13:22



Гонки по Каме. "Герцен" побеждает, пассажиры вопят от восторга!

Уроки Волги и ее притоков. Еще впереди - последнее наше путешествие, на запад, по Оке, а я уже подвожу предварительные итоги наших странствий. Вспоминая моменты, как красной чертой подчеркивающие то, ради чего мы предприняли эти путешествия. Ведь Путешествие - это всегда не только странствие вовне - в пространстве и во времени, но и движение внутри самого себя.

Для меня слились воедино образы первозданно-прекрасной, могучей и грозной природы сказочного края - Предуралья, драматичная история России, именно в этих местах оставившая свой яркий след, и - пусть на день, на час, на миг - увиденные мной люди. Многих из которых я не могу забыть, хотя я не застольничала с ними, не «тусовалась», а просто встретилась на нашем долгом пути сквозь километры пути и годы жизни.
Чистополь. Город, выросший из села беглых крепостных крестьян, поволжская «Либерия» - земля свободы. Много раз разграбленный, разрушенный, «зачищенный». Великолепный собор, построенный людьми, для которых обретенная со страданиями, с кровью свобода была неотделима от веры. Экскурсовод - словно на самом деле являющийся потомком мятежных русских крестьян-беглецов - молодой, высокий и широкоплечий красавец с пшеничными волосами и теплым голосом басового тембра, в простой белой рубахе - настоящий сказочный герой, педагог-историк. Его рассказ о иконах святых, которым посвящен собор, вызывает даже у малышни острое любопытство, и наши детки истово и радостно крестятся. А я увидела совершенно неописуемую икону Троицы, о которой даже рассказывать не могу, но она снится мне с тех пор!

Там же, в Чистополе - дом-музей, где во время Великой Отечественной войны провел время эвакуации вместе с другими членами Союза Писателей, Борис Пастернак. Комнатка Пастернака, аскетическая и напоенная высоким духом, место, где не могли не родиться стихи. Отсюда шла переписка с Мариной Цветаевой, бывшей, в сущности, неподалеку - в Елабуге, с которой что-то помешало встретиться, ведь тогда, возможно, что-то могло бы сложиться иначе, но - увы... Экскурсоводы читают Пастернака так, что замирают даже дошкольники. Образ поэта, который в костюме-тройке и щегольских ботинках идет на колонку за водой, а другой одежды у него нет… стоит перед глазами.

Внутренне это перекликается с впечатлениями, оставленными посещением экскурсии в мечеть Азимова в Казани (список наследия ЮНЕСКО), где милая и интеллигентная экскурсовод - ВУЗовский преподаватель - прочитала нам великолепную лекцию об исламе. И казанский памятник поэту Мусе Джалилю, заставивший вспомнить другого литератора-мученика, человека по имени Юлиус Фучик, сказавшего: «Люди! Я любил вас! Будьте бдительны!»
И это - в ту же копилку чувств и мыслей, где - мои коллеги и друзья - татары, где милый чайханщик из «Шелкового пути», где продавщицы мороженого на улицах Казани, которые помогают, подсказывают нам, заплутавшим, вечером, сошедшим с теплохода сразу после неожиданно сильного речного шторма и шатающимся, как пьяные - и как пьяные, слегка неадекватным, как добраться до гостиницы «Волга».

Во время шторма похожий на Омара Шарифа капитан Маршарифов грозно отдавал команды по рации, дети спрятались в каюте, а мы с Булджером с трудом проползли на нос корабля, дабы постоять там, в колоритной позе, подобно Кейт Уинслет и Леонардо ДиКаприо в «Титанике». Но не смогли! Ветер снес нас, повалил и сплющил! И нас прижало к стеклу музыкального салона, где юношеская оперная студия вместе с пассажирами, борясь с возможностью (гипотетической, не случившейся) паники, устроила общую спевку. И мы посмотрели и послушали, как наша соседка по столу в ресторане рыжая удмуртка чисто и плавно выстраивает второй голос в песне «Эх, дороги». Стоя рядом с меццо-сопрано Олей… (фотография штормовых камских волн, сделанная с большим усердием и некоторым риском - по крайней мере для фотоаппарата-мыльницы - предваряет мой позапрошлый пост, первый из серии «Идем на восток»).

В ресторане «Герцена» я чувствую себя до неприличия счастливой. Все так вкусно и красиво, и девушки в белых кителях обслуживают нас так элегантно, старательно и внимательно, и - вместе с тем - величаво и с достоинством, что я чувствую себя гордой королевой среди прекрасных юных фрейлин, а не чванливой барынькой среди подобострастной прислуги. Последний вечер - с красным вином, бокал которого мы поднимаем за «Герцен» и за наши новые встречи! Метрдотель и официанты в белых кителях прощаются с нами торжественным построением, а мы им аплодируем!

Настя в чувашской шапочке расспрашивает рыжую о финно-угорском пантеоне…

Древняя старушка в кисейной шляпке учит Илью рисовать лошадок…

Пассажиры теплохода - русские, немцы, татары, башкиры, армяне, удмурты, марийцы, евреи, украинцы и белорусы, приверженцы всех вер и культурных традиций, из шикарных «люксов» и из дешевых нижнепалубных кают… Нас всех радует и ободряет песня, которая поется хором, и пугает водная пучина, мы все готовы в трудную минуту помочь друг другу и рады встретить помощь!

Это Волга, Кама, Белая, Ока и Вятка, и другие - притоки нашей общей Родины, реки нашей общей судьбы.
После этого путешествия и этих впечатлений дети многое понимают без доказательств. Теперь для них одинаково абсурден и мелкий подленький сепаратизм и такой неумный в многонациональной стране лозунг «Россия - для русских!» Теперь «не пройдет» для них и мерзкий для культурного человека обычай третировать непохожих на себя людей - таких героев и патриотов, как Надежда Дурова, таких гениев искусства, как Петр Ильич Чайковский. Императивно - уважение. Желанно - знание и понимание, но понятно, что на это надо тратить силы и время, само собой ничего не делается и не получается. История и география - не «предметы» и школьные «уроки» - а великие и могучие реки информации, питающие и культуру, и экономику с политикой, и просто - интересную и полнокровную жизнь человека.

У которого есть Родина и История, Бог и судьба. И, конечно, совесть.
И обязательно - друзья!



Валуны на берегу Камы



С высоты булгарского Чертова Городища (Х век) под Елабугой река просмотривается на 50 км

с натуры

Previous post Next post
Up