Африка в Сибири: «С посетителями в музее может что-то случиться, с сотрудниками - нет»

Nov 19, 2011 09:13

В Новосибирском краеведческом музее открылась масштабная этнографическая выставка - 160 подлинных предметов из частного собрания, иллюстрирующие бытовую и ритуальную культуру «чёрной» части Африканского континента. Наш корреспондент побывал на первой экскурсии по выставке и узнал об отношениях мужчин и женщин в африканских племенах, а также о том, как жители «чёрного» континента научились менять объекты своей культуры, чтобы продавать их иностранцам.

Все предметы экспозиции, включая элементы декора, музею предоставил новосибирский бизнесмен Игорь Гребнев. Он собирал её для себя - приобретал в путешествиях, на аукционах, что-то ему привозили. Краеведческому удалось договориться с коллекционером и дать новосибирцам возможность увидеть ту Африку, которую они, как правило, не знают. Куратор выставки - директор музея Андрей Шаповалов. Он же провёл первую экскурсию. «Потому что очень хорошо учился и много знаю», - объяснил он эту дополнительную нагрузку.
«Африка у нас ассоциируется с Айболитом: „Не ходите, дети, в Африку гулять“. Это правда - там и лихорадка Эбола, там войны, там трайбализм - много всего. Но ведь кроме этого Африка ещё и наследница древних цивилизаций с очень интересными культурами», - начал свой рассказ экскурсовод.

«Чёрная» Африка - это часть континента южнее пустыни Сахара, она населена преимущественно негроидными народами, в отличие от европеоидов Северной Африки. На выставке представлены культуры Западной и Центральной тропической Африки, около 20 народов и стран - территории современных Конго, Мали, Камеруна, Нигерии, Либерии, Анголы и других.

Большая часть предметов относится к началу ХХ века. Как объяснил Андрей Шаповалов, в Африке есть два времени - «сеси» и «залгапи». В переводе с суахили это значит «сейчас» (моё время) и «тогда» (до моего рождения - хоть за день, хоть за 1000 лет). Всю «Чёрную Африку» можно смело так и датировать - залгапи.

«Как и любая традиционная культура, африканская - очень синкретична, то есть у неё нет разделения на сакральное и профанное пространство. Всё профанное, повседневное обязательно участвует в духовной жизни. Так, эти резные деревянные двери и межкомнатные перегородки самых простых жилищ из тростника - не просто физическое препятствие, но и сакральное - они оберегают обителей дома», - рассказывает куратор экспозиции.

Маски, представленные на выставке, это не привычные туристу сувениры, а настоящие объекты культа. Например, маски предков, которые, по мнению африканцев, умерли не в нашем повседневном смысле, а перешли в другой разряд - стали духами. Такие маски режут, копируя с лица покойного. А ещё маски инициации, маски-костюмы, Мать масок, праздничные, ритуальные, фаллические маски, антропоморфные маски духов и мифологических персонажей.

«Все мифы обязательно кровавые, очень неприятные. Но миф - это то, что нельзя повторять. Например, обряд инициации - это жуткая боль, сопровождаемая пересказом мифов. Вместе это даёт очень хороший воспитательный эффект - болевой шок наряду с этой мифологией вводит человека в транс и ставит своеобразный ментальный блок - человек не захочет убивать брата, насиловать сестру и прочее плохое - то есть всё то, что делают боги в мифах», - поясняет Шаповалов.

Не менее важными духовными сущностями для африканских народов являются ещё и всевозможные статуэтки. Например, Манкифи - дух-охранитель от злых сил. «При этом он сам очень злобный дух, - рассказывает директор-экскурсовод о своей любимой статуэтке. - Настолько злобный, что его даже руками трогать нельзя, его даже передвигают палками, чтобы не касаться. Настолько злобен, что, если поставить его в доме, он будет отгонять всех других злых духов, а если с ним прилично обращаться, то будет помогать вам».

«Чтоб вы знали, только музейная любовь и отношение к предмету защищает нас от магии, которая есть в вещах, - продолжает Шаповалов. - Музей всегда имеет дело с магией мёртвых вещей и их мёртвых владельцев. В этом есть что-то недоброе. Но поскольку наше отношение к ним благосклонное, они нам платят тем же. С посетителями в музее может что-то случиться, с сотрудниками - нет. Я смело беру рукой любую [вещь из коллекции]. У нас у всех есть магия белого человека - невежество. Мы не понимаем, поэтому на нас плохо действует».

Для первых европейцев, пришедших на «Чёрный континент» несколько веков назад, предметы африканских культов были лишь занятными вещицами. «Африканцы очень рано осознали, что белые понимают Африку по-другому, и стали делать вещи на потребу европейцев, - объясняет зарождение „чёрно-белых“ торговых отношений куратор выставки. - Например, белые любят стройных африканок, значит, скульптуру надо тянуть вверх. А вот это настоящая Африка - [статуэтка] немножко нелепая, но зато [изображённая женщина] правильно держит ребёнка».

Ещё сравнение. Настоящий стул вождя, правильный с точки зрения местного социума, хорошо иллюстрирует царивший в африканских племенах матриархат. «Мужчина - это охотник. Он что-то добывает, но в основном для себя. А мотыга - это для женщин. В африканском обществе женщина должна работать, и, поскольку она является основной производственной единицей, на ней держится весь социум. Мужчины же очень гордые и не могут этого допустить. Поэтому достойный африканский вождь должен сидеть на троне в виде богини, которая держит мужчину-вождя у себя на голове. Этим как бы подчёркивается, что, да, она создательница нашего общества, но мы, мужчины, всё равно всегда сверху», - рассказывает Андрей Шаповалов.

Африканцы сделали трон на потребу европейцев - со спинкой, нарядный, окружённый негритятками. Местные мастера ещё и копировали искусство чужеземцев - орнамент на браслетах европейской формы, композиция и вовсе эллинская, а голова изображена негритянская.

Особого внимания заслуживает так называемый гвоздевой фетиш, который специально изготавливают, чтобы причинять изображённому духу боль. Его обязательный элемент - пузико, которое нужно гладить, если уж очень чего-то хочется, или забивать в него гвозди, чтобы дух выполнял свой завет - договор между миром духов и людьми. «Мол, мы, люди, вас кормим, относимся к вам хорошо, а вы выполняете наши просьбы и поручения. Не выполняешь - получи гвоздь в пузо», - заканчивает экскурсию директор.
Автор: Татьяна Ломакина
tayga.info/details



Картинка с выставки

Культура

Previous post Next post
Up