Российские учёные собирают вездеход для Севера

Jun 09, 2015 09:36

Оригинал взят у nanonews_2011 в Российские учёные собирают вездеход для Севера

Вездеход «РУСАК» с колёсной формулой 8х8, предназначенный специально для эксплуатации в суровых северных условиях, конструируют в научно-образовательном центре «Транспорт» Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева. Машина сможет преодолевать глубокий снег и болотные топи, передвигаться в районах разлива рек, и при этом будет максимально экономной и дружественной к природе.



Внешний вид (проект дизайна) вездехода

Изобилие выбора на автомобильном рынке, которое для среднестатистического российского потребителя слегка подкорректировал взлёт доллара в конце прошлого года, увы, никогда не ощущалось в Арктике. В российской части самого сурового на планете из всех обжитых людьми регионов (площадь нашей Арктики 4,4 млн. км2) постоянно проживает около 2 млн. человек. Кроме этого, в Северных и Северо-Восточных регионах России порядка 25% населенных пунктов с 20 млн. жителей не имеют регулярного транспортного сообщения с соседними поселками, а 40 000 населенных пунктов не имеют дорог с асфальтобетонным покрытием. Людям, проживающим в таких условиях, нужны особенные машины, чтобы иметь доступ к больницам, школам, услугам администраций, да и вообще иметь возможность поддерживать связь друг с другом, особенно в условиях чрезвычайных ситуаций, не редких на северной окраине Земли. Но большинство популярных моделей, завлекающих покупателя в витринах столичных автосалонов, конечно же, им не подойдут. Как правило, для северного экстрима используют гусеничную технику либо модернизированные версии мощных внедорожников.




Учёные Нижегородского технического университета им. Р.Е. Алексеева поставили перед собой цель решить транспортные проблемы северян с помощью своей разработки - амфибийного вездехода «РУСАК» с колесной формулой 8х8, обладающего высокой проходимостью и хорошими экологическими характеристиками. Он без труда преодолеет болота, метровые преграды из свежевыпавшего снега, водные преграды на равнинных реках с течением не более 5 км в час. У него будет два бензобака, обеспечивающих дальность хода на суше порядка 650 км, а на воде - 150 км.



Эскизный проект российского чуда техники практически готов. Для него разработаны все основные узлы. В конце этого года агрегаты будут произведены в железе, после их соберут в единую конструкцию. Сейчас ученые работают над дизайном автомобиля, а к середине 2016 года обещают собрать первый экспериментальный образец.
Справка STRF.
Из чего состоит вездеход «РУСАК»



Фрагмент компоновки машины
Для вездехода разработаны все основные узлы, которые в 2016 году воплотятся в опытный образец:
- оригинальная 6-ти ступенчатая механическая коробка передач, имеющая командное и автоматическое управление, благодаря чему упрощается процесс переключения передач в условиях бездорожья или глубокого снега, и в целом повышается комфортность управления транспортным средством,
- 2-х ступенчатая раздаточная коробка, согласованная в своих характеристиках с коробкой передач и другими агрегатами трансмиссии, имеющая блокировку дифференциала, которая включается при преодолении особо сложных участков местности,
- привод водяного движителя (водомета), четыре ведущих моста с гипоидными главными передачами и межколесными блокировками. При этом внутренние ведущие мосты являются проходными, обеспечивая оптимальную компоновку машины, с меньшим количеством узлов и агрегатов в трансмиссии,
- колесные редуктора, существенно увеличивающие крутящий момент на огромных ведущих  колесах, диаметром 1,3 метра и повышающие дорожные просвет машины до 570 мм,
- разрабатывается оригинальные корпус и рама-лодка, которая позволит передвигаться по воде, и регулируемый дорожный просвет, обеспеченный гидропневматической подвеской
«Определённые технические решения мы прорабатывали в более ранних проектах, например, по ходовой части, по подвеске, по рулевому управлению, - комментирует ответственный исполнитель проекта, заместитель директора НОЦ «Транспорт», к.т.н, доцент Александр Блохин. - Особенность этого вездеходного транспортного средства в том, что оно будет полностью управляемым в экстремальных условиях. Все его 8 колес диаметром 1,3 метра способны поворачивать, причем в зависимости от скорости движения может быть поворот как первых двух осей, так и всех четырех. При этом, первые две и третья с четвертой осями могут поворачивать в разные стороны. Сделано это для того, чтобы уменьшить угол поворота и соответственно повысить маневренность и устойчивость транспортного средства при движении с относительно большой скоростью - 50-60 км в час, а также при выходе из глубокой колеи, образованной после тяжелых грузовиков, тракторов или какой-либо другой спец. техники. Ограничение по скорости обусловлено тем, что предполагается использовать шины сверхнизкого давления, которые больше подходят для северной природы, поскольку позволяют лучше преодолевать глубокий снег и двигаться по болоту, а также не создают большого давления на грунт - среду обитания редких видов животных и растений. Правда, с другой стороны, такие шины могут потерять устойчивость при высоких скоростях.

Однако в тех условиях, в которых будут эксплуатироваться вездеходы, - в болотах, на снегу, на бездорожье, - говорить о высоких скоростях вообще не приходится. Там даже езда со скоростью 20-25 км/ч кажется запредельной».

Предполагается, что вездеход будет иметь ряд преимуществ по сравнению как с адаптированными к северу внедорожниками, так и с гусеничной техникой.



«Качество вездеходов, которые создаются на базе серийных автомобилей, не очень высокое, потому что изначально заимствованные узлы и агрегаты не предназначены для эксплуатации в сложных северных условиях, при которых могут возникать пиковые нагрузки на детали и серьезные температурные перепады (в сутки до 30-40 ºС). В итоге это приводит к тому, что качество изделий имеет невысокую надежность, случается очень много поломок и отказов, - поясняет Александр Блохин. - Используемая сегодня на Севере гусеничная техника имеет более высокую проходимость и грузоподъёмность, чем колесная, но у нее значительно меньше скорость, плюс она наносит большой ущерб экосистеме, и слишком дорога в эксплуатации. В своей разработке мы постарались учесть все эти моменты. И технические характеристики, и экологию, и экономику. Грузоподъемность нашей машины будет около 2 т.

По части расходов можно привести такой пример: если расход топлива гусеничных машин порядка 100 литров на 100 км и более на твёрдых опорных поверхностях и грунтах, то у нашего вездехода составляет 22-25 литров на то же расстояние.

При движении по снегу у колесной и гусеничной техники потребление топлива может увеличиваться в 2 и более раза. Учитывая то, что пробеги между точками могут быть достаточно большие, порой более 600 км, можно сказать, что расход топлива в северных районах является одним важных эксплуатационных показателей. Результат: на нашей машине не придется устанавливать дополнительные топливные баки, вместо них можно взять больше груза. Мы ориентируемся на оптимальное сочетание в этом вездеходе показателей высокой проходимости, производительности и эффективности движения на опорных поверхностях с низкой несущей способностью (снег, песок, болота), не уступающей гусеничным машинам аналогичного класса, и экологичности, достигаемой использованием дизельного двигателя стандарта Евро-4 и движителя с высокими экологическими качествами, необходимыми для северной природы».

Ориентировочная цена вездехода, по оценкам разработчиков, составит 3,5-4 млн. рублей в зависимости от комплектации. Основными потребителями машины будут всевозможные службы и хозяйства северных и северо-восточных районов страны, - МЧС, районные и сельские администрации, газовики, энергетики, а также обычные люди, например, охотники и рыболовы. Выпускать автомобиль будет индустриальный партнер института - ООО «Завод механических трансмиссий», входящий в Группу «КОМ».

Проект «Разработка, исследование и создание амфибийного вездеходного транспортного средства с колесной формулой 8х8 и высокими экологическими качествами движителя для обеспечения жизнедеятельности на Севере» (уникальный идентификационный номер RFMEFI57714X0080) поддержан ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2014-2020 годы».

http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=98184#.VXXXHWe-BR0

Авто

Previous post Next post
Up