Оригинал взят у
muravei_s в
Наш ответ ВТО40 стран мира хотят присоединиться к ЕАЭС.
Дмитрий Медведев и премьер-министр Вьетнама Нгуен Тан Тунг во время подписания соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Социалистической Республикой Вьетнам. Фото: Екатерина Штукина / пресс-служба правительства РФ / ТАСС
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) начинает «наступать на пятки» Всемирной торговой организации. Так, уже 40 из 195 государств мира изъявили желание присоединиться к экономическому блоку, в котором первую скрипку играет Россия.
Сегодня по глубине интеграции Евразийский экономический союз уступает только Евросоюзу. В данный момент в состав ЕАЭС входят Армения, Белоруссия, Казахстан и Россия, 29 мая к экономическому блоку присоединилась Киргизия. На днях страны ЕАЭС подписали первый международный договор: соглашение с Вьетнамом о создании зоны свободной торговли (ЗСТ). Россия не без труда смогла договориться с Вьетнамом еще и об особом режиме работы, поскольку без него создание ЗСТ для нашей страны было бы бессмысленным, так как открывало бы отечественный рынок для дешевых вьетнамских товаров. В целом соглашение обеспечит взаимовыгодный торговый режим более 90% товарных позиций. Как рассказал председатель коллегии Евразийской комиссии Виктор Христенко, такое соглашение является первым для ЕАЭС и открывает направление для сотрудничества с регионом АСЕАН, куда входят Индонезия, Малайзия, Сингапур, Филиппины, Бруней, Вьетнам, Лаос и Камбоджа - огромный рынок, на территории которого проживает около 600 млн человек. Развитие торговых отношений со странами АСЕАН сулит России многообещающие торговые перспективы.
Медленно, но верно ЕАЭС будет заключать подобные договоренности и с другими государствами, сообщил премьер-министр России Дмитрий Медведев. Так, еще в середине апреля председатель Госдумы Сергей Нарышкин сообщил, что в создании зоны свободной торговли с ЕАЭС также заинтересованы Турция, Индия, Израиль и Узбекистан. Заявку на создание зоны свободной торговли с ЕАЭС уже направил Египет.
Обладая мощными сырьевыми ресурсами, страны Евразийского экономического союза имеют большой потенциал для взаимного сотрудничества и развития собственных производств. До 2025 года страны планируют создать собственные отдельные рынки, с независимым от англо-саксонского мира товарооборотом и расчетами в национальных валютах.
По данным ЕАЭС, в рамках союза задача импортозамещения стоит не менее чем в 17 крупных отраслях: энергетика, металлургия, машиностроение, авиакосмическая отрасль, био- и нанотехнологии, химия и нефтехимия, станкостроение, приборостроение и электроника, строительство и промышленность стройматериалов, фармацевтика, деревообработка, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, племенное животноводство и семеноводство, легкая промышленность, финансовые услуги, гостиничный бизнес и транспортные услуги.
Главный «козырь» России в рамках ЕАЭС - это сельскохозяйственная отрасль, которая развивается быстрыми темпами. Так, в 2014 году сельское хозяйство стало главным источником прироста российского ВВП: увеличился объем производства, собран рекордный урожай зерновых.
Эксперты уверены, что если провести модернизацию и начать применять интенсивные технологии на имеющихся сельскохозяйственных угодьях, то объемы производства продовольствия в странах ЕАЭС можно будет увеличить в пять-семь раз. Российские власти уже сейчас увеличивают ассигнования и субсидии на проекты в сельскохозяйственном и агропромышленном комплексах. Общий сельскохозяйственный рынок стран ЕАЭС, в свою очередь, может прокормить 1 млрд человек - как молочной, так и мясной и зерновой продукцией. Природный потенциал одной только России позволяет накормить 700 млн человек.
Уборка урожая пшеницы в Новосибирской области. Фото: Евгений Курсков / ТАСС
Помимо развития сельского хозяйства к 2025 году будет сформирован единый рынок углеводородного сырья, образована единая газотранспортная система, доступ к которой будут иметь все члены ЕАЭС. Россия и Казахстан смогут стать лидерами ядерно-топливного цикла от добычи и обогащения урана до переработки ядерных отходов. К 2019 году союз планирует создать единый электроэнергетический рынок, к 2025 году - единый нефтегазовый рынок. К 2016 году страны ЕАЭС планируют создать единый рынок фармацевтических и лекарственных средств. Кроме того, ожидается, что до 2017 года будет подготовлена нормативная база для перехода к единой макроэкономической, валютной, а также финансовой политике.
Наряду с совместным развитием ключевых отраслей производства союз предполагает создание единой финансовой системы, похожей на еврозону, с едиными регуляторными и надзорными требованиями. Страны - участницы ЕАЭС планируют создать единый Центральный банк, который начнет работать в 2025 году. В ЕАЭС будет внедрена единая электронная платежная система с последующим переходом к созданию общей валюты. Кстати, при переходе к единой валюте в ЕАЭС финансисты предлагают использовать опыт еврозоны. Там до введения евро для выравнивания курсов национальных валют действовал принцип «валютной змеи»: шесть стран ЕС договорились ограничить колебания своих валют в пределах ±0,75%, что практически исключало валютные риски во взаимной торговле.
Как показали введенные против России экономические санкции, односторонняя ориентация на одну или несколько стран (до 2014 года более 50% нашего товарооборота приходилось на страны Евросоюза) подрывает экономическую и политическую безопасность страны. Крупнейшие западные корпорации используют международные институты, такие, как ВТО, для реализации своих интересов. В результате такой «взаимовыгодной» международной торговли одни страны выступают в роли хозяев положения, а другие, напротив, их обслуживают. Многие страны политика ВТО буквально «обескровила», впоследствии они имели проблемы с развитием промышленности и сельского хозяйства.
С правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт, нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами. А так как США играют важную роль во Всемирной торговой организации, то понятно, кто контролирует мировую торговлю. Одним из самых острых вопросов является приведение странами - членами ВТО своего внутреннего законодательства в соответствие со стандартами этой организации. Но это требование не затрагивает Соединенные Штаты. Так, раздел 102 (а) Акта по Соглашениям Уругвайского раунда определяет, что «любое из положений соглашений Уругвайского раунда, если оно не соответствует любому закону США, не должно иметь силу». Принцип же «равноправия» в ВТО выражается в том, что развивающиеся страны обеспечивают другим участникам легкий доступ на свой внутренний рынок, не имея от этого особых плюсов.
«Именно поэтому было принято принципиальное решение о развороте на Восток, чтобы диверсифицировать наши торговые и финансовые потоки», - отмечает старший научный сотрудник Центра экономических исследований Николай Трошин. Одним из таких направлений и стало создание ЕАЭС. «Наши страны имеют тесные связи еще со времен Советского Союза, не только технико-экономические, но и культурные, человеческие, нас объединяет единое языковое пространство и многое другое. Это придает силу Евразийскому экономическому союзу, в отличие от ЕС, где налицо явные противоречия между центром и периферией», - сказал эксперт.
Отсюда.