Вообще-то это не моя тема. Об этом много пишет Сандра Римская, другие авторы. Но мне случайно встретился материал, собственно, давно выложенный в интернете. Я лишь собрала всё вместе.
Сейчас много говорят о двойниках-дублерах у известных политиков. Но здесь идет речь об ином явлении. Когда похожие люди кочуют из одной жизни- в другую.. И это не земледельцы и не ремесленники. Эти лица встречаются среди тех, кто управляет государствами.
Итак, смотрим.
Константин Петрович Победоносцев (1827 - 1907) - русский государственный и церковный деятель. Будучи преподавателем у наследников престола, Александра III и Николая II, имел большое влияние при дворе. До выхода в отставку (1880 - 1905) был обер-прокурором Святейшего синода. По большинству церковных и гражданских вопросов занимал консервативную позицию.
Его называли "серым кардиналом" России.
А рядом Михаил Андреевич Суслов 1902-1982.
Советский партийный и государственный деятель. Член
Политбюро,
Президиума ЦК КПСС,
Секретарь ЦК КПСС. С 1955-го и до самой смерти.
Пик карьеры М. А. Суслова пришёлся на времена
Брежнева, хотя влиятельным деятелем он был уже при
Сталине и
Хрущёве. Являлся
идеологом партии, и его иногда называли «
серым кардиналом» советского строя и «
Победоносцевым Советского Союза».
В этой презентации
http://volna.org/istorija/kontrrieformy_alieksandra_3.html под названием " Контрреформы Александра 3" представлена картина государственности того времени. При этом немало внимания отводится Победоносцеву.
Идеологи того времени:
К. Победоносцев.(обер-прокурор Синода, «русский папа»)
М. Катков. (гасильник мысли, литературный бандит).
Д. Толстой. (он вскормлен слюной бешенной собаки).
Эпиграмма на Победоносцева:
Победоносцев для Синода
Обедоносцев при дворе
Он Бедоносцев для народа
Доносцев при дворе.
29 апреля 1881 года императором был подписан манифест о незыблемости самодержавной власти, составленный Победоносцевым. возвестил об отходе от прежнего либерального курса, глася, в частности: « Но посреди великой НАШЕЙ скорби Глас Божий повелевает НАМ стать бодро на дело Правления, в уповании на Божественный Промысл, с верою в силу и истину Самодержавной власти, которую МЫ призваны утверждать и охранять для блага народнаго от всяких на неё поползновений.» Манифест призывал «всех верных подданных служить верой и правдой к искоренению гнусной крамолы, позорящей землю Русскую, - к утверждению веры и нравственности, - к доброму воспитанию детей, - к истреблению неправды и хищения, - к водворению порядка и правды в действии всех учреждений».
Может быть, не только лица имеют тенденцию повторяться в нашей истории, но и сами события. И тогда стоит повнимательнее присмотреться к тем контрреформам, что были приняты в то время.
1890-городская контрреформа.
Ограничение земского и городского самоуправл-ения
Помещики восстановлены в правах
Укрепление позиции дворянства.
Мелкие собственники лишены избирательных прав.
1887-повышение имущественного и образовательного ценза для присяжных.
1889- изъятие из ведома присяжных дел о сопротивлении властям.
Ликвидация мирового суда.
-Объявление о чрезвычайном положении.
-Подозрительные могли быть арестованы и отправлены в ссылку на 5 лет.
Усиление полицейского режима.
усиление цензуры.
Крестьянский вопрос
поэтапная отмена подушной подати,
обязательный выкуп земли (1881).
понижение выкупных платежей.
Крестьянский поземельный банк.
Усложнялся уход в город (2/3 от сельского схода должны дать согласие)
И что было достигнуто с помощью этих реформ:
Итоги правления.
1)Торжество реакции во всех областях.
2)Снижение общественной активности.
3)Отсутствие единства в правительстве.
4)Экономический прогресс.
5)Успех во внешней политике.
6)Распространение марксизма.
Мнение Победоносцева о периодических изданиях:
«Признавая все удобства и пользу от распространения массы сведений и от обмена мыслей и мнений путем газеты, нельзя не признать с чувством некоторого страха, что в ежедневной печати скопляется какая-то роковая, таинственная, разлагающая сила, нависшая над человечеством».
При таких загадочных путешествиях во времени, можно понять, НАСКОЛЬКО могут быть неудобны и беспокоят развитие средств коммуникации. Ведь это способствует тому, чтобы люди больше взаимодействовали и тогда они могут задать неудобные вопросы. И на них надо будет что-то отвечать. И вопросов, видимо тогда будет много, т.к. придется объяснять, ЧТО же и КАК они здесь обустроили. И придется делиться технологиями, скрытыми от масс. Как можно допустить это? Поэтому нужно запугать, запутать и отвлечь людей от этих мыслей. Хорошими способами для этого являются голод, нужда, войны и революции.
«В те годы дальние, глухие, в сердцах царили сон и мгла». Так поэт сказал о годах царствования Александра III, когда обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев считался фактическим правителем России, «вице-императором».
В годы царствования Александра III Победоносцев пользовался безграничным доверием Государя. Его авторитет был огромен. В обществе сложилась легенда о всесильном Победоносцеве-правителе. Сам Победоносцев писал об этом: «Не мешаясь ни в какие дела других ведомств, я вел жизнь уединенную, однако при всем том всюду - и в России, и за границей - я продолжал считаться всесильным человеком, от которого все исходит в России, и на мой счет ставились все и всякие распоряжения правительства, о коих я даже не имел понятия. Из разных углов России, из Европы, из Америки сыпались мне злобные, угрожающие письма то от нигилистов, анархистов, либералов всех оттенков, то от жидов, приписывающих мне все ограничения, все распоряжения об их высылках и проч.»
К.П. Победоносцев вышел в отставку, когда был обнародован Манифест 17 октября 1905 года. Не желая «дожить до введения конституции на западный манер», он все-таки увидел поворот России на путь парламентаризма. Смерть наступила в 1907 году, 10 марта. То, от чего пытался уберечь Россию Победоносцев, сбылось. Через десять лет после его смерти уличные беспорядки в столице Дума превратила в революцию - и рухнула Империя.
Отсюда:
http://lib2.podelise.ru/docs/37738/index-22872-1.htmlВот ещё более странный материал о Победоносцеве.
https://www.miloserdie.ru/article/chetyre-epizoda-iz-zhizni-materi-marii-skobcovoj/Это свидетельство того, кто знал его лично. Представительница московского дворянства написала о своей дружбе с Победоносцевым. Дружбе ребенка в возрасте от 5 до 13 лет с весьма пожилым важнейшим лицом в государстве. Она пишет с восторгом о его внимании к ней:
"Победоносцев страстно любил детей. Поскольку я могла судить, он любил вообще всяческих детей - знатных и незнатных, любых национальностей, мальчиков и девочек, - вне всяких отношениях к их родителям. А дети, всегда чувствительные к настоящей любви, платили ему настоящим обожанием. В детстве своем я не помню человека другого, который так внимательно и искренне умел бы заинтересоваться моими детскими интересами. Другие люди из любезности к родителям или оттого, что в данное мгновение я говорила что-нибудь забавное, слушали меня и улыбались. А Победоносцев всерьез заинтересовался тем, что меня интересовало, - и казался поэтому единственно равным из всех взрослых людей. Любила я его очень и считала своим самым настоящим другом.
Дружба эта протекала так. Мне, наверное, было лет пять, когда он впервые увидел меня у бабушки. Я сделала книксен (присела), появившись в гостиной, прочла с чувством какие-то стихи и расположилась около бабушки на диване, чтобы по заведенному порядку молчать и слушать, что говорят взрослые. Но молчать не пришлось, потому что Победоносцев начал меня расспрашивать. Сначала я стеснялась немного, но очень скоро почувствовала, что он всерьез интересуется моим миром, и разговор стал совсем непринужденным. Уехав, он прислал мне куклу, книжки английские с картинками и приглашение бабушке приехать со мной поскорее в гости. Мы поехали…
Синодальный дом, где жил Победоносцев, был огромный, бесчисленное количество зал совершенно сбивало меня с толку. Я помню маленькую комнату, всю заставленную иконами и сияющую лампадами. Жена Победоносцева, Екатерина Александровна, по сравнению с мужем, еще очень молодая женщина, «принадлежала к миру взрослых», а потому меня мало интересовала. Гораздо позже я заметила, что она очень величественна и красива, - я заинтересовалась ею, уже узнав, что будто бы с нее Толстой писал свою Анну Каренину. Волосы у нее были великолепные, заложенные низко тяжелыми жгутами, а на плечах, она носила бархатную, такую особенную красную тальму (или уже не так все это называется?) Была у них приемная дочь - Марфинька, она была моложе меня года на три. Ее завивали длинные букли, лицо у нее было тонкое и капризное. И несмотря на то, что в победоносцевском доме был ребенок, никто не думал, что меня привозят в гости к Марфиньке, - я ездила к моему другу Костантину Петровичу.
Бабушка бывало сидит с Екатериной Александровной и пьет чай, а мы с Константином Петровичем пьем чай отдельно. Если в этот момент есть другие дети, а они почти всегда бывали( помню двух девочек в красных платьях, которые рассказывали, что они родились в Константинополе) - тогда Марфинька с ними, а я непременно с Константином Петровичем.
Помню, как он повел меня однажды в свой деловой кабинет. Там было много народу. Огромная и толстая монашенка, архиерей, важные чиновники и генералы. Не помню, какие вопросы они мне задавали и что я отвечала, но все время у меня было сознание, что я с моим другом, и все это понимают, и это вполне естественно, что уже немолодой Победоносцев мой друг.
Рядом с кабинетом была еще какая-то особенная комната. В ней все стены были завешаны детскими портретами, а в углу стоял настоящий волшебный шкаф. Оттуда извлекались куклы, книги с великолепными картинками, различные игрушки…Помню, однажды я была у Константина Петровича на Пасху. Он извлек из шкафа яйцо лукутинской работы и похристосовался со мною. Внутри яйца было написано: «Его Высокопревосходительству Константину Петровичу Победоносцеву от петербургских старообрядцев».Это яйцо я потом очень долго хранила.
Однажды, Константин Петрович приехал к бабушке в обычном своем засаленном сюртуке, галстуке бантиком криво повязанном, и произнес: «Я был сейчас, любезнейшая Елизавета Александровна, во дворце у Марии Федоровны…» - и потом он начал длинный разговор о том, какие люди раньше были (Елена Павловна!….) и какие теперь пошли… Я была страшно удивлена. Цари были у меня чем-то совершенно сказочным. Я была уверена, например, что царская карета обязательно должна ездить по коврам, и, по аналогии со спускаемыми с берега в море лодками, которые я часто видела. Я думала, что ковры перед царской каретой так же заносятся, как козлы, по которым подвигается лодка….А тут вдруг засаленный сюртук и кривой галстук Константина Петровича.
Когда я приезжала в Петербург, бабушка в тот же день писала Победоносцеву: «Любезнейший Константин Петрович. Приехала Лизанька!» А на следующее утро он появлялся с книгами и игрушками, улыбался ласково, расспрашивал о моем, рассказывал о себе. "(с)
Странно это: жена есть, своих детей-нет, зато есть приемная девочка с взрослой прической, более чем странная комната у кабинета. Портреты каких детей там были собраны?
А вот не менее интересное впечатление от личной встречи Розанова, русского философа и публициста.
" Высокая, очень высокая фигура оканчивалась маленькой головой женского, красивого сложения, почти без растительности на подбородке и губах... Это отсутствие волос на ожидаемых местах, по зоологии "вторичных (сопутствующих) признаков мужского пола, мужской силы и мужской зрелости", составляло бросающуюся в глаза особенность вошедшего в комнату нового человека. Давно я наблюдаю, и это можно проверить по историческим портретам, что люди особенного значения или исключительных талантов никогда не имеют "общей физиономии", "общечеловеческого" лица, "вот как все", что в лице таких людей всегда есть отступление от нормы, - увы! - большею частью в сторону некрасивого... Еще гимназистом, любя философию, я собрал портреты-фотографии знаменитых философов. Это были также "непростительные уроды", каких показать сразу и живьем в комнате - значило бы напугать или разогнать публику. Достаточно сказать, что Сократ, знаменитый в древности урод, был еще из самых красивых. Но что представляло собою, например, лицо Локка или губастое, с чудовищным ртом лицо Декарта, - это даже неприятно вспоминать. Как известно, Суворов был до такой степени некрасив, что не входил в комнаты, где ожидал увидеть зеркало. Конечно, встречаются и исключения из этого (лицо Паскаля), но именно как исключения редкие...
Лицо вошедшего нового человека мне, впрочем, сразу понравилось, как именно женское, женственное лицо, без бороды и усов (какая-то ерунда вместо этого), не сбритых, а не выросших, нежного очерка, с белою или очень бледною кожею... Это была пожилая, немного старая женщина, т. е. старый женский бюст, с сухою плоскою грудью, без "грудей", посаженный на высокое и сильное мужское тело, немного сухопарое, плоское, если смотреть сбоку, и широкое, если смотреть с лица... Какие-то большие ноги и большие руки. Точно в комнату входили руки, ноги и голова, а прочее тело возле них только "между прочим". Человек мысли, движения и захвата, - как этого не подумать" Мне он понравился, хоть был и "без грудей". Но я - мужчина. Можно же представить себе ту степень органического, темного, неодолимого отвращения, отталкивания, какое, несомненно, он внушал самым приближением своим, самым присутствием вот в комнате всему, что имело в себе женский инстинкт, женский взгляд, женские вкус и тяготение. Суворовское испуганное "не подходи к зеркалу" для Победоносцева варьировалось в испуганное, томительное, зловещее "не подходи к женщине". (с)
http://www.fedy-diary.ru/?p=808 Это смешивание в облике мужского и женского, странная тяга к чужим детям, особенности внешнего вида, нетипичные для человека-как это всё, в сущности, современно. После Победоносцева, (кстати, фамилия будто специально выбрана в поддержку его миссии, для настраивания на симпатию и желание довериться, а также ассоциируется с почитаемым всеми Георгием Победоносцем. Пиарщики, видно более древняя профессия, чем мы представляем :-), вскоре придет Суслов. Есть ли между ними связь, доподлинно не известно, но сходство во внешности и карьере- несомненно.
Михаил Суслов. 1902−1982. Член Политбюро с 1955-го и до смерти.
Михаил Суслов впервые попал в Политбюро еще при Сталине, но ненадолго. А вот его второй приход оказался куда более продолжительным.
С 1955-го он прописался в Политбюро, что называется, на веки вечные. И с тех пор постепенно наращивал свое влияние, пик которого пришелся как раз на брежневское время. Суслов считался вдохновителем заговора против Хрущева. Уже в период застоя он имел репутацию серого кардинала. Отвечал Суслов за идеологию, цензуру и культуру. Спорить с ним боялся даже Брежнев. Истинных масштабов его деятельности на идеологическом фронте мы, наверное, уже и не узнаем. Но считается, что именно он стоял за депортациями Солженицына и Буковского, что именно он организовал гонения на Сахарова, что он именно он настоял на введении войск в Афганистан. Суслов, видимо, должен был сменить Брежнева у власти после смерти генсека, но до этого момента не дожил. А еще Суслов фигурирует в большинстве анекдотов той эпохи. Причем в них он предстает даже менее адекватным персонажем, чем сам Брежнев.
В эпоху руководства страной Брежневым, рядом были ещё несколько не менее загадочных фигур.
Алексей Косыгин. 1904−1980. Член политбюро с 1960-го года и почти до самой смерти.
Косыгин тоже часто фигурирует в анекдотах про Брежнева, но, в отличие от Суслова, он там, как правило, представал человеком веселым и бодрым.
О смерти Косыгина страна узнала лишь через неделю.
Этот партийный деятель постоянно менял в Политбюро разные мелкие должности, которые сочетал с должностью председателя Совета министров СССР. По сути, он был премьером, но премьером техническим. Хотя 16 лет во главе правительства - рекорд в российской истории. А стихией Косыгина была экономика. Он постоянно планировал и проводил разного рода реформы финансового характера. Реформы никак не меняли уклад жизни в стране, а сводились к совершенствованию систем планирования. Существует мнение, что Косыгин и Брежнев друг друга ненавидели и в последние годы даже не разговаривали между собой. В последние годы Косыгину вообще было трудно разговаривать, ибо он перенес два тяжелых инфаркта. Из Политбюро его убрали за пару месяцев до смерти. А день смерти совпал с днем рождения Бреженева, так что о кончине Косыгина страна узнала с недельной задержкой. Кстати, место Косыгина в Политбюро занял Михаил Горбачев.
Арвид Пельше. 1899−1983. Член Политбюро с 1966-го до смерти.
Еще один вечный и неприкасаемый член брежневского политбюро. Его также исправно, как и генсека, награждали орденом Ленина.
Правда, у Пельше орденов таких не могло быть больше, чем у Брежнева, так что для него число награждений остановилось на семи. В политбюро он возглавлял комитет партийного контроля, объяснить, чем он занимался современному человеку достаточно сложно. В целом, это тоже идеология, но меньших масштабов, чем у Суслова. Зато Пельше вдоволь упивался мелкой властью. Любил устраивать разносы главредам советских газет. С его подачи рассылались неописуемые инструкции в разные ВУЗы страны. Кроме того, Пельше писал нуднейшие книги по истории КПСС, которые в те годы были обязательными к прочтению для сотен тысяч советских студентов.
Николай Подгорный. 1903−1983. Член Политбюро 1960−1977.
Подгорный малоприметный член Политбюро, не имевший особенно авторитета среди «коллег» и какой-либо большой власти.
Он вообще не заслуживал бы упоминания тут, если бы не одна интересная деталь. Дело в том, что Подгорный занимал пост Председателя президиума Верховного Совета СССР. А поскольку Совет являлся высшим органом власти в Союзе, то Подгорный, по сути, становился главой государства. Именно поэтому он часто требовал от журналистов, чтобы те называли его президентом СССР. Все было бы хорошо, если бы Брежневу тоже не захотелось почувствовать себя главой государства. В 1977-м было решено, что должность Председателя президиума верховного совета будет совмещена с должностью генсека. Так Брежнев проглотил Подгорного. Новой работы в Политбюро для «президента СССР» не нашлось. В последние годы жизни Подгорный стал персональным пенсионером союзного значения. Грубо говоря, государство взяло на себя огромные расходы на его содержание.
Дмитрий Устинов. 1908−1984. Член Политбюро с 1976-го и до самой смерти.
Дмитрий Устинов один из тех немногих людей, что получили звание маршала не будучи военными.
В годы Великой Отечественной войны он был наркомом вооружения. Потом про него надолго забыли, а вспомнили только в 1976-м. В этот год Устинов стал министром обороны и членом Политбюро. Испытывал болезненную страсть к разного рода наградам. Орденов Ленина у него набралось аж 11 штук. Не лишним будет сказать и о том, что именно Устинов настаивал на том, что нужно перегнать США в гонке вооружений и что именно на нем лежит ответственность за ввод советских войск в Афганистан. До их вывода из этой страны Устинов не дожил. Впрочем, вывод и не мог бы состоятся при живом Устинове. Считается, что министр обороны после смерти Брежнева мог стать новым генсеком. Но Политбюро, в итоге, поддержало кандидатуру Андропова.
Взято отсюда:
http://diletant.media/articles/27224971/?sphrase_id=2158453 Кто эти люди? Откуда появились и навсегда ли ушли? Возможно, мы когда-нибудь узнаем ответы.