Рене Грюо (Ренато де Дзавальи Риччарделли Каминате, родился 4 февраля 1909 г.) - самый знаменитый в мире художник-иллюстратор, график моды. Родился он в Италии, в Римини, и мечтал стать архитектором. Но господин Случай распорядился по-своему. В 14 лет юноша был вынужден искать работу, и показал свои рисунки редактору крупного итальянского еженедельника, который посоветовал Рене заняться графикой моды. В 1924 г. художник приезжает в Париж и занимается иллюстрацией моды, взяв в качестве псевдонима фамилию своей матери-француженки. Первый эскиз Грюо был опубликован в 1929-м. Журнал L’Officiel одним из первых напечатал эскизы талантливого юноши, после чего его рисунки регулярно начали публиковать итальянские, французские и немецкие журналы мод.
Сейчас трудно себе представить, что именно Господин Случай ввел в мир моды художника, чей рисунок впоследствии стал символом самого духа моды «Haute couture». Жизнь Грюо будет отныне нерасторжимо связана с жизнью и творчеством знаменитых кутюрье. И все они - кто в большей, кто в меньшей степени - станут его друзьями. Это и Баленсиага, обожаемый друг: «Самый великий. Очаровательный, красивый и таинственный, как испанский собор». Это и Живанши, с которым Грюо познакомился, когда тому было всего 17 лет, и чье творчество он так ценит. И, разумеется, Ив Сен Лоран. Художник дружил и с Кастилло, и с Бальменом. Но самыми близкими его друзьями стали Диор и Фат, причем задолго до того, как приобрели мировую славу.
В послевоенные годы об этой троице Грюо, Диоре и Фате - заговорили как о новой «золотой молодежи». Это были годы, полные всеобщего восторга и энтузиазма. Они стали вехой в истории моды, возродили и перестроили Haute couture, открыли новые таланты и имена, Все трое живут в это время в Париже, встречаются почти каждый день. И не случайно они поселяются в одном квартале, ходят в гости к одним и тем же людям в одни и те же дома .
Введите содержимое врезкиУже в ту пору творческую жизнь Грюо в огромной мере питала светская жизнь: с одинаковым пылом и энтузиазмом он ходил в гости и работал. «Разве дело в развлечениях? Эти празднества были для меня постоянным источником вдохновения». Грюо посещал салоны самых элегантных женщин Парижа, а вскоре и Нью-Йорка, Голливуда. O некоторых из них он вспоминает, «выстреливая» короткими фразами: «...Шанель, такая блистательная, когда хотела этого и старалась», «Одри Хепберн, вот кто никогда не шутил с модой» (а это, с его стороны, очень, большой комплимент). Еще он скажет, что Скиапарелли была сама фантазия... Прекрасные женщины. Всю жизнь они вдохновляли художника, являясь одновременно и его музами, и помощницами в работе...
Грюо увлеченно работал не только для домов моды, но и для театра: афиши, эскизы костюмов для балетов известного Ролана Пети, Мулен Руж, Лидо.
Стиль Грюо складывался в жестких условиях, которые предъявляет художнику рекламная графика: строгость, простота, образное решение. Его дебютом в рекламе стал «запуск» первых духов Диора.
Грюо, городской до мозга костей человек, не любит фольклора. И природе нет места в его композициях. Можно даже сказать - что природа поразительно и блестяще отсутствует в его работах: ни одного дерева, ни одного куста, ни даже ручейка. Цветы - да, и даже в большом количестве, но эти цветы «цветут» только на лацканах, на шляпах и в вырезе декольте
В своих работах Грюо стремится к графической простоте: гибкость линии, раз и навсегда определенный выбор используемых цветов: белый, красный, Черный, золотисто-желтый иногда зеленый - и все!), потрясающая, дивная композиция...
И эта необычайная способность обходиться без интерьера (иногда все же присутствующего, почти намеками - полуоткрытая дверь, спинка кресла, подлокотник, блеск зеркала) и выдвигать на первый план человека. И только однажды Грюо, в порядке исключения поставил на первый план маленький стул в стиле Людовика XVI (столь любимого Диором). На стул он бросил пару перчаток и длинную шаль из тюля. И обессмертил этот образ в рекламе духов «Диорама».
Утверждая и развивая цельность как одну из отличительных черт его таланта, рекламная графика подарила Грюо свободу, в отличие от графики моды, не передавать формы и цвета, придуманные другими.
В 1960-е, когда Европу охватило движение хиппи, отвергавших элегантность, художник, движимый «священным негодованием», покидает Париж и много работает в Италии с модельером Валентино. В 1970-1980-е годы стиль Грюо вновь на пике славы. Он плодотворно работает для знаменитых домов моды: «Диор», «Бьяджотти», «Тарлацци», ювелирных и парфюмерных фирм. Художник активно сотрудничает с американским издательством «Серкл оф файн Арт Корпорейшнл», с журналами Vogue, L’Officiel, L’Album du Figaro, Marie Claire, International Textiles.
Мода последних лет его совсем не вдохновляла. На улице он ничего не мог с собой поделать и не удерживался от замечания, если видел кого-то безвкусно одетым: «Да что же вы в таком виде на улицу вышли?!»
Умер Грюо, 31 марта 2004 году на руках своего приемного сына. Похоронили его в Римини и согласно последней воле, о смерти объявили только после погребения.
Этот удивительный художник посвятил всю свою жизнь женщинам и их красоте, а в сердце он хранил образ своей матери женщин 50-х годов, которая до последних дней продолжала вдохновлять его.