Я часто езжу по недлинной, метров триста, улочке на окраине города. Раза по четыре в день, не меньше. Полтора десятка занесенных снегом частных домов. И название-то улицы знаю только потому, что в студенчестве, в начале девяностых на этой остановке каждую неделю ждала автобуса. Юбка короткая, никакой лишней одежды - мне семнадцать лет, я на дискотеку! А автобуса все нет. Стою и минут по сорок пялюсь на аншлаг.
А недавно в городской группе ВК
появилось сообщение.
- Здравствуйте! В Салехарде есть улица Александра Михайловича Шалгина. Помогите, пожалуйста, с информацией о нем. В интернете все перерыла, запрос в архивы отправляла года три назад. Ответа не дождалась. Кое-какая информация есть. Это мой прадед. Был репрессирован. Два года сидел в Омске, был освобожден за недоказанностью вины. Во время войны был капитаном дальнего плавания. Награжден Орденом Ленина за особые заслуги перед Родиной (не знаю точно, вроде проложил безопасный путь в Беринговом проливе). Лоцмейстер. Был начальником обстановки в Салехарде после войны.
Правнучка лоцмейстера, оказалось, живет в Казахстане. То, что в честь прадеда названа улица в Салехарде, воспринималось как семейное предание и не более того. Но взрослый сын уехал учиться, и занялась Елена поисками информации.
Говорит, прочитала, что улицы Шалгина есть в Тобольске и в Салехарде, и его именем назван пароход. Писала в группу Типичный Тобольск. Не нашли там такого имени. Типичного Салехарда не оказалось, написала в самую многочисленную городскую группу.
Это была перекличка местных краеведов. На сообщение отозвались все, кто интересуется историей города. Я побеседовала с правнучкой героя по телефону.
Елена Опольская на Ямале никогда не была. Но про прадедушку рассказала много интересного. В том числе - подробности, переданные ей мамой, внучкой Александра Михайловича.
Шалгин был капитаном речного флота. Это нам было известно из разных справочников и энциклопедий. А каким он был?
«Дедушка был крайне сдержанным человеком, в семье никогда не гневался, не повышал голоса, как и с подчинёнными, в самых критических ситуациях самым страшным ругательством из его уст было «язева кость». Обращался к подчинённым в неофициальной обстановке не иначе как «батенька». Его бесконечно уважали моряки, он никогда их не унижал, всегда помогал в трудное время. Они часто приходили к нему за советом. Команда после войны была разношёрстная: и отсидевшие, и полукалеки. Ко всем подход нужен, в этом проявился талант капитана. Носил бороду потому, что в молодости на корабле старший офицер нанёс ему увечье. Александр Михайлович прекрасно играл на гитаре, изумительно пел романсы».
На стыке девятнадцатого и двадцатого веков молодой речник познакомился со своей будущей супругой, прекрасно образованной, знающей несколько языков девушкой Александрой. Это было в Павлодаре.
Молодые называли друг друга Шуруся - оба Александры!
На переднем плане - Александр и Александра Шалгины, с ними внучка Клава, сзади - сын Владимир с супругой Зинаидой
Александр Михайлович читал ночами. Зимними вечерами любил рассказывать внукам, гостям о разных странах, интересные истории из жизни. Жена ставила перед ним самовар, в самоваре умещался объем воды в 14 стаканов, за вечер кипятили его не раз.
Чай пил исключительно из стакана с подстаканником. Только с молоком и сахаром вприкуску, раскалывая куски сахара щипчиками. Ездил зимой в тулупе в затон контролировать ремонт судна, никогда не мёрз. Возвращался всегда весёлый. Звал младшую внучку, брал на руки, а она обрывала сосульки с его бороды, он смеялся и называл её Рыжая Лисица. Команде советовал: чтобы не мёрзнуть, никогда не пейте на морозе водку, а только крепкий горячий сладкий чай с куском сливочного масла. Утром опять пил чай из самовара и читал газеты. Был гурманом. Очень любил мясо. Любимое блюдо - ростбиф под красным соусом.
В конце тридцатых, когда Шалгин служил уже в Омске, его арестовали по анонимному доносу. Два года он пробыл в заключении. Освобожден и отправлен подальше - на салехардский участок.
В семье рассказывают, что сам Сталин подарил Шалгину часы и граммофон. Елена Опольская помнит эти предметы, но после многих переездов они не сохранились. Бережно хранятся вот эти часы-хронометр
А вот единственного сына Владимира после ареста Шалгины больше не увидели. И взяли-то его из-за нелепого случая. Как и отец, он стал речником, как мама, знал языки, в том числе английский - в совершенстве. Прочитал в американском журнале о нововведениях в порту. Принес в свою контору, на планерке предложил сделать так же.
Родственники говорят, что знают, кто сдал молодого человека. Он был обвинен в пропаганде империализма. Умер где-то под Биробиджаном, на его могиле никто из родных не был. Намного позже пришла официальная бумага о его реабилитации посмертно. Его дочь Клавдия верила, что отцу удалось бежать и он либо в Канаде, либо в США.
После ареста и гибели сына на плечи старшей четы Шалгиных легла забота о троих внуках.
За свою долгую жизнь Александр Михайлович был капитаном, лоцмейстером, начальником диспетчерской службы, был награжден не раз. В 1936 году (по другим данным, в 1937-м) получил орден Ленина. В 1946 году признан лучшим капитаном Министерства речного флота СССР. 58 лет отдал Обь-Иртышскому бассейну, 40 из них в должности капитана. Умер в 1958 году. Похоронен в Тобольске, на Завальном кладбище, недалеко от часовни и могил декабристов.
Решение о наименовании улицы принял исполком Салехардского городского Совета депутатов трудящихся 9 декабря 1961 г.
Прогулка по улице Шалгина туда-обратно займет едва ли минут пятнадцать. Мы с коллегой походили, облазили все дворы, измерили сугробы около заборов.
В конце улицы находится участковый пункт полиции
Улица: фото Данил Колосов
И еще имя лоцмейстера носил катер Р-376У ("ярославец"), рассказал сотрудник нашего учреждения Евгений Тишков, бывший речник. Теплоход ходил до начала девяностых примерно и принадлежал техучастку.
Я теперь четыре раза в день езжу здесь с совершенно особым чувством. Потому что знаю: этот человек носил бороду, пил чай из самовара, водил чуть не все ямальские пароходы и был лучшим капитаном страны в конце сороковых годов.