Мне тут одна знакомая художница (спасибо, Ольга Владиславовна!) пролила свет на происхождение
"Черной церкви" в селе Ярустово Спасского района Рязанской области, о которой я вчера писал.
Оказывается в основу подобных "пепельных" фресок для укрепления добавляли вулканическую пемзу серо-черного цвета, а потом фон покрывался рефтью: сначала закрашивался черной краской, затем голубой. После создания подобного фона, на него наносилась цветная картина. Так были сделаны фрески в церкви Спаса Преображения в Новгороде и Успенский Собор во Владимире. Эта технология считается уникальной и в России встречается крайне редко.
Именно из-за подобной технологии изготовления фресок, когда они портятся (стареют, сыреют, заболевают грибком), отслаивается сначала цветная краска, оставляя фоновый слой черной и синей краски поверх вулканической пемзы.