Из лекции Снайдера

May 16, 2014 21:39

Originally posted by hozar at Из лекции Снайдера
Во время вчерашней лекции в Киево-Могилянской академии профессор Тимоти Снайдер повторил свои старые тезисы:

- То, что происходит сейчас в Украине, можно рассматривать как пилотный проект (test case) того , что Путин планирует для всего Европейского Союза. Речь идет о стимулировании сепаратизма и внутренних конфликтов внутри ЕС, что уже начинает воплощаться благодаря поддержке Путиным европейских правых сил.

- В своей пропаганде Путин представляет Майдан, как агрессию Запада против России, и таким образом оправдывает свой силовой ответ .

- Во внешней пропаганде, направленной на Запад, Путин представляет украинцев как "плохих" европейцев, фашистов, таким образом настраивая европейцев против Украины. Во внутренней - представляет "плохой", упадочнической, всю Европу , а украинцев - "чересчур европейцами" , чтобы с ними можно было иметь дело. Первая стратегия отчасти успешна, особенно в Германии. Успех второй мы можем засвидетельствовать сами.

- Успех внешней пропаганды Путина проявляется еще и в том, что Европа уже потеряла контроль над интерпретацией Второй мировой войны. (Объяснение успеха Путина в Германии заключается в том, что, обвиняя украинцев в "фашизме", немцы и австрийцы могут снять с себя часть своей исторической вины. )

- Успех стратегий Путина заключается еще и и в том, что они не просто современные, но постмодернистские. Его идеология чихать хотела на факты и логические противоречия; российская пропаганда может одновременно проклинать украинцев как фашистов и называть Гитлера прекрасным государственным деятелем. Россияне относятся к истории не как к логически непрерывному развитию событий, но как к «ящику», откуда при необходимости можно извлекать разные интересные идеи. Профессор Снайдер даже предположил, что следующим шагом будет реабилитация пакта Молотова-Риббентропа. Причем, в соответствии с собственной постмодернистской логикой, научных работников будут ругать, а политиков хвалить именно за это.

- Майдан обнаружил не только российские стратегии, но и кризис европейского левого крыла. Левые не смогли понять трех важных вещей: Майдан выступал против пародии на капитализм, которую олицетворяла власть Януковича, а следовательно, был в значительной степени "левым"; Майдан выступал за либеральн -консервативные ценности; радикальным "правым" игроком в данном противостоянии является как раз Россия - государство, считающее, что одна нация имеет право решать судьбу другой и ставит этничность выше закона.

- До начала Майдана Россия имела хорошие отношения с Европой, США и Украиной. Однако добрых отношений оказалось мало, и Россия решила рискнуть в геополитической игре. Она ставит на то , что ЕС развалится, и в результате Россия получит свой ​​политический выигрыш - но не от того , что станет лучше для самой России, а от того , что станет хуже для Европы, погрязшей во внутренних распрях.

- Однако, несмотря на все пропагандистские успехи Путина, пока его Евразийский проект не достиг того, чего он должен был достичь. ЕС осознал угрозу и стремится усилить свою защиту, США "вспомнили" о Европе и ее важности для США и всего мира. Проблемой остается скорость реакции на действия России.

- Надо понимать, что Евразия - это не альтернатива западной цивилизации. Это - проект, который продвигает Россия в своей политической игре. Этот проект не может дать миру ничего нового, он может достичь успеха, лишь разрушив имеющиеся институты и создав как можно больше хаоса .
Если европейская интеграция предусматривает либеральную демократию , евразийская идеология откровенно отвергает ее. Главный идеолог "Евразии", Александр Дугин, который в свое время призвал "красный , как наша кровь" фашизм, сегодня привлекает к себе большее внимание, чем когда-либо прежде. Его три основных политических идеи - потребность колонизировать Украину, упадок Европейского Союза и желательность альтернативного Евразийского проекта от Лиссабона до Владивостока - сейчас  (конечно , в несколько менее диких формулировках) официально приняты в качестве российской внешней политики.

Отсюда
Previous post Next post
Up