В Петербурге есть хорошая традиция, у станций метро с двумя выходами каждый из них имеет собственное название. Но это Петербург, там таких станций по пальцам можно пересчитать, но если экстраполировать на Москву, то за северным вестибюлем Красных Ворот следовало бы сохранить название "Лермонтовская", именно так станция называлась с 1962 по 1986 год. Собственно и сейчас из северного вестибюля можно попасть на Лермонтовскую площадь, точнее можно было попасть до вчерашнего дня, так как этот выход вместе с
Фрунзенской закрыли на реконструкцию для замены эскалаторов.
По своей сути - это последняя работа в метрополитене авторства Алексея Николаевича Душкина (автор станций Кропоткинская, Маяковская, Автозаводская, Новослободская). После начавшейся борьбы с архитектурными излишествами Алексей Николаевич фактически перестал работать над проектами зданий и транспортных объектов, несмотря на то, что был главным архитектором Метрогипротранса и утверждал проекты новых станций.
Уже по традиции, предлагаю посмотреть на интерьеры вестибюля накануне закрытия.
1. Вестибюль встроен в административно-жилое здание Министерства транспортного строительства (его, кстати, также проектировал Душкин, уже в процессе работы был подключён второй архитектор, Борис Сергеевич Мезенцев, чему сам Душкин был не рад, отношения между ними были напряжёнными).
2. Для строительства наклонного хода было необходимо применить замораживание грунта. Технология замораживания к этому времени уже была отработана, но здесь одновременно велось сооружение огромного небоскреба. При оттаивании объем грунта изменится, соответственно, фундамент высотки и само здание сместится. По решению экспертизы высотную часть следовало сооружать только после окончания работ по подземному вестибюлю метро, что вело к потере целого года. Было предложено уникальное решение: рассчитать смещения грунта и начать возводить конструкции здания одновременно с выемкой котлована и бетонированием конструкций подземного вестибюля. Высотное здание строилось изначально наклоненным, с таким расчетом, чтобы после оттаивания грунта конструкция приняла проектное, строго вертикальное положение.
Привожу инфографику из газеты «Мой район» № 38 от 30 октября 2009 года для более наглядного восприятия
3. Заходим в сам вестибюль. помещение достаточно небольшое, но уютное
4. Дополнительные помехи создают рамки театра безопасности. Толку он них никакого, а эстетически никак сюда не вписываются
5. Для сравнения фото 2011 года, впечатление совсем другое
6. Декорированная вентиляционная решётка в вестибюле
7. Линия турникетов. К слову, именно на этой станции впервые в 1959 году появились турникеты с "нормально открытым проходом", которые потом распространились на все метрополитены. Было бы здорово здесь поставить не современные турникеты, а максимально приближенные внешне к тем самым турникетам
8. Выход в город. Забор смотрится тоже чужеродно
9. Вестибюль освещается люстрами, аналогичные присутствуют на станциях Киевская Арбатско-Покровской линии и ВДНХ
10. Потолок вестибюля украшен лепниной, на которой в том числе изображен силуэт высотки, куда встроен вестибюль. То есть получается своеобразная рекурсия :)
11. Собственно эскалаторы, которые будут менять: ЭМ-1М, высота наклона 11,5 м
12. Вид на вестибюль от эскалатора
13. Малый наклонный ход
14. Собственно это ещё одна особенность данного выхода. Здесь используется каскад эскалаторов
15. Для того, чтобы реализовать одновременное возведение здания и вестибюля метро, сооружён промежуточный аванзал. Видно, что оси большого и малого наклона не совпадают
16. Потолок промежуточного зала, также с лепниной
17. Решётка в аванзале
18. Вид на большой наклон
19. Светильники. Скорее всего не сохранят, но хочется надеяться
20. Большой наклон. Три эскалатора ЭМ-4, высота 18,9 м
21. Из-за того, что планируется менять 6 эскалаторов в обоих наклонах, реконструкция планируется на полтора года
22. Классный шкаф с пультом управления. Тоже, скорее всего, не сохранят
23. Предполагается, что на время реконструкции пассажиры будут пользоваться южным выходом и наземным транспортом. Также в пешей доступности находится станция Комсомольская, можно воспользоваться ей. Хотелось бы, чтобы не только в вестибюле, но и на самой станции провели реставрационные работы, красный мрамор шроша, который использован в отделке залов станции находится не в лучшем состоянии, дефекты местами просто закрашены
24. В качестве бонуса: в высотном здании жил сам архитектор Алексей Душкин, в память о нём открыта мемориальная доска опять-таки с изображением высотки с вестибюлем и станций Кропоткинская и Маяковская