Этот материал был отснят давно, ещё в феврале 2014 года. К сожалению, не всё всегда удаётся оформить в виде полноценного рассказа, и фотографии ждут, ждут. Вот и повод подвернулся - на прошлой неделе исполнилось 30 лет Нижегородскому метрополитену, почему бы не рассказать о его музее. Мало кто знает, что он вообще существует, регулярных посетителей там нет, и похвастаться такой богатой экспозицией, как музеи метро в
Москве или
Петербурге он не может. Однако, он по-своему домашний и уютный и посмотреть там есть на что. Рассказ об экспонатах привязан к хронологии.
1. Музей находится в управлении Нижегородского метро, неподалёку от Московского вокзала и одноимённой станции
2. Общий вид помещений
3. Значительная часть экспозиции посвящена истории строительства
4. Как принимались решения о том, то Горькому необходим метрополитен
5. И как представлялось будущее
6. Стенд, посвящённый институту Нижметропроект
7. Можно сравнить, как планировали и как получилось. Результат, на мой взгляд, интереснее.
8. Хроники строительства
9. Строительство станции. Судя по всему, это Московская, здание на заднем плане удивительно напоминает корпус управления метрополитена
10. И вот, 19 ноября 1985 года строительство было завершено, в честь чего состоялся торжественный митинг
11. А на следующий день станции открылись для всех пассажиров
12. Памятные ключи первых пусков
13. Первое (и единственное) электродепо нижегородского метрополитена - Пролетарское
14. Вот такие устройства применялись в метро в советское время: машина для сортировки и счёта монет
15. Аппарат для проверка работы системы АРС
16. Сразу после пуска продолжилось строительство Автозаводской линии на юг
17. В 1987 году открылись станции у ГАЗа: Автозаводская и Комсомольская
18. Гарантийный паспорт метрополитена
19. В 1989 году открылись последние советские станции: Кировская и Парк культуры
20. На перспективу были грандиозные планы, но вмешалась перестройка и распад СССР с сопутствующими экономическими проблемами
21. Из-за кипучей деятельности Бориса Немцова под соусом экологии прекратилось строительство крайне необходимого участка через Оку в Нагорную часть. Достраивались станции на Сормовской линии
22. В 1993 году были открыты станции Канавинская и Бурнаковская, после чего развитие метрополитена практически остановилось. Также, несмотря на громкое название, линии фактически до сих пор не разделены: метрополитен работает как одна линия с вилочным движением
23. Метрополитен получил новое имя вслед за городом
24. Подарки к 10-летию
25. Ввиду сокращения промышленного производства пассажиропоток в 90-е годы несколько уменьшился, но метрополитен исправно работал
26. В 2000 году метрополитен отметил 15-летие
27. В 2002 году, впервые за 9 лет открылась станция Буревестник на продолжении Сормовской линии
28. В отделке станций Сормовской линии использовались современные материалы, мрамора значительно меньше. На Бурнаковской путевые стены представляют собой крашеный бетон
29. После этого вновь наступило затишье. 20 лет
30. 25 лет
31. После долгого перерыва строительство возобновилось. При содействии федеральных властей началось сооружение станции Горьковская и завершилось строительство метромоста
32. Нижегородский метромост состоит из автомобильной и собственно рельсовой части. Первым было запущено автомобильное движение в 2009 году. Окончание строительства ознаменовано символическим "золотым болтом"
33. 4 ноября состоялся митинг, а станция Горьковская открылась 5 ноября 2012 года, с началом движения значительно упростилось сообщение между берегами
34. Макет тоннелепроходческого щита, с помощью которого строились перегонные тоннели к Горьковской
35. Станция богато украшена флорентийскими мозаиками на тему истории города.
36. В завершение привожу перспективную схему развития метрополитена, надеюсь, что планы реализуются, несмотря на все трудности
37. Кроме исторических материалов, в небольшом количестве присутствуют и различные памятные значки других метрополитенов
Ещё раз поздравляю нижегородцев и всех любителей метро с юбилеем!