За всё время, что я активно интересуюсь метро (а это более 6 лет), в депо я ни разу не был. Отчасти это связано с тем, что архитектурная составляющая (станции) меня изначально интересовала больше, чем собственно транспортная (поезда), отчасти из-за стечения обстоятельств.
Но сейчас метрополитены становятся всё более открытыми и доступными для любителей, и появилась возможность попасть в старейшее и красивейшее депо Петербурга -
Автово.
Экскурсию проводил
nomernoy, любитель метро со стажем, в прошлом сотрудник завода Вагонмаш, а сейчас - Петербургского метрополитена. Кроме того, он потрясающий рассказчик, об этом можно убедиться, посетив его журнал.
Впрочем, сейчас о депо.
Депо было открыто в 1955 году, официально введено чуть позже открытия Петербургского метрополитена. До 1972 года было по сути единственным вагонным депо, которое обслуживало все три линии, которые действовали на тот момент. В силу этого на территории сохранилось немало раритетов, о которых и пойдёт рассказ.
1. Проходная. Депо занимает огромную территорию, на него ведут три проходные, первая собственно с проспекта Стачек, мы же заходили со стороны Автомобильной улицы.
2. Служебные автомобили компании Метрохим, которая обеспечивает метрополитен спецодеждой.
3. Переходим пути.
4. Портал депо характерно оформлен для своего времени, именно через него поезда попадают в метрополитен. Кроме того, он исполнял роль тоннеля лондонского метро в фильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Двадцатый век начинается»
5. Небольшое депо для мотовозов.
6. Открытая служебная платформа, в народе прозванная «Солнечная»: в отличие от подземных станций линии 1 на ней естественное освещение.
7.
8. Контактно-аккумуляторный электровоз ЭК/А-001 совершает манёвры с составом. О самих электровозах расскажу чуть позже.
9. Очень стильный внешне, нравится такая яркая окраска вагонов.
10. Веер: совокупность всех путей, ведущих к нефам. Эффектнее смотрится сверху, что я и наблюдал в других депо Петербурга: Московском и Невском.
11. Подходим к зданию депо: печальное зрелище порезки списанного вагона Ем. Отломил кусочек линкруста на память.
12. Роторный снегоочиститель.
13. Осмотр депо начинается с крайних нефов: первое, что видим - это
мотовоз (точнее автодрезина), служебный транспорт, который используется для перевозки грузов, преимущественно в ночные окна.
14. Практически скорая помощь: служебные автомобили выезжают в случае различных ЧП к месту аварии.
15. Вагон типа Д №823 - восстановительный вагон, созданный в 1985 году. Использовался всего один раз в 1991 году при сходе состава на перегоне Нарвская-Балтийская.
16. Поезд оказался очень тяжёлым, таким, что электровоз мог его вытянуть не на всех уклонах. Позже были созданы другие восстановительные поезда, а этот вагон, надеюсь, станет музейным экспонатом.
17. Следующий раритет -
вагон типа В, в своём противоречивом берлинском прошлом - тип С, изготовленные в 20-30-х годах прошлого века, то есть это и есть самые старые вагоны метро, которые использовались в России.
18. Данные вагоны поступили в качестве репараций (по одной из версий тип В - военный) после Великой Отечественной войны и использовались в Московском метрополитене. Позже, несколько вагонов были переданы в Ленинград, где на его базе был создан электровоз.
19. Оригинальная тележка. Многие инженерные идеи, которые применялись позже в отечественном метровагоностроении, подсмотрены у данных вагонов, самое очевидное - автосцепка Шарфенберга.
20. В настоящее время вагон воссоздан силами работников депо, однако из-за нехватки деталей полностью оригинальным его вид назвать сложно. Диваны, например, взяты от номерных вагонов.
21. Оборудование - от вагонов серии Е/Ем. Но всё равно получилось очень здорово и достойно.
22. Переходим к основным нефам депо.
23. Парк представлен вагонами типа Ем в различных модификациях и модернизациях (отличие от классического Е в симметричном расположении дверей, чтобы их можно было использовать на станциях закрытого типа - "горизонтальных лифтах"). Вагон типа Е, который курсирует по линии, остался всего один.
24. Поезд следует до станции Нарвская - в реальности это встречается довольно редко.
25. Изначально депо рассчитывалось на 4 вагона, новые нефы - на 6 вагонов, позже расстояние увеличено до 8 вагонов (именно столько их сейчас в составах Кировско-Выборгской линии).
26. Пристройка, благодаря которой в депо может поместиться 8-вагонный состав с электровозом.
27. Ещё один раритет - вагон-склад на базе типа Г. Именно эти поезда и открывали движение в метро Ленинграда.
28. Позже вагон использовался как склад, но благодаря тому, что он был достаточно грамотно законсервирован, его легко можно восстановить. Надеюсь, это тоже будет сделано.
29. Из депо Выборгское на ремонт прибыл вагон 81-540.9 - данная модификация номерного изготовлена на Вагонмаше, кроме Петербурга нигде не встречается.
30. Приятно поражает внешний вид вагона и окраска: несмотря на солидный возраст, выглядят как новые.
31. Мытищинская тележка.
32. Вагон грунтуют для юбилейного ретропоезда, который будет состоять из двух вагонов типа Е и двух вагонов типа Ем,и будет курсировать в дни празднования 60-летия метро по специальному маршруту.
33. Также в депо представлены для демонстрации и обучения некоторые детали, в частности колёсная пара.
34. Автомат для выдачи воды. Вроде как действующий, но на момент осмотра не работал.
35. Профсоюзный уголок
36. Техника безопасности.
37. Неф для мойки вагонов.
38. Неф с
электровозами. По сути это вагоны с автономным питанием, которые могут работать в отсутствие напряжения на контактном рельсе и служить тягой для остальных вагонов. В Москве они как-то не прижились, единственный электровоз ВЭКА-001 находится в депо Калужское, а в Петербурге достаточно широко применяются. Это уже знакомый вагон ЭК/А-001
39. Электровоз на базе вагона типа Д. Обратите внимание на старые канавы с арочным перекрытием.
40. На этом экскурсия подошла к концу.
41. Движемся к выходу мимо ремонтного цеха (как я понимаю, это самые старые нефы, рассчитанные на 4 вагона).
42. Очень красивый корпус, пожалуй, лучший среди депо бывшего СССР.
43. Здание котельной. За кадром справа вдалеке расположено депо Дачное (которое по сути является заводом по ремонту подвижного состава, однако идёт в общей нумерации с остальными депо).
44. Вновь служебная платформа, прибыл поезд, на котором мы и отправились в метро.
45. Бонус: в 1966-1977 годах территорию депо можно было увидеть любому пассажиру, поскольку через него шли пути до временной станции Дачное. После продления линии станцию разобрали и переоборудовали в служебные помещения ГИБДД. Так она выглядит в настоящее время, находится недалеко от станции Ленинский проспект.
Спасибо руководству Петербургского метро и агентству ТЭОНА за увлекательную экскурсию и возможность посещения депо.