Продолжаем фотопрогулку по метро в Минске. Первая часть
здесь.
Автозаводская линия показалась более однородной по архитектуре, но не скучной.
По пассажиропотоку она уступает первой, в основном за счёт юго-востока, где сосредоточены промышленные предприятия. Поскольку я был в Минске на Католическое Рождество, сложилось впечатление, что ряд станций просто пустуют, однако, в будни, полагаю, картина совершенно другая.
На линии 14 станций, причём 10 из них открыты с 1990 по 1997 год, что в общем-то неплохо. Линия связывает юго-восток Минска (как уже говорилось) с густонаселённым районами запада.
1.
Каменная горка. Названа по одноимённому микрорайону. Вообще название у меня ассоциируется с Екатеринбургом, не знаю, почему.
2. Станция одна из самых загруженных, в час пик, как я понял, это местный аналог Выхина или Юго-Западной.
3.
Кунцевщина. Открыта в 2005 году, как и две соседние станции.
4. Что мне нравится в новых станциях в Минске - каждое название на путевой стене оригинальное, обыграно по-своему.
5. Большинство станций этой линии - двухэтажные. На верхнем этаже расположены вестибюли, причём из одного видно другой, и другие служебные помещения.
6.
Спортивная. Вот вроде бы и нет никаких особых элементов оформления, однако обилие металла вызывает стойкую ассоциацию с льдом (и рядом Ледовый Дворец), а учитывая, в каком мы городе - с хоккеем. Вставки на путевых стенах ещё больше убеждают в этом.
7. Здесь нет рекламы (ещё не успели?), глаз просто отдыхает.
8.
Пушкинская. Десять лет была конечной (1995-2005), а пассажиров в то время было гораздо больше. Хотя и сейчас станция не пустует.
9. Название тоже весьма изящно обыграно за счёт арок и люстр-фонарей (интересно, горели ли они раньше?).
10.
Молодёжная. Как мне показалось, самая простая по архитектуре станция в городе, но светлая и приятная.
11. При входе на станцию - абстрактные мозаичные панно.
12.
Фрунзенская. Открыта в составе первого участка линии. Единственная станция в Минске, название которой полностью совпадает на русском и белорусском языках.
13. По логике, панно из латуни в торцах посвящены гражданской войне, но весьма абстрактно, всё ж открыта в 1990 году, когда вовсю шла Перестройка.
14.
Немига. Интересно, что эта единственная станция в Минске, открытая в СССР, где нет названия на русском языке. То ли так было задумано изначально, то ли названия меняли, ответа на этот вопрос пока не нашёл.
15. Станция выходит к историческому центру (Верхний город, Троицкое предместье, Раковское предместье), так что в оформлении широко используется бетон, стилизованный под дерево. Под потолком станции - ладья.
16. На корме ладьи - цитата из Повести Временных Лет: На Немизе снопы стелютъ головами, молотятъ чепи харалужными, на тоце животъ кладутъ, веютъ душу отъ тела
17. К сожалению, в чём-то это можно считать пророческим. В 1999 году вблизи станции проводился пивной фестиваль, неожиданно началась гроза с градом, люди поспешили укрыться в переходе станции, возникла давка, в результате которой 53 человека погибли.
В настоящее время у входа на станцию расположена мемориальная композиция «53 рубцы на сэрцы Беларусi. 30 мая 1999 года»
18. Сам переход соединяет оба вестибюля и по оформлению напоминает стену с бойницами.
19.
Купаловская. Пересадочная станция линии: народу много всегда, как и на соседней
Октябрьской.
20. По идее, станция посвящена белорусскому поэту Янке Купале, однако каких-то конкретных отсылок к нему и его творчеству нет. Впрочем, в конце 80-х годов, когда линия начинала строиться, с финансированием было уже туго, проекты станций были однотипные, так что уже хорошо, что они получились хотя бы индивидуальными.
21. Пересадочный коридор между Октябрьской и Купаловской. Когда народ по нему в пик идёт, наверно, выглядит жутко.
22.
Первомайская. Самая необычная станция в Минске. Из-за обилия грунтовых вод пришлось выполнять станцию с боковыми платформами.
23. По той же причине станция не была открыта в составе первого участка линии, 5 месяцев поезда проезжали её без остановки. Лишь недавно была уточнена дата её открытия - 28 мая 1991 года.
24. Как мне показалось, станция наименее загружена. В настоящее время здесь монтируют лифты-подъёмники для маломобильных пассажиров.
25.
Пролетарская. Интересно выполнены колонны - в виде рук, которые поддерживают потолок станции.
26. Интересно, что Пролетарская и Спортивная - самые распространённые названия в метрополитенах бывшего СССР (встречаются в 5 городах).
27. А ещё на Пролетарской - единственная в минском метро скульптура: собирательный образ пролетария-рабочего-метростроевца. За скульптурой, кстати, законсервированный выход.
28.
Тракторный завод. Здесь у меня возникли проблемы со съёмкой за счёт того, что станция освещена лампами разных спектров. Поэтому на заднем плане - ядерный взрыв.
29. Сами светильники потрясающие
30. Вставки над лестничными спусками, видимо, тоже обыгрывают индустриальную тему.
31.
Партизанская. По сути отсюда начинается история двухпролётных станций Минска.
32. В оформлении применён анодированный алюминий
33.
Автозаводская. Именно с открытием этого участка в 1997 году линия стала полноценной.
34. Вестибюли и платформа составляют единое целое.
35.
Могилёвская (в проекте - Социалистическая). Конечная станция на линии.
36. На этой станции впервые в метро на территории бывшего СССР были установлены лифты для инвалидов.
37. Над путями станции расположены пешеходные галереи.
38. Раньше они были закрыты для прохода, однако совсем скоро здесь будет открыт
музей метро.
39. Пока установлены лишь отдельные плакаты с историческими фотографиями.
40. Активно идёт монтаж витрин, выставочные залы стилизованы под вагоны.
41. Вход будет осуществляться через отдельные турникеты по отдельным жетонам.
42. Хочется пожелать Минскому метро дальнейшего расширения, процветания, и, конечно же, скорейшего ввода третьей линии.
Большое спасибо Минскому метрополитену и особенно пресс-секретарю Кузьмину Андрею Александровичу за помощь в организации и проведении съёмки!