ну ладно, продолжим балканское турне
в начало 4 августа. Пришли-то мы в Бар вовремя. И подняли нас тоже вовремя. Не понятно, зачем, поскольку первыми должны разгрузиться фуры, с трудом грузившиеся всю ночь в Италии. Тем не менее, они это сделали, разгрузившись всего за час, который мы стояли на палубе, поскольку из каюты нас выселили. И кафе с кофе перестало работать - то ли из-за того, что в порт пришли, то ли потому, что все закончилось. Ну, да ладно. На выезде из порта очередь - к пограничникам за штампиком. Здесь почему-то долго (уж не отлавливают ли итальянских мафиози?), и вдоль очереди ходит дядька, продающий какие-то наклейки на стекло за 10 евро. Пытается он продать эту наклейку и мне, но тут закипает Ирка.
- 10 евро туда, 10 евро сюда. Что это?
- Экологический сбор. Действует полгода.
- А это обязательно?
- Да. - Но Ирка настаивает, чтобы полицейский подтвердил, что это обязательно. Полицейский подтверждает. Что ж, сэкономить не удалось. Тогда едем.
Мы договорились, что встретимся с Витькой и Анечкой в Дубровнике числа второго, они в Хорватию прилетели на медовый месяц (десять дней), но мы слишком долго ехали до югославского побережья. И сегодня уже четвертое, они уже накупались и им сегодня улетать, а мы только добрались до побережья, которое предполагалось нами к стационарному отдыху. Обмениваемся sms-ками и решаем ехать вдоль берега, пока нам не приглянется что-нибудь достойное. Так и едем. Бар. Петровац. Свети Никола. Будва. Я здесь был когда-то, красивые места. Но пляж не трогает, много народу, а на въезде в Будву - огромная пробка. Бензин - 1.13 - это дороже, чем мы ожидали. Мы изначально стремились «зависнуть» в Хорватии, а не в Черногории, видимо, так тому и быть. Тиват. Запоминаем, Ирина Викторовна, сюда вы повезете меня в аэропорт через неделю. Паром через Которскую бухту. Херцег Нови. Собственно, все. За какой-то час мы проехали всю Черногорию. Дорога за Херцег Нови пустеет и забирается в горы, которые поросли сосновым лесом. Вот это уже лучше. За одним из поворотов - пограничный пункт. Черногорцы прощаются, а потом километра полтора нейтральной территории. Что советские, что югославские республики разделены почему-то такими вот нейтральными полосами. Чего б не договориться и не стоять вместе, как белорусы с поляками в Бресте - ведь пропускных пунктов строить в два раза меньше… После нейтральной территории - Хорватия. Хорватка долго изучает наши паспорта, спрашивает о цели поездки (отдых!), но, спохватившись, говорит «добро дошли»… понятно. Интерес тоже понятен - это первый год хорваты пускают нас просто так - кризис. Виза-то никогда не нужна была, но требовалось подтвердить наличие оплаченного жилья, что существенно осложняло поездку. Теперь свободно. Надолго ли?
Хорватская дорога, абсолютно пустынная, вьется по хорватскому чудному сосновому лесу. Попробуем к морю? Поворот налево ведет нас через деревеньку, дальше дорога разветвляется. Выбираем более накатанную, но она оканчивается около поля. Тогда по другой дорожке. Она снова ведет в лес, мы останавливаемся, дышим озоном, собираем огромные шишки в пакет. Они здесь двух видов, как и деревья - первые - с огромными иголками и такими же огромными шишками сосны, а рядом с ними - елки с маленькими шишечками. Вот бы здесь жить… Но дорога, петляя, выводит нас к площадке над обрывом, за которым синеет море. Обрыв слишком крут, каменистая бухта неприспособленна для жизни и купания, а на площадке расположилась… пожарная часть. Вот ведь странно - пожарная часть вне населенного пункта, в лесу. Может, лес тут горит чаще, а может, водовод какой прямо из моря. Но идея обосноваться в таком месте в душу запала, и мы прицельно начали его искать. Потыкавшись еще пару раз, мы натыкались на тропы в лесу - заповедник. А потом был аэропорт Дубровника со смотровой площадкой над посадочной полосой. Конечно, в Тивате аэропорт вообще начинается от дороги, и когда смотришь на садящийся самолет, невольно пригибаешь голову, дабы не получить по башке открывающимся шасси… Но и здесь прикольно. Хотя поиски жилья пришлось временно свернуть, так как в непосредственной близости аэропорта мы уже жили на Канарах - это неприятно. А за аэропортом Дубровника появился и сам Дубровник, трафик вдруг резко вырос, перешел в пробку - старый Дубровник не выдерживает наплыва туристов на личном транспорте, и полиция ограничивает в него въезд, из-за чего появляется пробка и на дороге, идущей над городом. Местность вокруг Дубровника сильно заселена и не так красива, как первые километры Хорватской территории, и, проехав немного, мы решаем повернуть на дорогу, ведущую на полуостров Пелешац, край хорватских виноделов. Может, потому, что я читал про рай на Пелешаце в каком-нибудь из интернетовских отчетов, а может, название напомнило нам так понравившиеся румынские Пелеш и Пелешор… Магия созвучий. Боже, как давно уже была Румыния! Сколько уже событий! Пора, пора искать стационарное место отдыха для отдыха от отдыха ездового.
Проезжаем городок Стон - это столица виноделов. Но моря здесь нет. Теперь дорога, очень красивая и извилистая, ведет по «оси» полуострова и выскакивает к морю у местечка Драче. Это берег «Малого» моря, то есть, залива между Пелешацем и большой землей. Красиво, но не то. Потом дорога перескакивает на другой берег - Трстеник, и снова уходит в центр. А вправо к берегу залива ведет местная дорожка, приводящая в малюсенькое сельцо Куна. Тут здорово, маленькие дома окружили маленькую бухточку. И никого. Только берег бухточки засыпан гравием. Не то. Возвращаемся на дорогу, но удача где-то здесь. Снова съезд с дороги, теперь влево, к «Большому» морю - село Жуляны. Прекрасный маленький городок. Спрашиваем у местных про комнаты - да, вроде есть. Время к семи вечера, но турбюро открыто. Свободные домики есть, 50 евро в сутки - будете смотреть? Витька с Анечкой снимали апартаменты на острове Шолта - это чуть северней, за 40. Пробуем торговаться, но безуспешно, поскольку начался август, это сезон, а значит, цены надо повышать, а не снижать. Ну и мы уже приехали, поэтому хочется выбрать такое место, чтобы было абсолютно комфортно для дальнейшего стационарного отдыха. А здесь нет елочек с шишечками, поедем дальше. В конце концов, найдем мы идеал, не сегодня, так завтра.
Дорога дальше снова начинает петлять - подъезжаем к самой высокой точке полуострова - горе Свети Илия, на склонах которой приютился Оребич - местная «столица» - маленький городок, построенный местными мореходами как крепость, защищающая полуостров от пиратов, обосновавшихся на острове Корчула, который отделен от Оребича трехкилометровым проливом. Потом пираты вместе с турками крепость Оребича разрушили, а вот пиратская крепость Корчула стоит до сих пор, ее видно из Оребича. Но это так, к слову. На подъезде к Оребичу - очередное туристическое бюро. Вообще, в эти бюро стекается информация обо всех сдающихся комнатах и домиках, если, конечно, хозяева этого хотят. Снова пытаем счастья. Два вопроса - домик на неделю с видом на море через сосновый лес с шишками, или ночлег на сегодня… Пожилой дядька в бюро с трудом отрывается от телефонного трепа и нехотя объясняет, что начался сезон, и апартаментов нет.
- А если все-таки посмотреть? - Дядечка начинает механически перелистывать свои бумажки.
- Да, смотри, не смотри - нету. Впрочем, у меня есть собственный дом, вон вниз уходит дорожка, через поле в рощицу. Там есть незанятая комната. Посмотрите? - Ну вот. Славянин. Конечно, посмотрим, понятно, что сначала надо «впарить» свое жилье. Дорога идет через поле, поросшее травой, рощица на поверку оказывается кустарником, а из полуподвала, предназначенного для нас, несет сыростью. «Хвала (спасибо), славянин!». Возвращаемся, чтобы сказать, что это нам не подходит, и спросить, нет ли чего на одну ночь.
- Ну, можете снять это на одну ночь.
- Нет, это нам вообще не подходит!
- Тогда ничем не могу вам помочь… - Неторопливо въезжаем в Оребич. Первая же улочка - еще даже не городка - садовых его окраин - пестрит объявлениями о сдаче комнат. Стучимся в первый же домик. Вышедшая хозяйка говорит, что у нее все занято, но она знает, у кого свободно, и сейчас позвонит. Звонок, короткий разговор и -
- Вас ждут, вон, дорожка в ворота, через сад, там в глубине домик. - Едем по гравийной дорожке оливкового сада, а деревья ветками задевают за машину… Нас встречает добродушная «господьжа» Марика, лет 70.
- Мы к Вам на одну ночь
- 60 евро
- А дешевле?
- 50. - Ну хорошо, надо оставаться, уже темно, а завтра продолжим поиски. Нам предоставлены апартаменты на втором этаже небольшого дома, лесенка прямо на второй этаж приводит на большую террасу, с которой два входа ведут в комнаты для гостей. Они обе свободны, в нашем распоряжении вся терраса и комната, состоящая из оборудованной всем необходимым кухни, санузла и большой спальни, где кроме двуспальной кровати помещается еще и полноценная третья. Все это, особенно кухня, содержит кучу очень трогательных мелочей, безделушек, корзинок, салфеточек, создающих тот неповторимый уют, как будто это жилая комната хозяев, а не сдаваемое в наем помещение. Нам тут нравится. Бросаем вещи и идем на террасу попить чаю. Прямо перед нами освещенная луной - прожектором оливковая роща, а вдали угадывается море, на котором мерцают огоньки… Ну очень красиво. Зарождается мыль попроситься остаться здесь на день, чтобы осмотреть окрестности.
«Excuse me?» - По лестнице поднимается женщина лет сорока. «Бранка», - представляется она и ставит на стол бутылку красного домашнего вина - это подарок, типа, добро пожаловать («добро дошли»). Бранка, в отличие от Марики, с которой мы договаривались, свободно говорит по-английски. Потом мы с ними познакомимся поближе и расскажем о них подробнее. «А можно, мы завтра решим, может, мы останемся еще на денек?», - спрашиваем мы. «Конечно, у нас тут неделю точно свободно. Впрочем, я уточню у мамы, спокойной ночи». Ну вот. Мы еще долго сидим, вино заканчивается, и мы понимаем, что закончилась та часть отпуска, что была связана с большими пробегами и чехардой стран и впечатлений. Начинается размеренный отпуск с купанием в море, вечерними разговорами на открытой террасе с видом на бухту под бутылочку домашнего вина и мерное пенье южных цикад…, а может и вправду никуда больше не поедем? Нет, завтра все посмотрим и решим.
(часть 9)