"Высоцкий. Спасибо, что живой"

Dec 04, 2011 19:59


Сходили в кино. Поскольку в моей ленте преобладают категорически отрицательные рецензии, шла с некоторым предубеждением, но уже давно собирались да и как-то странно было: неужели всё настолько плохо. Потому что тогда как-то слишком обидно, что ли...
Фильм очень сильный и очень хороший. Абсолютно не согласна с адресованными ему упрёками в безжизненности "силиконового двойника", в педалировании темы наркотиков. Не согласна и с тем, что это - не тот Высоцкий, которого мы...
Любой художественный фильм - по определению, интерпретация. У авторов не было задачи имитировать документальные съёмки - они есть и так. Характер же передан прекрасно: усталость, болезнь, что уж там - предчувствие смерти ("мне жить осталось на две затяжки" - сказано между делом в разговоре, но так, что не возникает ни малейшей возможности пытаться оспорить), фантастическое желание работать (отсюда и наркотики - да, непедагогично, но жизненно), творческий кризис - плохо, что полгода не пишется, ещё хуже - что об этом говорят. Страшное ощущение того, что всё в любой момент может кончиться - а сколько ещё не сказано - а говорить с каждым днём всё труднее. Необходимость улыбаться друзьям ("всё хорошо, ребята, всё хорошо - работаем"), дурачиться, как будто всё - как всегда, говорить по телефону, обнимать, выручать, спасать, понимая, чтó для них ты и то, что ты делаешь, и чтó им всем грозит, если будут пробовать дотянуться до тебя... И за всем этим - тоже дорогое и главное: "Если отвернутся - значит, не любили. А вдруг не все отвернутся?!" Разве всё это можно не заметить в фильме???
И сыграно, конечно, прекрасно. Какую вы хотите мимику, там её и не должно быть. Потому что за этими сжатыми губами, за минимумом эмоций на лице, за лаконичными жестами читается вся трагедия души, если хотите - нутра, как это у него в песнях и стихах, как это в ролях. И, действительно, не важно, кто играет, потому что эта роль - по определению больше, чем пункт в списке ролей...
Прекрасно передана атмосфера - да, на меня всерьёз пахнуло концом семидесятых, и дело не в антураже, и не в интриге, и не в цветовых решениях. Дело даже не в том, могло или не могло быть так: исходная ситуация - поле для столкновения характеров. Личность такого масштаба меняет вокруг себя людей и обстоятельства. Близкие, кажется, почти не замечают этого, пока страшное не проходит слишком близко - настолько, что каждого задевает его тень и на каждого веет его холодом, так что после этого остаётся только напиться, чтобы попытаться сделать вид, что ничего и не было, ибо столь же страшно, как то, что могло случиться, но на этот раз миновало, ощущение того, "чьей рукой я был в эту минуту", соприкосновение с таким чудом. Но и для "дальних" эта встреча не проходит даром. И в диалоге с полковником КГБ прекрасно не это "не договоримся мы с вами", за которое, несомненно, ухватятся и растиражируют, и не то, что антагонист превращается в помощника, обращая свою власть не "против", а "за", а то, что это происходит потому, что за эти несколько дней он постоянно сталкивается с аномальным поведением людей, причина которого - не страх (к которому он привык, которым он умеет управлять и который "работает" в самой первой сцене), а любовь, а в этом последнем столкновении, в единственном личном разговоре он вдруг понимает, откуда она и какую цену заплатил за неё тот, кто её вызывает...

Кадр из фильма - отсюда.

фильмы

Previous post Next post
Up