IOV «Zizka»

Sep 07, 2023 09:48

IOV «Zizka»
С происхождением броневагонов IOV «Žižka» неясно, вероятно, они из состава трофейного немецкого бронепоезда из Horní Měcholúp (Горных Мехолуп) 6 мая 1945 года.

7 мая 1945 года бронепоезд был завершен, им стал командовать František Kulhánek (Франтишек Кулганек). В этот же день IOV «Zizka» вместе с IOV «Smíchov» отправили на трассу в Krče (Крче), чтобы помочь Michle и Spořilovu (Михле и Споржилову). Вскоре IOV «Smíchov» был отозван, а IOV «Zizka» сражался с немецкими пулеметными гнездами и бронетехникой. Экипажем IOV «Zizka» заявлено уничтожение четырех и повреждение двадцати немецких бронемашин. Однако фактическое количество уничтоженных и поврежденных машин неизвестно. В составе поезда был только один вагон типа Geschützwagen I (E) с пушкой 2 cm Flak 38 (рапорт командира IOV František Kulhánek (Франтишека Кулганека)). Другой очевидец заявлял, что бронепоезд имел 2 cm Flakvierling 38. Впоследствии поезд был вынужден отойти в Vršovíc (Вршовице) из-за неисправности пушки и был заменен IOV «Praha». В ходе ремонта бронепоезд пополнился парой грузовых вагонов, временно бронированных шпалами и стальными листами. В каждом вагоне было по паре строенных установок 2 cm MG 151/20, поставленных рабочими завода ETA. В 16:00 его отправили на остановку Прага-Споржилов, откуда около 18:00 он вернулся в Vršovice (Вршовице) с потерями в л/с. Ночью он выполнял обязанности караула на станции Vršovice (Вршовице).

8 мая 1945 года его отправили на мост через Botič (Ботич), где паровоз был уничтожен немецкой засадой. Однако сам бронепоезд не пострадал, и из экипажа никто не погиб. IOV «Praha II» вывел его из угрожаемого района и впоследствии заменил в других боях. После ремонта и замены локомотива в ночь на 9 мая 1945 года оказывал помощь в капитуляции немецкого подразделения из казармы Schupo (Шупо).

9 мая 1945 года поезд караулил немецких пленных, атаковавших заблокированный Виноградский тоннель.
10 мая 1945 года сопровождал пассажирский поезд до Benešova (Бенешова).
11 мая 1945 года он переехал в Tábor (Табор). В ночь на 12 мая 1945 года он участвовал в боях с отступающими немецкими войсками. Днем он перебрался во Vršovíc (Вршовиц), а вечером сопровождал пассажирский поезд до Dobříš (Добржиш).
13 мая 1945 года он вернулся в Vršovíc (Вршовиц).
14 мая 1945 года вместе с IOV «Vršovíc» перешел на станцию Praha-Smíchov (Прага-Смихов). а с 15.5.1945 работали в приграничном районе на участке Louny - Most (Лоуны - Мост).
22 мая 1945 года он привез из Chomutov (Хомутова) во Vršovíc (Вршовиц) полезные материалы, в том числе три броневагона, которые, вероятно, дополнили его комплектацию, или они заменили старые броневагоны. Он вернулся в Chomutov (Хомутов) со старым броневагоном и новыми полученными накануне. Старые броневагоны были отправлены в Milovíc (Миловиц).
6 июня 1945 года IOV «Zizka» перешел во Vršovíc (Вршовиц).
11 июня 1945 года поезд перешёл в Nymburk (Нимбурк), где 15-16 июня 1945 года был разобран и сдан на слом.

Матчасть бронепоезда:
Кол-во бронированных вагонов: 6
Кол-во небронированных вагонов: 5
Пулемёты: 4
Одноствольный 2cm Flak 38: 3
Трёхствольный 2cm Flak MG.151/20: 4
Четырёхствольный 2cm Flak 38: 1
Дата расформирования: 15.6.1945 - 16.6.1945

Источник:
журнал "Historie a vojenství" № 3/2021 статья: Tomáš Jakl - Obrněné vlaky v Pražském povstání 2.

panzerzug, iow, бронепоезда Чехии

Previous post Next post
Up