Уничтоженные/захваченные немецкие бронепоезда.
Попытка разобраться.
Привязанные:
Panzerzug 10a Panzerzug 27 (2 матчасть) Panzerzug 32 (брошен во Франции) Panzerzug № 51 (13.08.1944 уничтожен на ст. Сымерпалу танкистами 122 тбр) Panzerzug 70 (04.04.1944 уничтожен командой на ст. Раздельная, захвачен КА) Panzerzug 74 (29.07. 1944 г. уничтожен из засады танками и САУ) Panzerzug 76 (14.04.1945 уничтожен Илами 64 ШАП, 182 ШАД в районе ст. Повайнен, Восточная Пруссия) А теперь те, которые привязать проблематично, из-за недостатка информации:
Взято (1. - 4.) из книги Игорь Небольсин «Первая из Гвардейских. 1-я танковая армия в бою» копипаст книги Журавлев Алексей Георгиевич «Крепче брони», с добавлением подробностей из ЖБД 1 Гв. ТА и наградных.
1. 11 августа 1943 ст. Гавриши (Харьковская обл.)*
При наступлении на ст. Гавриши, разведка донесла, что от станции Гавриши до ст. Максимовка курсирует бронепоезд противника. обстреливая наступающие части. Получив задачу подорвать железнодорожное полотно, группа сапёров под командованием лейтенанта Синицына выдвинулась вперёд дальше наступающих частей. подорвала полотно железной дороги, в результате чего бронепоезд противника через некоторое время пошёл под откос.
В 21.00 1-я Гв. тбр выступила по маршруту Сенное - Лозовая. и к 23.30 сосредоточилась в районе леса западнее Лозовой, выставив заслон в составе двух батарей 35 иптап на южной окраине х. Мусики.
Высланная разведка в направлении ст. Гавриши обнаружила на станции бронепоезд противника, для уничтожения которого, по решению комбрига, была послана спецгруппа в составе трёх танков Т-34, двух 45-мм орудий и взвода разведки. Заметив приближение нашей разведки, бронепоезд ушёл в направлении Харькова.
* Информация противоречивая, варианты: или было ДВА бронепоезда, или какое-то из сообщений ложное.
В "Отчете о боевых действиях 1 гв. тбр" (период с 03.08.1943 по 20.08.1943 г.) описано немного по другому:
11 августа 1943, всё произошло на ст. Ковяги
2. Белгородское направление, название станции пока неизвестно, август 1943г.
2 нем. бронепоезда.
"Танковая рота лейтенанта Ваганова* скрытно подошла к железнодорожной станции. Последние данные разведки позволяли командиру принять наиболее выгодное решение. Известно было, что немцы поспешно отходят в двух направлениях - по железной дороге и по шоссе. Лейтенант Ваганов решил отрезать гитлеровцам путь отхода. Командиры машин Дзорцев, Чернавский и Сарбышев лесной опушкой вышли к железнодорожному полотну и стали в засаду.
два танка обошли станцию с другой стороны. вдвинулись к шоссейной дороге и оседлали её. Остальные танки под командой лейтенанта Ваганова с фронтального направления ворвались на станцию. Неожиданное появление наших машин навело на немцев страх и растерянность.
На станции стоял эшелон с местным населением, предназначенным для отправки в Германию. Танкисты навязали бой. Лейтенант Ваганов сосредоточил огонь своих танков по немецким танкам и броневикам. В первые минуты схватки один фашистский танк загорелся, второй вилял между постройками, хотел уйти, но его настигли советские снаряды. В этот момент боя немецкий бронепоезд подошёл на станцию и подцепил эшелон с советскими людьми. однако огнём из засады был подбит. Из вагонов стали выпрыгивать женщины и девушки.
Один мальчик подбежал к лейтенанту Сарбашеву и рассказал ему, что в лесу стоит второй немецкий бронепоезд. Несколько позже танкисты и его уничтожили."
* Предположительно ком. 2 роты лейтенант Ваганов Александр Васильевич, 16 тбр, 3 мех. бригада, 1 ТА.
3. 16.10.1943 под/у Мелитополя двумя Ил-2 (ст. л-нт Карачун Владимир Григорьевич* и ст.л-нт Кравцов Алексей Савельевич*) уничтожен немецкий бронепоезд который вёл огонь по наступающим сов. войскам в районе ст. Тащенак.
*На обоих есть наградные от 24 декабря 1943 в которых описаны подробности.
4. ноябрь-декабрь 1943 г., уничтожен налётом Пе-2, 161ГБАП.
В том районе действовал Panzerzug 28.
"На участке Черкассы-Смела в р-не переправы после долгих поисков был уничтожен сильно досаждавший немецкий бронепоезд. С удачным выполнением задания два экипажа Пе-2 поздравил зам. командующего возд. армии генерала Изотова и вручил ордена и медали, а лт.А.Матвеева - представил к званию ГСС. Однако спустя несколько часов самолет зам. командующего возд. армии генерала Изотова был сбит немецкими истребителями. Тяжело раненого генерала эвакуировали в тыловой госпиталь и наградные документы так и остались не оформленными..."
* Наличие немецкого бронепоезда на участке Черкассы-Смела подтверждается ещё двумя источниками.
5. Бои за Казатин, 28 декабря 1943г.,
Panzerzug 31.
"Казатин ещё не был полностью очищен от врага, когда разведка донесла, что по железной дороге со стороны Погребище идёт неприятельский бронепоезд, мне [ГСС гв. подполковник Бойко Иван Никифорович, ком. 69 Гв.тп, 1 ТА, 1 УкрФ] стало ясно: противник может ударить в левый фланг, помешать подходу наших частей. На уничтожение бронепоезда я бросил три танка из своего резерва и подоспевшую к этому времени батарею самоходных орудий. Этих сил оказалось достаточно, чтобы уничтожить бронепоезд."
6. на подходе к станции г. Фастова, декабрь 1943 г. (Фастов освобождён 7 ноября 1943г.)
"Вражеский бронепоезд ежедневно подходил к линии фронта и обстреливал позиции наших дивизий и Фастовский железнодорожный узел. Артиллерийские налеты мешали восстановительным работам, которые вели железнодорожники 14-й железнодорожной бригады. Начальник штаба бригады майор В. Г. Измайлов, командир минно-подрывного взвода старший техник-лейтенант Ф. М. Мясников решили установить на пути бронепоезда мину-ловушку, - вспоминал Герой Социалистического Труда, генерал-полковник технических войск П. А. Кабанов. - В районе Фастова Ф. М. Мясников и старший техник-лейтенант Г. М. Татаринов из траншей пехотинцев обнаружили излюбленное место стоянки бронепоезда. Из добровольцев своего взвода Мясников отобрал лучших солдат-минеров.
В темную вьюжную ночь минеры пробрались к железной дороге. На место стоянки бронепоезда заложили в насыпь усиленную противотанковую мину. Враг не обнаружил минеров, которые благополучно возвратились в траншеи пехотинцев.
…Точно, с немецкой аккуратностью, на взгорье появился дым паровоза. Бронепоезд на высокой скорости спешил к постоянному месту стоянки. Прошла минута, вторая. Окрестность потряс сильный взрыв. Свалился на бок бронепоезд, были сброшены с рельсов и повреждены все площадки. По бронепоезду открыла огонь и дивизионная артиллерия.
О подрыве на наших минах немецкого бронепоезда на следующий день в своих сводках сообщило Совинформбюро"
7. 24-26 марта 1944 г. бои за Каменец-Подольск, 4 ТА заявила захваченный бронепоезд.
8. 23 июня 1944 года в Белоруссии c одного из передовых аэродромов 638 ШАП, 335 ШАД был атакован немецкий бронепоезд. Уничтожение было засчитано [командиру 3 аэ], капитану Денисову [Георгию Михайловичу], на счету которого уже было четыре бронепоезда.
* Предположительно, им был уничтожен Panzerzug 67 (
в наградных ни слова о бронепоезде/бронепоездах, в конце войны присвоено звание ГСС).
9. 1 марта 1945 г.
Уничтожение бронепоезда
Корреспондент "Красной Звезды" рассказывает об одном из ярких боевых эпизодов - уничтожении вражеского бронепоезда. "Поезд непрерывно менял позиции, маскируясь в горах и перелесках. На помощь артиллеристам пришла штурмовая авиация. Шестерка "Илюшиных-2" появилась в воздухе, когда бронепоезд возвращался из очередного рейда, - пишет газета. - Ведомые старшим лейтенантом Бородиным, летчики-штурмовики, несмотря на сильный зенитный огонь, атаковали цель. Первым заходом они разрушили железнодорожный путь. Вторым заходом "Илюшины" нанесли удар по паровозу и передним площадкам". Вражеский бронепоезд был полностью выведен из строя.
Сообщение ТАСС от 1 марта 1945 г. 10. 20 марта 1945 года, 1 Белорусский фронт, сводка от Советского информбюро.
"... Одна наша часть завязала бои за железнодорожную станцию Финкенвальде, отрезав немецкий гарнизон Альтдамма от юго-западной переправы через Одер. Тем временем другие наши части ворвались в Альтдамм с северо-востока. Всю ночь продолжались ожесточенные бои. Немцы освещали улицы города ракетами и вели сильный артиллерийский огонь. Советские подразделения очищали от врага квартал за кварталом. Овладев железнодорожной станцией, наши части прижали немцев к единственной оставшейся в их распоряжении переправе через Одер западнее Альтдамма. Эту переправу защищал бронепоезд. Меткими залпами наша артиллерия разбила вражеский бронепоезд. Сегодня рано утром штурмовые группы очистили от гитлеровцев аэродром и перерезали шоссейную дорогу Альтдамм-Штеттин. ..."
11. Оперативная сводка за 30 марта 1945 г., бои за Гданьск [Данциг], (2 Белорусский фронт)
"В боях за город Гданьск [Данциг] войска фронта взяли в плен 10 000 немецких солдат и офицеров, а также захватили следующие трофеи: самолетов - 84, танков и самоходных орудий - 140, полевых орудий - 358, миномеов - 566, пулеметов - 1397, бронепоездов - 15, подводных лодок - 45, паровозов - 306, железнодорожных вагонов - 6675, судов различного тоннажа - 151, складов с вооружением, боеприпасами и продовольствием - 214."
мл. лейтенант Бажора Фёдор Максимович (замполит батальона, 412 сп, 1 СД, 70 А, 2 Бел.Ф.):
"... при штурме города-крепости Данциг (Гданьск, Польша) в марте 1945 года возглавил группу добровольцев, во главе которых пробрался в немецкий тыл и перерезал железную дорогу Данциг-Гдыня, по которой курсировал немецкий бронепоезд, обстреливавший наступавшие советские войска. Затем эта же группа перехватила и сам бронепоезд, вынудив его команду бежать. В этом бою Ф.М. Бажора был тяжело ранен, но оставался в бою до полного захвата бронепоезда."
* Есть два фото на
http://goskatalog.ru/ с подписью "Бои за Гданьск. Трофейный немецкий бронепоезд", на самом деле на фото
ж/д орудия 194 mm Mle 70/93 (Obusier de 194 Mle 70/93) (L/30) (TAZ) (нем.: 19 cm Kanone (E) 486 (f)). 9 таких установок находились на службе в вермахте. Скорее всего "бронепоездов - 15" это ж/д артустановки разных типов, находившихся в Гданьске (Данциг).
12. 7 апреля 1945 года, бои за Вену, сводка ТАСС:
"... войска Красной Армии обошли Вену не только с юго-востока и юга, но также с запада и северо-запада. Овладев пригородами, советские штурмовые группы вели уличные бои в южной части Вены. Заняты арсенал и другие опорные пункты немцев. В течение дня уничтожено до 3 тысяч солдат и офицеров противника. Советские летчики уничтожили немецкий бронепоезд и эшелон с боеприпасами."
13. Бои за Потсдамский вокзал, 26 апреля 1945 г.
"В бою за Потсдамский вокзал геройский подвиг проявил разведчик 40 Гв.тбр гвардии сержант Прижимов [Николай Акимович]. Пробравшись к переднему краю и оценив обстановку, он поднял воинов мотобатальона и, ошеломив противника, ворвался на станцию. С небольшой группой Прижимов дерзко атаковал и ворвался в бронепоезд, расстреляв четырёх офицеров, майора, 9 солдат, захватил бронепоезд и открыл из него огонь по немцам. Станция была взята. Будучи раненым, Прижимов остался в строю. За этот подвиг он награждён орденом Красного Знамени [хотя представление было на ГСС]."
Наградной: