Среди прочих вопросов, рассмотренных на заседании рабочей группы по Кузьминскому лесопарку 28 апреля, было "формирование состава древостоя". Этот пункт включает в себя уход за подлеском. Мы
писали , чем обернулось "формирование состава древостоя" для Измайловского лесопарка. Цитата: "Один из участков, памятник природы, в Измайлово был фактически уничтожен - и именно под видом "формирования древостоев". Второй участок, аналогично поуродованный, пережил "восстановительные посадки", но выглядит это аналогично. Суть проста: уничтожен подлесок, почва (трактора заезжали в лес как раз ранней весной, когда таять начало) и травяной покров."
Чем же опасна вырубка подлеска? Об этом пишет Борис Леонтьевич Самойлов - кандидат биологических наук, главный редактор «Красной книги города Москвы» и заведующий лабораторией охраны природы города НИИ охраны природы.
"В квартале № 5 Кузьминского лесопарка сохранилась историческая лучевая система просек, которая была распространена в казённых и поместных лесных дачах России до середины XIX в. На территории Москвы лучевую систему просек сегодня можно видеть только в трёх лесных массивах - лесопарках «Сокольники», «Кусково» и «Кузьминки». Во всех других лесных массивах Москвы существует прямоугольная квартальная сетка, которая стала применяться после первого в России лесоустройства с 1842 года. Таким образом, лучевая система просек в квартале № 5 Кузьминского лесопарка следует рассматривать как историческое наследие прошлых веков, присущее старинным лесным дачам.
Возраст лесных насаждений в квартале № 5 превышает 140 лет. Первый ярус здесь образован высокоствольными соснами, липами, дубами, берёзами. Во втором ярусе произрастают теневыносливые липа и клён остролистный. Этими же породами представлен подрост и естественное возобновление. Подлесок образуют типичные лесные кустарники - лещина, жимолость, бересклет, малина. В напочвенном покрове в затенённых местах произрастают также лесные травы - сныть, зеленчук, ландыш, а на прогалинах и вдоль дорог-аллей преобладают сорные для леса виды - крапива, недотрога, гравилат городской, одуванчик и др. Злаковых трав под пологом деревьев очень мало из-за недостатка там света. По всем показателям в квартале № 5 представлен полноценный лес со всеми типичными для него элементами. Об этом свидетельствуют также обитающие здесь заяц беляк, белка, крот, чёрный дятел, тетеревятник. Такая хорошая сохранность леса обусловлена тем, что многочисленные отдыхающие почти не сходят с аллей под полог деревьев, чему препятствует хорошо развитый почвозащитный подлесочный ярус.
В центре квартала № 5, вокруг круглой площадки, к которой сходятся все 12 лучевых просек, в 2002 г. были проведены рубки с целью формирования парковых насаждений. Здесь в полосе шириной около 30 метров полностью удалён подлесок, вырублены сухостойные, ослабленные, отставшие в росте и аварийные деревья. В результате выполненных мероприятий густота стояния деревьев 1-го и 2-го ярусов существенно уменьшилась, подрост и кустарники полностью исчезли, рыхлая лесная подстилка оказалась вытоптана, вместо лесных трав появились сорняки, то есть естественный здоровый лес приобрёл вид однотипных древесных насаждений со многими признаками антропогенного нарушения.
Самая большая опасность заключается в том, что после вырубки почвозащитного подлеска и некоторого изреживания древостоя, под пологом высокоствольных деревьев стали свободно ходить люди и сюда быстро внедрились устойчивые к вытаптыванию сорные для леса травы. Хорошо ещё что рубки были проведены только вокруг центральной площадки, и деградация лесного биоценоза произошла на ограниченной площади. Если превращение леса в парковые насаждения произойдёт на более значительной площади, и будет сопровождаться вырубкой большого числа деревьев с последующим созданием под их пологом злакового газона, то это однозначно приведёт к полному уничтожению лесной среды. В итоге здесь прекратится даже разложение опавшей листвы, что вызовет необходимость её ежегодного сгребания и удаления, а это сопряжено не только с материальными затратами, но и вызовет истощение лесных почв. Стоит ли ради чьих-то сомнительных эстетических новаций губить жизнеспособный лес?
Уже на 1-м курсе института будущим лесоводам известно, что самым большим врагом любого леса является изреживание древесного яруса и задернение напочвенного покрова, после чего блокируется развитие леса и происходит его неизбежный распад. Избыток света для травяного покрова и злаковая дерновина хороши для луга или газона, но лесу это категорически противопоказано. В 1960-1970-е гг. во многих городских лесах Москвы в широких масштабах проводились эксперименты по «преобразованию» естественного леса в парковые насаждения. Ради этого в лесных массивах ежегодно вырубались тысячи кубометров древесины, но во всех случаях итог был один. Если в парковые насаждения пытались перевести уже сформировавшийся древостой старше 40 лет, то это заканчивалось его полным расстройством и утратой полезных природных качеств.
Применение в лесных массивах парковых методов формирования, ухода и содержания насаждений не выдерживает никакой критики ни с экологических, ни с современных эстетических позиций. Главным принципом сейчас является не пресловутая ухоженность насаждений, а их жизнеспособность и нормальное развитие. Ослабленные деревья с удалёнными нижними ветвями и причёсанный лесной биоценоз могут радовать только тех людей, которые не имеют элементарных биологических знаний и подходят к природе с чисто обывательских позиций. Изреживание леса и засорение его газонной травосмесью вдоль 12 лучевых просек в квартале № 5 Кузьминского лесопарка, конечно, не станет для Москвы вселенской экологической трагедией, но в случае дальнейшего распространения подобной практики наша столица может лишиться значительной части своих лесов."