О патриотических чувствах и Небе

Dec 18, 2013 16:00

При спорах вокруг уранополитизма одна из важнейших проблем - проблема языка.  Когда я говорю про патриотизм, я имею ввиду конкретную идеологию, ставящую интересы земного отечества в качестве высшей ценности.
Под патриотизмом я имею ввиду то, о чем говорит Википедия:
"Патриоти́зм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа".
Вот с этой идеологией несовместимо небесное гражданство, ибо Бог не дал в Писании и Предании заповеди "любви к Родине", а потому недопустимо считать патриотизм религиозной добродетелью. То, чего Бог не заповедал, заповедью не является.
Недопустима для христианина и "гордость достижениями и культурой Родины". Ведь Бог гордым противиться, а смиренным дает благодать.  Да и собственно наличие земного отечества для христианина вещь вовсе не самоочевидная. Консенсус патрум будет скорее на стороне тех, кто утверждает наличие у христианина только одного Отечества - небесного. Другие мнения высказывались только редкими святыми последних двух веков, что противоречит принципу преп. Викентия, "Предание - то, чему верили все, всегда и повсеместно".
Другое дело, чувство любви к Родине. Для очень многих патриотизм - это именно такое чувство, а не идеологическая система. Как оценить это чувство с точки зрения Неба? А никак. Оно само по себе нейтрально. Как и любое другое чувство само по себе оно лишено самостоятельной ценности. В качестве примера приведу более примитивное чувство - чувство голода. Человеку ужас как захотелось ветчины. Плохо это или хорошо? Это безразлично. Но если это чувство проснулось в Страстную Пятницу - то это дьявольское искушение. И не потому, что  ветчина злая или плохая, а потому что пост. Так же и любовь (в смысле привязанность) к месту и стране своего рождения вещь безразличная сама по себе. Она может привести к благу, когда, например, движимый этим чувством человек будет обращать ко Христу своих соседей. Она может привести к злу, когда человек под предлогом этого чувства начинает оправдывать преступления, совершаемые во имя Родины, и тем более в них участвовать. Но само это чувство нейтрально.
Делать из этого чувства добродетель - бесполезно. Сами по себе способности человека добродетелями не являются. Считать, что оно должно быть у всех - ничем не оправдано. Чувство это не изначально, и не повсеместно. У кочевых народов и у охотников его нет, а у жителей мегаполисов оно от природы слабо. У христианских народов оно было крайне слабо, пока Церковь формировала мышление людей. И люди старались отождествлять себя не по государственной или национальной составляющей своего бытия, а по тому, к какой религии они принадлежат. Оно не самоочевидно для человека, иначе не требовалось бы патриотического воспитания. Оно не требуется Богом, а потому кто мы такие, чтобы требовать его от других людей.
Так что как хорошо заметила одна из моих оппонентов, патриотизм в этом отношении похож  по значению на стремление хорошо и красиво накрыть стол. Ни грехом, ни добром это чувство не является. Но если это чувство мешает идти в небо, то в этом случае его придется побороть.
Даниил Сысоев

идеология, патриотизм, Даниил Сысоев

Previous post Next post
Up