10 июля. Сегодня прохождение порогов. За плотным завтраком в очередной раз читаем отчет Резникова по Саянам. После фразы "Рюкзаки открывали с опаской - внутри что-то шевелилось и пищало...", Паха примечает, что сам отчет, похоже, писал Огарко, уж больно стиль на него похож. Одновременно читаем другие отчеты, распечатанные впопыхах в последний день за несколько часов до вылета. Оказывается, "после прохождения порога Окинский Игорек решил завязать с водным спортом". Блин, что же нас сегодня ждет? Кто-то предвкушает, кто-то молится.
Пожалуй, сегодня сигареты не стоит класть в куртку под спасжилет, все равно намокнут. Лучше спрятать их в кофр с фотоаппаратом. Смотрим лоции, изучаем карту. Не знаю как кто, но у меня уже все эти налево-направо, направо-налево уже давно перепутались. А все повторяют: "ну, это понятно, это понятно". Чего там вам понятно-то? Вот сложно жить с географическим кретинизмом нашей сестре, к тому же на катамаране у меня лево-право отказало напрочь. Из-за того, что я сижу слева, никак не воспринимается адекватно правая сторона. Кроме как "тот берег" правую сторону не назовёшь. Кстати, говорят, не только я этим страдаю. Наверное, в каждой сплавной компании есть шутки по поводу право и лево. Вот, например, у нас еще Сазыкин путает лево-право, чем очень веселит периодически своих матросов:) Ляга тоже не без греха в этом плане, он хоть и сидит на кате справа, но левша от рождения. Пару дней назад Паха командует: направо! А я сижу слева и делаю подтяг... Причем, мысленно проверяю себя так: смотрю на левую руку и говорю себе: вот это моя правая рука, значит я правильно делаю подтяг;)..А Паха сзади нервничает и кричит: ЛЕНА, НАПРАВО!! Да, блин, Павлик, куда уж правее-то...
В наших планах пройти пороги Три геолога, Пронеси Господи, Порог Каландарашвили, Окинский и Бурятский. Затем встать на козырную стоянку, описанную в лоциях как "Туристический музей". Договариваемся идти, строго соблюдая дистанцию. Арагу-Пегу первые, Розамунда - замыкающие. Вова раздает витамины, Сазыкин всем велит размяться, потянуться, сделать приседания, наклоны, повороты. Очень грамотный совет. Однажды в тундре, не рассчитав силы и от переизбытка адреналина, я здорово потянула плечо и мышцы спины.
Ладно, с Богом! Вот кусок лоции с нашими сегодняшними порогами:
Порог Трех геологов обещал скальный прижим справа и мощный бой в прижим. Но что-то ничего мощного мы не заметили, прошли чуть левее струи. Дождавшись друг друга и пожав плечами, мы отправились дальше искать порог Пронеси Господи. Повторяя про себя мантру "Пронеси Господи, Пронеси Господи", порог Пронеси Господи затерялся где-то в шиверах. Появилась скала Каландарашвили, на которой, говорят, в годы гражданской войны сидел Нестор Каландарашвили и расстреливал всех белогвардейцев. За порогом Каландарашвили решили зачалиться и передохнУть.
Далее множество поворотов, скала Палец и мы у Окинского.
Ребята побежали по булыжникам смотреть порог.
Я сидела на камне. Ляга колебался, ходить смотреть порог или не ходить. В итоге присел рядом со мной, и мы постановили, что наши целые и невредимые ноги - это очень важно для всей команды.
Вскоре ребята вернулись. "Нормально, Лен, пройдем" - сказал Сазыкин "Ну, там под правым пару бочек, одна ниче такая.." "Ой, Лен, там такооое" - поделилась Таня "Ленка, ты сидишь впереди, тебе там надо хорошо так зацепиться.." Ну, конечно, как обычно именно мне надо что-то сделать хорошо. "Ленка, тебя там накроет" - последним, улыбаясь сказал Паха. "Что, прямо с головой?", - спросила я. "Ага" - с интонацией белой зависти еще шире улыбнулся Паха.
Все проверили упоры. Тане упоры подтянули. Я попросила у Кирюхи сигарету. Сигареты Сазыкин держит в сидушке катамарана, под шкурой. Доставая пачку, он неловко выдернул сосок сидушки и... оторвал его под корень. Сидушка спустилась быстро и со свистом. Все, приплыли. Вова, доставай запаску. На, Лена, КУРИ! Однако, все быстро нашлось и через 10 минут Арагу-Пегу уже вышел на старт. Далековато, конечно. Видно только, под конец, как качает на валах с большой амплитудой. Следом Вова и Ляга. Ну, что пошли? Нет, подожди, пусть до конца пройдут. Ну, что пошли? Нет, пусть до конца пройдут. Ну, что, пошли? Пошли! Тихонько. Тихонько. Правее, еще правее. Разгон! Быстрее, быстрее, быстрее!!!! АААААА Рефлекторный вдох перед бочкой и, как потом Вова описывал свои ощущения "я очутился в подводном мире". Вода пробила нос и почему-то уши. Бочка на несколько секунд задержала нас и аккуратно выпустила. Однако, такого раньше я не ощущала. В самой воде мне показалось несколько неустойчивым мое положение, но весло дало дополнительную опору. Собственно, дезориентацию можно сравнить, как если бы летишь по крутой горке в аквапарке и плюхаешься в бассейн. Нос промыло хорошо, толком неначавшийся насморк сразу прекратился. Ребята на Арагу-Пегу громко ржут. Подойдя поближе, мы не поверили: в пороге Вова СЛОМАЛ ВЕСЛО!!!! Ну, елы-палы, Вова! Ты издеваешься.. Это же ВТОРОЕ весло!!!!! У нас всего одно запасное осталось!!!! Леха рассказывает: "...Вова, просто красавец! Ломает пополам весло, выкидывает. В туже секунду достает запасное с катамарана, как из ножен саблю, и продолжает отмахиваться от валов..." Вова пытается оправдываться, что он тут совсем даже и ни при чем. Мне становится жалко Лягу. Наш друг перед очередной опасностью вновь удосуживается видеть Вову с обломками весел в руках. Не успел стихнуть адреналин, и мы отчалили искать порог Бурятский. Бурятский обещал такое же веселье, но еще и с прижимом к скале. Вновь ребята пошли смотреть Бурятский, а мы с Лягой остались рядом с катами. Вернувшись, Таня поведала, что заваруха совсем слабая. Ну, и ладно. Первые пошли, вторые пошли. Выгребаем к правому берегу. Прохождение Бурятского уже можно заносить в образцово-показательные выступления. Испробованы на пути все препятствия ровно так, как хотел Паха. Со струи Бурятского уже видна наша запланированная стоянка. Чалимся. Однако, как же тут хорошо. Песочный пляжик, всякие столики и лавочки. И распогодилось, солнце жарит. Все давай купаться. В гидрачах и даже без. Дежурных у нас уже почти никто не шпыняет. Даже если дежурный захотел покупаться, переодеться, поставить свою палатку, то на него никто не ругается. Мы же не в тундре. Спешить некуда, спирт Ляга уже развел.
Погода прекрасная, дров много.
Единственная беда - гнус, мошка. Сволочи, мухуи несчастные. Где-то у нас были спиральки. Давайте спиральки подожгем, а то что мы их просто так возим с собой. Подожгли спиральки - эффекта ноль. Спрей от мух тоже не помогает.
Андрей и Макед пошли ловить рыбу. Андрей кого-то поймал, наверное, ленка. А мы пойдем ловить завтра. Наверное. Да, завтра буду ловить, - сказала я, но тут же побежала собирать спиннинг. Оп! Вова, Лага, Сазыкин, Леха тоже пошли ловить. Вова чуть поближе, остальные к Бурятскому.
Вечереет. Все ловят. И вдруг кричит Паха: Я рыбу поймал!!!! Ура, вот можно и Паху поздравить. Теперь все обладатели спиннингов у нас с рыбой! Паха приободрился и продолжает ловить. Но тут у него что-то происходит, и...... блин, та же история. Сломано первое колено спиннинга. Этот спиннинг уже ломали. Причем Макед и дверью. Однажды в Непале спиннинги стояли в нашей лачуге, Пахин спиннинг упал к стыку двери, и Макед его перешиб случайно дверью при открывании. В Москве мы ездили, специально покупали ему верхнее колено. Вот так вот. Уже два весла и два спиннинга, потери ощутимые.
Макед пришел с очередной рыбой. И это оказался хариус 750 гр. Достаточно крупный экземпляр. Достойный фотосессии.
Любимая поза, в которую ставит хариуса Макед:
Андрей сегодня тоже на высоте. Поймал ленка на 650 гр. А Макед поймал двух ленков, но по 500 гр.
Сегодня коптим. Крупные на нижнюю полку, чуть поменьше - на верхнюю.
В темноте отлично видны звезды. Веселье сменяется легкой грустью и снова весельем. Легкая грусть - мое любимое чувство.
Перед сном Леха пьет водичку
Таня почему-то сердится на Лешу, а мы не понимаем, за что:)