Кампанила Джотто. Механические и свободные искусства

Oct 27, 2013 17:52

Вступление для непосвящённых

Гуляя в сентябре по Равенне, мы в разных местах натыкались на иллюстрации к "Божественной комедии" - у них там как раз проходили дни Данте со всевозможными выставками и чтениями на тему. После просмотра картинок, изображавших обитателей кругов ада, Лисичка стала расспрашивать нас о пороках и добродетелях, неожиданно заинтересовавшись этой темой.  А через несколько дней, во время вылазки во Флоренцию, я вспомнила этот разговор, оказавшись у кампанилы Джотто. Мы стали разглядывать рельефы на башне, пытаясь найти старых знакомых. Добродетели нашли быстро, а с пороками дела никак не складывались. И неудивительно: их там нет, а я успела об этом забыть. Разглядывать было неудобно: солнце слепило глаза, туристы массово перемещались и жужжали, как пчёлы, Лисичкин маленький братишка хотел есть... В общем, мы оставили это занятие, а я пообещала дочке вернуться к рельефам дома или даже написать о них подробный рассказ. Так что этот пост адресован в первую очередь ей и написан с учётом ее возраста и культурного багажа, но если вдруг он окажется интересен кому-то ещё, я буду рада.

Фотографии в основном мои, они сделаны три года назад в музее Опера дель Дуомо.

Рассказ для дочки

Помимо добродетелей, рельефы изображают множество других интересных вещей и я собираюсь вкратце о них рассказать.
Почти все они (за исключением северной, обращённой к собору, стороны) сделаны Андреа Пизано, очень известным мастером, и его мастерской в 30-х годах XIV века.
Рельефные медальоны, если ты помнишь, расположены в два ряда, в нижнем ряду они шестиугольные, а в верхнем имеют форму ромба.

Тема шестиугольных рельефов очень интересная - развитие человека, его постепенное освоение разных видов деятельности, ремёсел и искусств.

И начинается всё с сотворения первого человека, о котором написано в Библии, в книге Бытие.

Западный фасад

Бытие 2,7: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою.
2,8: И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.



Сотворение Адама

А потом, как ты знаешь, Бог сделал Адаму жену Еву.

Бытие 2,21: И навёл Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из рёбер его, и закрыл то место плотию.
2,22: И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, ибо взята от мужа.



Сотворение Евы

Что было с ними дальше, всем хорошо известно: ослушавшись Бога, они вкусили плод с Древа познания Добра и Зла и за это были изгнаны из Рая.
Однако преступление это на рельефах не изображено, хотя оно очень существенно, поскольку повлекло за собой наказание, без которого не было бы никакого развития, не было бы никаких ремёсел, наук и искусств. Прогневив Бога, Адам и Ева лишились беззаботного райского существования и оказались в очень неблагоприятных условиях. А это как раз те условия, которые заставляют человека думать и развиваться. Человеку всегда хочется жить лучше и он начинает искать способы, как этого можно достичь. И он начал трудиться.

На первом рельефе деятельность людей ещё самая примитивная. Что нужно человеку, чтобы выжить? Еда и одежда. Адам засевает землю, а Ева прядёт веретеном пряжу. На это они тратят все свои силы, как и  обещал Адаму Господь: В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой взят...(Бытие 3,19)



Работа прародителей.

Прошло время, за которое родилось и умерло несколько поколений. И вот у прапрапрапра...внука Адама и Евы Ламеха родился сын Иавал, который стал осваивать номадническое животноводство. Он считается предком пастухов-кочевников.
В Бытии (4,20) написано: Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со  стадами.



Изобретение животноводства. Иавал

У Иавала был младший брат Иувал, он считается прародителем музыкантов. Бытие 4,21: Имя Брату его Иувал: он  был отец всех играющих на гуслях и свирели.



Изобретение музыки. Иувал.

Другая жена Ламеха родила ему сына Тувалкаина, считающегося основоположником кузнечного дела. Бытие 4,22: Цилла также родила Тувалкаина, который был ковачом всех орудий из меди и железа. Обрати внимание, какие разные помещения вписаны в медальоны: скудное жилище кочевника, лишённое какой-либо мебели, комната музыканта с резным столом и оборудованная всем необходимым кузня. Здесь и меха, и наковальня, и разные щипцы, и очаг, а также готовые изделия: лопата и топор.



Изобретение кузнечного дела. Тувалкаин

А это Ной. Он больше всего известен своим плаванием на ковчеге, но у этой истории есть продолжение. Когда после потопа вода сошла, Ной вышел из ковчега и стал возделывать землю. Бытие 9,20: Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; 9,21: И выпил он вина, и опьянел, и лежал обнажённым в шатре своём. В таком неприглядном виде его увидели его сыновья и один из них, Хам, посмеялся на ним, за что Ной проклял его род. А в русском языке это имя стало нарицательным, теперь ты знаешь, откуда оно взялось. Несмотря на столь недостойное поведение, Ной здесь выступает в почётной роли изобретателя виноделия.



Изобретение виноделия. Ной.

Южный фасад

Дальше деятельность человека становится всё более сложной, и вот на первом рельефе южного фасада мы видим астронома. У него на коленях рукопись, а на столе глобус и квадрант - старинный прибор для измерения высоты светил, которым он как раз что-то измеряет. На небе при этом изображены не светила, а Бог и ангелы. Считается, что на рельефе изображён первый астроном Ионит, четвёртый сын Ноя.



Первый астроном Ионит
(Если кому-то интересно побольше узнать об этом малоизвестном персонаже, не упомянутом в Библии, здесь есть очень интересное исследование.)

Следующий рельеф посвящён искусству строить здания. На нём изображено возведение башни (что, видимо, не случайно, если вспомнить, что рельеф был сделан для колокольни). Мы видим строительные леса и строителей. Обрати внимание, что человек, руководящий строительством, намного крупнее простых рабочих.



Искусство строительства

Искусство врачевания представлено занятной сценой, изображающей лекаря, исследующего мочу пациента.



Медицина

Разглядывая эти картинки, у тебя, возможно, возникнет вопрос, по какому принципу выбраны профессии для рельефов - ведь человеческих занятий гораздо больше, чем медальонов на кампаниле. К сожалению, мы немного знаем об этом, но кое-что знаем.

Например, точно известно, что на рельефах изображены занятия, относящиеся к двум противоположным сферам деятельности: так называемые свободные и механические искусства. Сейчас расскажу, что это такое.

В древней Греции и Риме считалось, что физический труд менее почётен, чем умственный, и что свободным гражданам таким трудом заниматься недостойно, для этого были рабы. Свободные же граждане отдавали себя изучению грамматики, риторики, логики, геометрии, арифметики, музыки и астрономии. Эти семь дисциплин назывались artes liberales - свободые искусства. Позже, в Средние века, их стали преподавать в университетах и они стали основой классического образования.
Занятия, требующие физических усилий, назывались artes mechanicae - механические искусства. Слово "искусства" не следует понимать в современном смысле, правильнее его переводить как "занятия" или "виды деятельности". Если artes liberales преставляли собой научные дисциплины, то artes mechanicae - это ремёсла. Кстати, искусства в современном смысле (например, живопись и скульптуру) относили к механическим искусствам.

Механических искусств было много, но чтобы их можно было противопоставить свободным искусствам, их объединили в группы, получив таким образом число 7.

1. ремёсла, занимающиеся изготовлением одежды (портные, ткачи...)
2. сельско-хозяйственные профессии
3. строительные профессии (каменщик, плотник и.т.д.)
4. занятия, связанные с войной и охотой
5. торговые профессии
6. кулинарное искусство
7. металлообрабатывающие профессии

Торговлю, сельское хозяйство и кулинарное искусство иногда заменяли на медицину, судоходство и театральное искусство.

Руководивший строительством Джотто и скульптор Андреа Пизано, пытаясь изобразить виды человеческой деятельности, наверное, имели какие-то свои идеи и предпочтения, но они, безусловно, помнили о списке канонических механических искусств и включили  их в число рельефов.

Ниже ты с ними встретишься.



Охота



Ткачество (Вероятно, спор Афины с Арахной.)

На следующем рельефе еще один "изобретатель", на сей раз не из Библии, а из греческой мифологии.  Фороней был первым царём Пелопоннеса, это в Греции. По легенде он научил людей ремёслам,  придумал для них законы и обряды.



Фороней, изобретатель закона.

А это Дедал - отец Икара и знаменитый создатель лабиринта на острове Крит. Он был большим умельцем и механиком. Его также называют родоначальником искусств. Перечисляя механические искусства, трудно не вспомнить знаменитого изобретателя античности, придумавшего крылья.



Дедал

Восточный фасад

На восточном фасаде только 5 рельефов, два не поместились из-за высокого портала и их перенесли на северную сторону.
Первый рельеф изображает плывущих на лодке людей, судоходство, если ты помнишь, было в списке механических искусств.



Судоходство

Со вторым дела обстоят сложнее. Думаю, ты узнаёшь героя в львиной шкуре и с дубинкой в руке. Это Геркулес. Многие источники пишут, что он олицетворяет социальную справедливость. Здесь изображён один из подвигов Геракла: убийство Какуса. Про Какуса я тебе рассказывала: помнишь скульптурную группу с Гераклом и побеждённым Какусом по соседству с Давидом во Флоренции? Великан Какус украл у Геракла четырёх коров и четырёх быков, за что Геракл отправил его на тот свет. А знаешь, откуда взялись парнокопытные у Геракла? Он украл их у другого великана, Гериона. Вот такие в нашем мире представления о справедливости.



Геракл

Дальше мы видим пахарей с волами и  плугом, они представляют сельское хозяйство.



Сельское хозяйство

Следующий рельеф довольно непонятный: человек на повозке с лошадьми. Считается, что он символизирует театральное искусство. Одного из первых греческих актёров и драматургов звали Фесписом, как сообщают некоторые античные источники, он ездил по разным местам и давал представления прямо с повозки. Возможно, на рельефе изображён сам Феспис, как родоначальник бродячего театра, или просто бродячий актёр.



Театр

Три последних рельефа с восточной стороны, два из которых были перенесены на северную, изображают три вида искусств в современном понимании: архитектуру, скульптуру и живопись. Архитектуру, которая невозможна без геометрических измерений, представляет греческий математик Евклид с циркулем в руках.



Архитектура. Евклид.

Северный фасад

На втором рельефе изображён один из знаменитых скульпторов античности Поликлет. Большинство источников, правда, считают, что это Фидий, ещё один знаменитый скульптор, но я недавно прочитала исследование, в котором доказано, что Фидий стал известен чуть позже, во время же создания рельефов лучшим скульптором античности считался Поликлет. Поликлет точно рассчитывал пропорции своих скульптур и даже написал об этом трактат. Вот как выглядела его главная скульптура: "Дорифор" или в переводе "Копьеносец".



Скульптура. Поликлет

А это Апеллес -  знаменитый древнегреческий художник, личный художник Александра Македонского. Только ему Александр доверял писать свои портреты. Ни одно из произведений Апеллеса до нас не дошло, зато сохранилось множество занимательных анекдотов о его жизни и творчестве, описанных в основном античным историком Плинием.  Вот один из них: Александр настолько восхищался талантом Апеллеса, что, когда Апеллес влюбился в позирующую ему любовницу Александра Кампаспу, тот уступил ее Апеллесу, оставив себе ее портрет. Есть множество картин на эту тему.
Обрати внимание, что на стуле он сидит примерно как ты.



Живопись. Апеллес

Следующие 5 рельефов были сделаны 100 лет спустя. Когда убрали проход, соединяющий башню с собором, освободилось место. Если ты помнишь, к тому моменту  там уже было два рельефа, перенесённых с восточной стороны, куда они не вместились из-за высокого портала. Лука делла Роббиа изобразил семь свободных искусств, но, видимо, потому, что свободных мест было только пять, кое-каким искусствам пришлось потесниться и объединиться в пары.

Итак, к механическим искусствам веком спустя присоединились свободные искусства, ты теперь знаешь, что это такое. К тому моменту в верхнем ярусе уже 100 лет красовались персонификации свободных искусств работы Андреа Пизано, так что получилось довольно странно: свободные искусства изображены на кампаниле дважды, правда, по-разному: один раз как персонификации, а один раз через их главных представителей.

Грамматику представляет Присциан, он известен тем, что написал 18-томный учебник по грамматике латинского языка. А может, это другой грамматик, Донат. На рельефе он обучает детей.



Грамматика

Дальше мы видим спорящих философов древности Платона и Аристотеля. Они представляют логику или диалектику. Диалектика - это искусство спорить, выдвигать и выслушивать разные мнения, подчас противоположные, и таким образом совместно, в диалоге, находить истину. Платон написал труд "Диалоги", где описаны такие беседы  знаменитых древних греков.



Диалектика (логика). Платон и Аристотель

Дальше идёт Музыка, которую представляет Орфей, мифологический певец и музыкант, которому не было равных. Аполлон подарил ему лиру (превратившуюся у делла Роббиа в лютню), на звуки которой собирались животные и склоняли ветви деревья. У Орфея была жена Эвридика, за которой он после ее смерти спускался в подземное царство. Очарованный его искусством, Аид вернул ему жену, но, подобно Лоту, Орфей обернулся, чтобы взглянуть на неё, и потерял ее навеки.



Музыка. Орфей.

Арифметику и геометрию представляют знаменитые греческие математики Пифагор и Евклид. Пифагор решает на дощечке, а Евклид держит в руках циркуль. Интересно, зачем они надели чалмы - наверное, по рассеянности.



Арифметика и Геометрия. Пифагор и Евклид.

Последний медальон мне совершенно непонятен и я не нашла о нём вразумительной информации. Здесь должна быть астрономия или её родственница астрология - последнее из перечня свободных искусств и, действительно, в музее, на табличке, так и было написано. На некоторых сайтах, включая википедию, этот старец также представлен как Птолемей, знаменитый астроном древности (Помнишь, мы слушали его речи в Немецком музее?). Но зачем астроному молот и наковальня, ты не знаешь? Он больше похож на кузнеца, но что делает кузнец среди свободных искусств? К тому же эта профессия уже представлена Тувалкаином. Может быть у инструментов какой-нибудь аллегорический смысл...



Астрономия

Итак, подведём итог: начал изгнанный из рая человек с возделывания земли и за много веков достиг таких высот, как свободные искусства, среди которых сложнейшие науки: астрономия, арифметика, геометрия... Не такой уж плохой путь развития, как считаешь? Вот и авторы хотели это показать и ещё они определённо испытывали гордость за свою профессию. Обрати внимание, какая интересная штука вышла со скульптурой и живописью. Если ты помнишь, Андреа Пизано в XIV  веке сделал только 21 рельеф, по семь рельефов на каждой из трёх сторон, изначально рельефы изображали только механические искусства и среди них скульптуру и живопись. Тогда они считались ремесленными профессиями. Потом эти два рельефа перенесли на северную сторону, так как они мешали порталу, и 100 лет спустя к ним добавили рельефы со свободными искусствами. Получается, что они поднялись в ранге, стали в один ряд со свободными искусствами. Может это случайность? Я не знаю, но совершенно точно, что примерно с этого времени художники и скульпторы всё больше начинали понимать цену себе и своему искусству, отказываясь видеть в нём бездумное ремесло. Они выдвигали на первый план такие неотъемлемые составляющие искусства как Idea, замысел, фантазия, вдохновение, пытаясь их возвести в ранг свободных искусств.
В общем, с момента изгнания из рая человечество чего-то достигло и, может, не так уж и плохо, что Адам с Евой были такими непослушными. Было такое понятие у богословов felix culpa - счастливый грех. Они говорили, что даже хорошо, что Адам с Евой согрешили, ведь без них не было бы Иисуса и его воскресения и человеческой надежды на воскресение и жизнь вечную. Я не очень верю в вечную жизнь, но в этом непослушании мне тоже видится элемент счастья: потому что развитие мне нравится больше, чем сытое и обустроенное безделье. А ты как думаешь?

На сегодня это всё.
А истории с лукошками, мышками, кошками, то есть с добродетелями, планетами, таинствами и аллегориями свободных искусств будут в отдельном посте. Чтобы у тебя была небольшая передышка.

Андреа Пизано, скульптура, Бытие, кампанила, планеты, механические искусства, искусство, архитектура, Италия, Флоренция, свободные искусства, рельеф, Джотто, делла Роббиа

Previous post Next post
Up