Как-то получается, что я всё время пишу только про собственное детище, а до других моих интересов руки никак не доходят. А они есть, хоть я и уделяю им, увы, ничтожно мало времени.
Например, я обожаю ходить по музеям или бродить по незнакомым городам. Такие вылазки случаются реже, чем хотелось бы, но иногда случаются, всякий раз предоставляя новую пищу для размышлений. По пути я стараюсь записывать какие-то новые имена, впечатления, чтобы потом поподробнее почитать об этом или подумать. Но воспоминания стираются временем, старые впечатления сменяются новыми, и вот я уже не могу вспомнить, как называется понравившаяся мне год назад церковь и что там я читала про красивое здание по соседству. Так что попробую в качестве меры по борьбе с собственной забывчивостью и из желания поделиться интересными мне вещами оставлять здесь иногда какие-то записульки, так или иначе касающиеся искусства.
Сегодня я расскажу о своей недавней встрече с шедевром, до которого я давно хотела добраться, а доехала только месяц назад. Его знают все, информации о нём предостаточно в том числе и в Интернете, и я никогда не стала бы о нём писать, если бы случайно не стала свидетелем происходящего с ним события, какие не часто случается наблюдать.
Гентский алтарь
Приехав из Брюсселя в Гент, я первым делом отправилась в собор св. Бавона, где хранится знаменитое произведение братьев ван Эйк, впервые установленное здесь в 1432 году. Я знала, что в 1989 году по соображениям безопасности алтарь был перемещён со своего исторического места в семейной капелле донатора Йодока Вейдта и его супруги и установлен в пуленепробиваемой витрине в боковой капелле, недалеко от входа. Заплатив 4 евро, я направилась туда и неожиданно оказалась перед стеклянной стеной, преграждавшей доступ в капеллу. Помещавшийся за стеной алтарь я нашла в частично разобранном состоянии - как выяснилось, в апреле нынешнего года, через шестьдесят лет после последней крупной реставрации, он снова стал предметом изучения учёных. Интересно, что работы ведутся прямо на глазах у посетителей.
Вот, например, два специалиста. Они расхаживали от панели к панели и что-то увлечённо обсуждали. (Прошу прощения за плохие фото - забыла фотоаппарат)
Я с интересом рассмотрела имеющееся в ассортименте немногочисленное оборудование, столик с приборами и разложенными фотографиями отдельных фрагментов, кисточки, краски…
Дело было в августе, месяц назад. К тому моменту уже закончилось исследование левой стороны полиптиха, которую успели вернуть на прежнее место, и были демонтированы все правые боковые панели. Некоторые из них выставили на обозрение зрителям на мольбертах, другие стояли прямо на полу, прислонённые к стене. Я не обнаружила только панель с отшельниками, ближайшую к центру в нижнем регистре, но, возможно, она просто стояла где-то в стороне и была мне не видна.
Теперь ведутся работы над центральной частью алтаря. Они продлятся до ноября. Пока специалисты заняты диагностикой состояния шедевра, проводят технический анализ красочного слоя, древесины и т.д. с целью выявления возможных изменений. В последствии при необходимости будут приняты меры по стабилизации алтаря и предотвращению его разрушения, а также расчистка от грязи и пыли. Деньги, 230 000 долларов, на проект выделил знаменитый фонд Гетти. Он же параллельно спонсирует исследование и консервацию "Тайной вечери" Вазари, находящейся во Флоренции и сильно пострадавшей во время разлива реки Арно в 1966 году. Фонд Гетти преследует сразу две цели: консервацию шедевра для будущих поколений и обучение в процессе исследования молодых специалистов. Директор фонда сообщил, что в мире существует всего несколько специалистов, которым можно поручить работу такой важности, большинство из них находятся в предпенсионном возрасте, так что им срочна нужна смена. Ещё не зная подробностей, я удивилась, обнаружив за стеклом девушку не старше 30 лет, эдакую студенточку - вероятно, она и была одной из трёх допущенных новичков-счастливчиков.
Руководят процессом эксперт по консервации, профессор Амстердамского университета Анне ван Гревенстейн-Крюсе и искусствовед из Королевского университета в Онтарио Рональд Спронк.
За последний век алтарь трижды просвечивали рентгеновскими лучами. В процессе нынешнего исследования планируется ещё одно просвечивание и последующее сравнение снимков со снимками 80-х годов - это поможет выявить изменения, произошедшие с алтарём за последние 30 лет (возможное увеличение трещин итд.)
Другой применяемый метод исследования - инфракрасная рефлектография. В отличие от рентгена, показывающего все слои в сумме, этот метод при благоприятных обстоятельствах позволяет заглянуть под верхние слои и увидеть рисунок, который часто не совпадает с окончательным вариантом. Например, благодаря ему стало известно, что пророк Захария изначально был расположен выше и смотрел вперёд, а не вниз.
Метод достаточно прост: делается видеосъёмка в инфракрасном излучении, снимающая камера при этом подключена к экрану, на который передаётся изображение. Двигая камеру, можно записывать разные участки, в том числе при большом увеличении.
С момента последней реставрации техника сделала большой шаг вперёд, возможно, учёным удастся обнаружить что-то новое, чего нельзя было увидеть с помощью старых технических средств.
Предыдущая реставрация, проведённая в 50-51 годах в центральной лаборатории бельгийских музеев под руководством Поля Кореманса (того самого, который написал книгу о поддельных Вермеерах и де Хохах ван Меегерена) была срочно необходимой мерой после похищения алтаря нацистами и его хранения в заброшенной шахте в Alt Aussee, в Австрии. Несмотря на эвакуацию складня на юг Франции, нацисты разнюхали его местонахождение и увезли сначала в Нойшванштайн, а потом в Австрию. Желая укрыть многочисленные награбленные шедевры в безопасном месте, нацисты подготовили для них помещение в руднике уже в 43-м году. Обшив стены и потолок деревом, они начали свозить сюда предметы искусства из разных коллекций, музеев и церквей Европы. К концу войны здесь находилось около 6500 произведений искусства, в том числе таких великих мастеров как Рембрандт, Тициан, Рафаэль, Джорджоне, Дюрер, Кранах, Рубенс, Вермеер, ван Дейк, Микеланджело (Брюжская мадонна) итд. Все они чудом избежали гибели. В апреле 45-го от Гитлера поступил приказ взорвать входы в шахты в случае приближения врага, сохранив сами произведения. Однако ответственный за дело гаулейтер Верхнего Дуная Август Эйгрубер решился в связи с изменившимися обстоятельствами уничтожить награбленную коллекцию, дабы она не досталась евреям. По его приказу 10 и 12 апреля 1945-го года в рудник были доставлены 8 ящиков с надписью "Осторожно, мрамор! Не бросать!", с пятисоткилограммовыми бомбами внутри. К счастью, нашлись люди, сумевшие предотвратить уничтожение шедевров. 8 мая к руднику подоспели американские солдаты, летом и осенью того же года произведения искусства были вывезены из рудника в Мюнхен и вскоре возвращены владельцам.
Очевидно, что такое приключение не пошло алтарю на пользу.
Однако это только одно из испытаний, выпавших на долю творения братьев ван Эйк. Было множество других. Вот главные из них:
Алтарь приходилось спасать уже в разгар иконоборчества 1566 и 1678 год годов.
В 1677 году его перевезли в ратушу и едва не подарили английской королеве Елизавете I в благодарность за помощь в войне.
В 1781 по приказу императора Иосифа II были сняты боковые створки с Адамом и Евой, показавшиеся ему неприличными, в последствии их местонахождение долго оставалась неизвестным.
Тринадцатью годами позже, в 1794 году, средние панели "позаимствовали" оккупировавшие Фландрию французы, они вернулись из Парижа домой только в 1815 году.
Но уже через год викарий собора похитил боковые панели, кроме панелей с Адамом и Евой, и уступил их одному бельгийскому торговцу.
Ещё через год они перекочевали к английскому коллекционеру Э. Солли, проживавшему тогда в Ахене.
В 1821 году они уже были в Берлине, в коллекции прусского короля Вильгельма III. Чтобы иметь возможность выставлять из с обеих сторон, панели были в 1894 году распилены вдоль и и паркетированы.
Тем временем центральные панели успели стать жертвой пожара, вспыхнувшего в 1822 году в капелле Вейдта. На доски попал горячий пепел, кроме того во время их спешной эвакуации треснула большая доска с агнцем, после чего он был написан заново, так что от братьев ван Эйк у него сохранились только ножки, а горизонтальная линия разлома заметна до сих пор. (Во время последней реставрации сняли часть записи, но не полностью, у агнца, например, по этой причине 2 пары ушей: изящные настоящие и крупные, более поздние.)
В 1861 случилось счастливое событие: нашлись и были выкуплены Адам и Ева, которые однако не вернулись в Гент, а были помещены в Брюссельский музей. Для собора св. Бавона в том же году Victor Lagye написал благопристойные копии в одежде.
Вместе с копиями других боковых панелей кисти Михеля ван Кокси, выполненными ещё в 15 веке для Филиппа II, они до 1918 года заменяли оригиналы.
В 1918 году, после окончания Первой Мировой войны, боковые панели вернулись из Берлина, Адам и Ева переехали из Брюсселя в Гент, и алтарь снова засиял во всей красе.
Но счастье длилось недолго. 11 апреля 1934 года из капеллы были похищены обе половинки распиленной в Берлине доски, изображавшие Иоанна Крестителя (гризай) и Праведных Судей. Похититель, подписавшийся инициалами D.U. A., хотел получить за них деньги. Чтобы доказать, что панели у него, он оставил половину украденного в камере хранения на Брюссельском вокзале, пообещав вернуть другую половину после получения вознаграждения. Но ему не повезло. Arsène Goedertier, оказавшийся похитителем, так и не получив денег, умер в том же году, оставив мир в неизвестности относительно нахождения Праведных Судей. Теперь на месте пропавшей панели находится копия и, что удивительно, именно она была в самом начале нынешнего исследования отправлена в Брюссель для укрепления отслаивающегося красочного слоя. Оригиналы, судя по всему, находятся в довольно сносном состоянии, несмотря на все перипетии. Более точный диагноз нам, я надеюсь, сообщат уже в ноябре-декабре.