Обряд похорон мух и комаров.

Sep 12, 2010 02:14


Чтобы не забыть и не потерять, копирую у себя статью про похороны мух и комаров, взятую  в "Славянской библиотеке"

В традиционной культуре русских также известен обряд похорон мух и тараканов; муха является участницей осенних обрядов календарного цикла. Особенно интересным выглядит обряд похорон и выгона мух. Данный обряд привлёк внимание исследователей ещё в XIX веке. Писателем и этнографом С.В. Максимовым был описан обычай похорон мух на севере России (в восточных районах Вологодской области). Этот обычай был назван "потешным". Этнографический материал, записанный Максимовым, выглядит так: "Похороны устраивают девушки, для чего вырезают из репы, брюквы или моркови маленькие гробики. В эти гробики сажают горсть пойманных мух, закрывают их и с шутливой торжественностью (а иногда с плачами и причитаниями), выносят из избы, чтобы предать земле. При этом во время выноса кто-нибудь должен гнать мух из избы "рукотерником" или полотенцем и приговаривать: "Муха по мухе, летите мух хоронить" или "Мухи, вы мухи, комаровы подруги, пора умирать. Муха муху ешь, а последняя себя съешь". Максимов отмечает, что детали обряда везде одни и те же, однако "кое-где вместо рукотерника советуют изгонять мух штанами, в полной уверенности, что это средство неизмеримо действеннее, т.к. муха, выгнанная штанами, навсегда теряет охоту возвращаться в избу снова". Максимов также пишет, что "обычай хоронить мух, тараканов и клопов практикуется не только на Семёнов день, но и на Змейник Осенний (Воздвиженье), и на Покров, и на некоторые другие праздники".



Смысл обряда заключался не только в уничтожении и выгоне насекомых из крестьянских изб, но и в том, что во время "мушиных похорон" девушки устраивали себе смотрины, стараясь показать свои достоинства перед собравшимися посмотреть на обряд зрителями, особенно парнями, которые высматривали невест. Ведь приближалась осенняя пора свадеб; недаром считалось, что с Семёна-дня до конца ноября - свадебные недели.

В 1880 году собиратель русского фольклора Забылин так описывает исследуемый обряд: "Летопроводец (Семёнов день) считается днём, с которого оканчивается существование мух, тараканов, клопов и других насекомых. По этому случаю в некоторых местах, так, например, в Серпухове и Туле, существовало обыкновение в этот день хоронить мух. Для сего девушки и молодые женщины делали из свеклы и редьки коробочки или гробики и хоронили мух, а в Туле в щепах хоронили тараканов и притворно плакали, разодетые как можно лучше, это служит хорошим случаем молодым людям высматривать невест и засылать сватов". Обряд сей зачастую сопровождался песнями, вот пример одной:
   "Таракан дрова рубил,
    Комар водушку носил,
    В грязи ножки увязил.
    Вошка парилася
    Да ударилася
    Ненароком -
    Правым боком:
    Ребро вывихнула.
    Клопы подымали,
    Живот надорвали".
                     (Тверская область)

А.Ф. Некрылова пишет о том, что уже в конце прошлого (XIX) столетия песни эти, в большинстве своём, стали восприниматься и исполняться как детские потешки, или как шутки-небылицы, а сам обряд превратился в забаву, весёлую игру.

Современный этап изучения данного обряда зафиксирован в региональных этнографических изданиях, таких как: "Рязанская традиционная культура первой половины XX века. Щацкий этнодиалектный словарь", "Календарные обряды и фольклор Устюженского района", "Праздники и обряды Череповецкого района в записях 1999 года", "Духовная культура Северного Белозерья. Этнодиалектный словарь". Первая книга знакомит читателей с обрядом похорон таракана в Щацком районе Рязанской области, следующие три - с похоронами мух в контексте обряда дожинок в трёх западных районах Вологодской области.

Следует отметить, что обряд похорон таракана, описанный в Шацком этнодиалектном словаре, мог содержать закапывание в землю или снег настоящего насекомого и был приурочен к осеннему заговенью на Филипповский пост, а мог "перекликаться с распространенными в других местах России святочными или масленичными сценками с "отпеванием покойника" или троицкими обрядами "похорон Костромы". Автор статьи "Таракана хоронить" И.А. Морозов пишет, что "обычай хоронить осенью мух и тараканов был известен во всех регионах России. Он мотивирован представлениями о связи насекомых с душами умерших родственников и персонажами низшей демонологии... Выпроваживание или символические похороны насекомых... приурочивались к первому сентября (Семёнов день). В Щацком районе мух могли выгонять из дома на осеннего Егорья".

Исследователь Ю.А. Кривощапова в статье "Домашние насекомые-паразиты в языке и фольклоре", описывает обряд похорон мух как ритуальное их изведение в форме имитации похорон. Ритуальное изведение характеризуется как интерактивный признак (свойство), "привнесённый в культурный портрет насекомых в результате активного взаимодействия человека с этими животными и переосмысления их действительных особенностей".

В энциклопедическом словаре "Славянская мифология" этнограф С.М. Толстая указывает: "Широко распространены похороны животных, птиц и насекомых - кукушки, соловушки, воробья; мух, пауков и тараканов, клопов, вшей". Кроме того, составитель статьи даёт такое объяснение обряда: "Похороны животных - это магический ритуал, воспроизводящий погребальный обряд. Имеет охранительный или "отгонный", реже - продуцирующий характер".
http://www.slavlib.ru/viewpage.php?page_id=255

И еще одно описание обряда из другого источника, с отсылкой на www.calend.ru:

"Праздник, посвящённый семейному благополучию, приходится на одиннадцатое сентября.

После зачина, на котором обязательны прославления Рода, Лады и Лели, начинается обряд «похороны мух». Пойманную муху (таракана, комара, осу) кладут в домовину из моркови, торжественно относят на пустырь и зарывают в могилу, чем обозначают оцепенение насекомых на время наступающей зимы.

После «похорон» - обрядовая охота на «лосих». Две девушки, ряженные лосихами (оленихами), показываются на короткое время из леса и убегают. Вдогонку пускаются парни-охотники, стремясь их изловить. Одну пойманную «лосиху» сразу же отпускают, а вторую ведут к капищу, где также отпускают, предварительно поругав за то, что заставила молодцев долго бегать.

Праздник   заканчивается   рожаничным   пиром (обрядовая еда: творог, яйца, сыр, оленина или говядина, овсяная каша, ягодное вино) и игрищами. Игрища начинаются с хоровода, который водят около самой старшей из женщин. Женщина держит в руках хлеб (желательно овсяный). По окончании хоровода хлеб делят и раздают для лечения людей и домашних животных. После праздника Рода и Рожаниц наступает бабье лето."
                                                    http://www.calend.ru/ ©

Другая, найденная мной в сети информация на тему этого обряда так или иначе, пересекается с этими двумя статьями и их повторяет.

К чему это я все? К тому, что 18 сентября (в субботу) можно будет вживую поучаствовать в обряде похорон мух и комаров в Сергиевом Посаде:

http://www.ruplace.ru/novosti/obryad-vecherka-pohorony-komarya-v-sergievom-posade-18-sentyabrya-2010.html

А если повезет, то 19 сентября мы сами будем хоронить мух и комаров в подмосковном Архангельском. Приглашаем присоединиться :)

фольклор, осенины, обряды

Previous post Next post
Up