Про Великого архитектора, его топор и чудеса реставрации

Mar 21, 2011 21:27

     Много памятников на земле вологодской и одна из них - церковь Ризоположения из деревни Бородава. Объект небольшой, накосячить трудно. Однако, особо талантливым это удается. И дай Бог, чтобы это был последний объект Великого архитектора. Наверное, не буду утомлять всей историей о церкви, что она самая древняя и поэтому очень ценная, а сразу к деталям и пояснениям. Кто захочет, тот сам найдет и почитает информацию в инете.
     Реставрация началась со скандала. Точнее она началась без разрешения на производство работ и, как следствие, скандал. Итог конфликта - директор музея (собственник памятника со всеми вытекающими обязательствами) была уволена с работы. Как некрасиво! Правду, так до конца - она жена Великого архитектора. Вот уж точно, нельзя вместе супругам работать…
Ну да Бог с ними, нарушили да нарушили. Главное, чтобы сделали по нормальному проекту и хорошо. А вот с проектом тоже не все гладко вышло, претензии к нему были у специалистов. Претензии архитектурного плана, т.к. закладывались изначально на стадии «бумаги» странные решения реставрационные… Но академики как сговорились, основной массой протащили решения, основанные на «а мне так приснилось во сне, и это есть истина».
     Кстати, решили церковь поставить под прозрачный колпак. Пока колпака я не увидел. Это принципиально. При постановке под колпак (навес, футляр и прочее) можно заменить исторического материала по минимуму, если его вообще надо заменять при фактическом отсутствии разрушающих факторов. Солнце, воздух и вода - только для человека друзья… Реставрационные работы проводились под полупрозрачным навесом. Грязь на строительной площадке является визитной карточкой Великого архитектора...



Теперь конкретно к работам на площадке. Как известно, церковь была перевезена из деревни Бородава и поставлена на… На столбчатый фундамент с имитацией исторической каменной забирки. Сейчас столбчатый фундамент несколько модернизировали, естественно каменную кладку нафик разобрали и восстановили обратно. Вопрос: за пятьдесят лет эта каменная кладка стала исторической или как? Или вообще, сколько должно пройти лет, чтобы кладка стала считаться исторической, 150, 250, 350? Я никогда не дождусь вразумительного ответа про дату подобного рода по одной простой причине - нет критериев. А когда нет таких критериев, то можно все интерпретировать в свою пользу в зависимости от ситуации…



Собственно фундамент... Точнее это реконструкция фундамента, нормальный прием, подземная часть все равно скрыта от глаз, будут видны только камни-валуны. Вот в Кижах и занимаются абсолютно тем же самым:) - реконструкцией фундамента с последующей имитацией каменной кладки на прочном подземном основании. Чего кричать на каждом углу про вандалов из Кижей? Не пойму... Еще не пойму, зачем обмазывать битумом столбчатый фундамент? Там вокруг щелочная или кислая среда, химическое производство? Глупости делают, гидроизолируют камень, искусственный камень... Цемента надо побольше, а не песка;)
 

Ну тут даже комментировать стыдно, на моем языке это называется пройоп в геометрии. Нижние бревна срублены с 10-ти сантиметровым смещением от общей оси стены. Но вот что еще интересно - нижние венцы подобраны без учета калибра основного сруба и захреначены большего диаметра, прилично большего. И если выпуски бревен стесать в одну линию, сверху-вниз, то и остатка не получится... Как первый раз в жизни сруб делают. Детские ошибки... Рулетки наверное разные. Или одна в сантиметрах меряет, а другая в аршинах для понту. Что с углом делать будем? Так оставим? По ходу тут Великий архитектор критиковал реставрацию 50-х годов, типа стенки неровно поставили. А это что, прямо и ровно? Смотрим далее... Завтра допишу, инет завис...



А это внутренняя отеска стен. Из своих соображений архитектор применил смешение временных приемов отески стен. Выглядит довольно забавно, никогда такого не видел, чтобы в одном месте и так и так, а может еще и так... Кто не в курсе, поясню. За время "строительной жизни" памятники часто ремонтировали и перестраивали и, как правило, реставрация осуществляется на определенную дату постройки. Профессионалы стараются сделать грамотную реставрацию, чтобы не было в куче 17 века, 19 века и т.д. А тут спецом сделано, вот мол, посмотрите как раньше было. Так может быть на памятнике покажем все приемы деревянного зодчества?



Это знаменитый топор Великого архитектора. Это его фишка! Топор = аутентичность! Далее вижу "аутентичность".



Сдается мне, что тут пилой поработали, причем не аккуратно, припазовка ну совсем никуда, а на верхнем бревне похоже, что вообще запилы остались...



Ну это просто шедеврально! :) Безгвоздевая кровля, которая нигде не встречается и аналогов у нее нет. Приз в студию! Всем приз в студию, проектировщикам, академикам, заказчикам, искусствоведам. Аналог такой кровли Великий архитектор увидел на Крите, наверное, отдыхал там бурно и смог ассоциации и параллели провести. Несмотря на необоснованность этого решения, я не буду раскручивать эту тему по полной, всего только один вопрос. Он как собирается крышу ремонтировать лет этак через 10, если всего одна доска прохудится, то надо будет разбирать все. Все оба ската кровли. Для нашего северного климата ремонт кровли ну просто головная боль все время, текут. 
     Собственно этот человек на довольно простом объекте смог накосячить и с размерами, и со стилями, и с конструктивом. И вообще, Великий архитектор  считает, что Веницианская реставрационная хартия, о которой он орет на всех углах и во всех СМИ, для него лично имеет свое толкование... Скажите, как его зовут? 
 
Previous post Next post
Up