Материал взят
История Псковского трамвая На сайте очень много фотографий старого Пскова и линий трамвая.
Продолжение.
Начало здесь "Восстановили не трамвайный путь! На немецкой карте времен войны видно, что немцами был продлен подъездной путь от станции Псков II к ТЭЦ до станции Полковая. Вот маршрут этой ветки: мимо церкви Николы со Усохи (ближе к реке, а не по Советской улице, где была линия трамвая) - через нынешние библиотеку и магазин "Алмаз" на Советскую улицу - по Советской улице до площади - через Ольгинский мост по нынешнему Рижскому проспекту до перекрестка с улицей, которая с 1948 года стала улицей Киселева - от этого перекрестка наискосок к нынешнему мебельному магазину на перекрестке улиц Розы Люксембург и Народной - по будущей Народной (с 1958 года) улице через Юбилейную по будущему Палкинскому шоссе (сейчас улица Маргелова) до станции Полковая. Естественно, что это не трамвайный путь." Алексей Старков - "Забытые крепости ХХ века"
"Вот теперь понятно, почему линия на фотографии идет с таким радиусом закругления. Для паровозов. Вновь построенная линия не совпадает с обеими линиями трамвая, рассекает их и идет по левой стороне улицы Советской (если смотреть от Кремля) вплотную к домам." Юрий Киселев
"Вот еще фото времен немецкой оккупации. На фото, если присмотреться, видно, как железнодорожный путь с площади заходит во дворы у старой почты. Телега, которая едет на фотографа, как раз переезжает через рельсы..." Laser09
1945 год. Улица М.И.Калинина. Это не трамвайный путь, а ветка нормальной колеи от станции Псков к тепловой электростанции. Построена была перед войной. Немцами продлена по Ольгинскому мосту до станции Полковая. Рельсы в 1945 году, как видим, на месте. Никто их не демонтировал в годы войны.
По ней еще совсем недавно, в последние годы советской власти, возили торф. Разобрана ветка уже в начале 90-х годов ХХ века.
"Потому она и выглядит так хорошо, что немцами была продлена на Завеличье и использовалась. Но, если она здесь не разрушена немцами, то может быть на момент освобождения Пскова дорога сохранилась и на Завеличье?" Юрий Киселев
Колея трамвая и конки
Первоначальная колея трамвайного пути, по которому ходили вагоны конки, 1000 миллиметров. Немногочисленные фотографии конки это подтверждают. Фотографии, сделанные после 1912 года, доказывают широкую колею псковского трамвая.
"Действительно, в разных трамвайных источниках упоминается, что трамвай в Пскове имел колею 1000 мм, однако многочисленные псковские фотографии "псковского трамвайного периода" годов указывают на обратное, иллюстрируя, что трамвай был ширококолейным. Информация же о перешивке колеи в процессе эксплуатации электрического трамвая в краеведческой литературе псковского края нигде не встречается, несмотря на то, что эта работа требует значительных временнЫх и материальных затрат как на путевое хозяйство, так и на подвижной состав.
На сайте Псковского автобусного парка есть замечательная статья, посвященная истории развития общественного транспорта в Пскове. Имеется в ней и раздел, посвященный трамваю. Ссылка на статью:
http://www.pskovbus.ru/?pag=hyst1 Цитирую:
"В крупных городах трамвай к тому времени уже себя зарекомендовал. Опираясь на эти примеры, член городской Думы К. Г. Репин подсчитал, что новый электрический транспорт будет приносить не менее 28% дохода от годовой выручки и окупит не только все расходы, но и принесет ощутимый доход в городскую казну. Заманчивая идея была принята к исполнению. Успешно прошла модернизация рельсового полотна и электрификация пути. Летом 1912 года свершилось значительное событие в истории развития городского общественного транспорта - по Пскову пошли первые трамваи, выпущенные Мытищинским заводом. "
Что подразумевается под "модернизацией рельсового полотна"? Конка в Пскове имела колею 1000 мм и если бы трамвай во Пскове тоже был узкоколейным, то зачем было "модернизировать" трамвайные пути? Вывод один: "модернизация" здесь - перешивка трамвайного пути под широкую колею, для того, чтобы на ней смогли работать мытищинские вагоны, которые как отмечено в статье, открывали трамвайное движение.
Еще одна зацепка - инициатор строительства и первый директор псковского трамвая К.Репин вскоре после успешного запуска трамвайного движения был приглашен в Архангельск, где по его проекту (т.е. образцу и подобию) также был запущен электрический трамвай, который как известно, сразу строился ширококолейным." Александр_П.
" Есть такое издание Управления учета и статистики НККХ РСФСР от 1935 года "Трамваи в городах СССР". Там стоит, что в Пскове колея 1524 мм." Aare Olander
"Я могу подтвердить косвенно со слов директора Варшавского трамвайного музея, что ...трамвай во Пскове имел колею 1524 мм, во всяком случае, в 1941 году. Это абсолютно достоверно, так же как и тот факт, что вагоны псковского трамвая во время войны были вывезены в Варшаву и там эксплуатировались на "русской колее". А большинство оригинальных варшавских вагонов, выпущенных незадолго до войны, были переправлены в Берлин, где эксплуатировались довольно долго. Доказательством правдивости этой истории является то, что недавно, в 90-е годы, Варшавский трамвайный музей получил из Германии в подарок один из таких вагонов." legonzu
"Вагоны из Пскова в Варшаву увезли либо не в 1941, либо увезли не все. У меня есть немецкие фотографии трамвайного депо Пскова времён второй мировой войны. Неизвестный трамвайный фанат устроил целую фотосессию в депо, хорошо видно кучу вагонов." Пилецкий П.В.
"Факт, что дореволюционные трамваи, произведенные в Мытищах, выпускались на колею в 1520 мм. Доказательств того, что в Мытищах изготавливались трамваи на 1000 мм, пока нет." Александр_П.
"...Только в 1933 г. заводом в подмосковном городе Мытищи (ныне ЗАО “Метровагонмаш”) было выпушено 1800 стандартных моторных и прицепных вагонов на ширину колеи 1524 мм..."Laser09
Рельсы использовались в том числе и старогодние с Уссурийской дороги прокатки1878 года.
Подвижный состав
Конка, как говорится выше, имела 6 вагонов. Фото 1. Фото 2.
Номера вагонов трамвая, курсировавших до революции (по имеющимся фотографиям с четко видимым номером):
№11 - фото 1
№12 -
№13 -
№14 -
№15 -
№18 (единственная пока фотография с номером трамвая, сделанная после революции) - фото 1
В начале 1924 года на линии курсировали 8 вагонов.
В 1925 голу начался капитальный ремонт подвижного состава.
В 1929 году было 16 вагонов.
В 1932 году курсировало 25 вагонов. Старые вагоны вмещали не более 16 посадочных ("сидячих") мест.
В 1933 году были получены два новых вагона с Мытищенского завода на 20 мест. В этом же году вышел в рейс вагон местной сборки с 18 местами.
В середине 1930-х гг. было 19 моторных вагонов ( 16 постройки 1912-1913 годов и 3 постройки 90-х годов XIX века) и 11 прицепных ( из них новые, полученные в 1933-1935 гг., - 4).
Трамваем осуществлялась и грузовая работа в интересах предприятий города. Значит, были и грузовые платформы.
Судя по всему для грузовой работы использовались и паровозы.
В годы войны подвижный состав, как и трамвайного пути, по утверждению псковских краеведов, был уничтожен немцами.
"... вагоны псковского трамвая во время войны были вывезены в Варшаву и там эксплуатировались на "русской колее"..." legonzu
"Я где то читал, что привезенные вагоны из Москвы в 1945 году для восстановления трамвайной связи потом были перенаправлены в Ригу. А там колея 1524мм." Егорич
"Об этой передаче давно известно." Пилецкий П.В.
Тарифы и окупаемость
Осенью 1923 года ежедневная выручка достигала 130 рублей, в зимние месяцы падала до 60-70 рублей.
С 3 апреля 1924 года плата за проезд уменьшилась и составляла: от вокзала до деревообделочного цеха завода "Металлист" - 2 коп (льготный тариф - 1 коп), следующий прогон до Советской площади - 3 коп (льготный - 2 коп), от Советской площади до соляных амбаров на Запсковье - 3 коп (льготный - 2 коп). В результате снижения тарифов количество пассажиров увеличилось на 75%, а выручка - на 50% и летом 1924 года достигала 250-270 рублей.
Уже в конце 1924 года трамвай для электростанции стал прибыльным (за 1924/25 г. было получено прибыли 13,6 тыс. руб.).
В 1925 году стоимость проезда одного пассажирокилометра на трамвае составляла в Пскове 1,81 копейки.
С 8 января 1927 года Псковский горсовет повысил тарифы. Они стали следующими: от вокзала до деревообделочного цеха завода "Металлист" - 3 коп, от цеха до Советской площади - 4 коп, от вокзала до площади - 7 коп, от площади до Запсковье - 3 коп. Для льготников плата была 2 - 3 коп. Это были красноармейцы, учащиеся, рабочие - члены профсоюзов. Для льготников вводились специальные абонементные карточки, выдаваемые по заказам учреждений и предприятий и без права передачи. В случае утери таковой она возобновлялась лишь после опубликования соответствующего объявления в газете.
С 13 июня 1927 года плата за проезд в один конец по второй линии составляла 7 коп (для льготников - 5 коп). Первые дня дали прибыль в 91 рубль, а за месяц, с учетом больших расходов на ремонт, она составила 150 рублей.
В первом полугодии 1928 года трамвай понес убытков на 12,5 тыс. руб.
В марте 1928 года были повышены и упорядочены тарифы. Единая плата за проезд - 5 коп. (по всей первой линии - 14 коп).
Летом 1929 года были введены месячные и сезонные абонементы - как персональные (с фото), так и на предъявителя. Цена месячного нелокального абонемента для рабочих и служащих составляла 4 руб., детей до 12 лет - 2 руб., учащихся в возрасте свыше 12 лет - 3 руб., для всех прочих - 6 руб. Абонемент на предъявителя стоил 10 руб. Помимо месячных существовали абонементы на 3 и 6 месяцев.
В 1935 году на расширение и улучшение трамвайного хозяйства было выделено 350 тыс. руб., а еще дополнительно 175 тыс. руб. - на ремонт.
В 1936 году затраты на капитальный ремонт составили 280 тыс. руб.
С 1 мая 1936 года горсовет ввел новые тарифы. Проезд от вокзала до Советской площади, от Советской площади до льночесальной фабрики и от Советской площади до станции Псков-2 - 10 коп. Плата за провоз багажа устанавливалась в 25 коп. с места. Проезд на автобусе от вокзала до "Пролетария" в 1935 году был, кстати, 60 копеек, т.е. в 3 раза дороже.
Время и скорость
В 1925 году скорость псковского трамвая составляла 7,5 км в час, что ниже 9 км коммерческой. Пробег из одного конца города в другой составлял 23-25 минут.
До 1925 года движение начиналось в 6 часов утра, заканчивалось в 21.40.
С лета 1925 года утренний выход был приурочен к прибытию поезда из Ленинграда и начинался в 5.50, а в парк вагоны стали возвращаться в 21.50. Предложение продлить работу до 24 часов (в 0.15 уходил поезд на Ленинград) не прошло из-за убыточности.
С 13 июня 1927 года трамвай по второй линии ходил в рабочие дни с 8 час до 20 часов, а в выходные дни - с 14 до 22 часов.
С 1 апреля 1933 года движение по обеим линиям было продлено до 24.00.
В 1935 году средняя скорость трамвая составляла 9,7 км в час, в 1936 г. - 10,45 км, а на 1937 г. была поставлена задача довести ее о 11,5 км, что приближало ее к республиканской норме - 13 км в час.
Вопросы
1. Где были соляные амбары на нынешней улице Поземского? "Конечная остановка на Запсковье ("У соляных амбаров"), предположительно у Варлаамовой башни. А соляные амбары до сих пор вроде есть на улице Набат/Поземского." Laser09
2. Известно, что трамвай осуществлял грузовые перевозки, в том числе и в интересах находящегося недалеко от Пролетарского бульвара лесопильного завода "Лесник". Где была проложена к нему ветка? Не стояли же трамваи с пассажирами в ожидании разгрузки, или грузовая работа осуществлялась по ночам?
3. Немцы запустить трамвай не пытались. Известна немецкая карточка с трамваем - копия вот этой советской карточки, но без взорванного большевиками Благовещенского собора. Немецкими художниками собор затерт. Карточка вводит в заблуждение, что якобы немцы восстановили трамвай. На самом деле, они катались в трамвайном вагоне, прицепленном к паровозу, по Октябрьскому проспекту. Даже известны таблички маршрута до вокзала. На других фотографиях попадаются только засыпанные рельсы. Рельсы остались до конца оккупации. Для какой цели немцы ремонтировали линию на Завеличье? "Ну с этим разобрались. Это линия не трамвая, а ветка от ТЭЦ на станцию Полковая." Юрий Киселев
4. Кроме нескольких фотографий, уже Вами выше просмотренных и доказывающих наличие рельсов в годы оккупации, ниже приводим еще фотографию сохранившегося трамвайного пути. Трудно привязать ее к конкретному месту города.
1944 год. Октябрьский проспект? Трамвайные пути. Фотография из газеты "Псков. Память сердца". Июль 2004 года.
Существует несколько фотографий подбитого немцами и уткнувшегося в столб советского танка БТ. Рядом здание (номер вроде бы 28) с балконом, похожим на балкон Старой почты, и рельсы. Этот танк стоял на улице Поземского. Фотографий большого формата пока нет.
Ссылки
Взято с сайта
http://pskovrail.narod.ru/main604.html Схема Псковского трамвая на сайте СТТС - пока единственная схема Псковского трамвая на 1917 год
ГОРОДСКОЙ ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТ - совмещённый трамвайно-троллейбусный сайт - справка, фотографии, схемы, список подвижного состава
Обсуждение Псковского трамвая на форуме "Транспорт в России"
Литература
А.В.Филимонов. "Псков в 1920-1930-е годы. Очерки социально-культурной жизни", Псков, 2005 год.
"Псков. История в фотографиях. 20-50 гг. ХХ века", Псков, 2004 год.
Псковская энциклопедия 2003 года о Псковском трамвае!
Статья о Викенгейзере в Псковской энциклопедии 2003 года
Сканы из книги Н.Ф.Левин. "Псков на старых открытках. Выпуски 1, 2,3 2000-2001 год.
"Дорогой длинною..." 16 февраля 2011 года. Газета "Псковская Правда -Вече"
Интересует любая другая информация о Псковском Трамвае. Пишите.