(Начало - см.
ниже)
...Меня в какой то момент это возмущало, потому как я собственно первый прогрыз эту дырку в которую все остальные «пролезли» и стали скандальничать, и меня же за это потом стали сторонится. Но вскоре это возмущение сменилось на простое недоумение, а позже вовсе угасло.
Мне кажется, что тут сыграла злую шутку то самое заигрывание с властями и иллюзорные пообещанные возможности, на которые Тимур и Сергей в какой то мере рассчитывали. И в итоге взлетев на некие высоты, остались без поддержки и драйва той самой неформальной культуры, из которой сами представители авангардного творчества и вылезли. Уж слишком серьезно Курехин относился к своим постановкам, а Тимур Новиков видимо посчитал, что дальше каждый может двигаться самостоятельно.
Инал.
В середине 80-х немалое количество питерцев ездило летом ко мне в Дюрсо. Время провождения у меня на даче были смешные, ездил Курехин и Гребенщиков. И вот Сергей меня начал потихоньку подтягивать к участию, но я как-то не подтягивался и уже в 86 году он мне на полном серьезе предложил стать завхозом «Поп Механики». Как бы с драной овцы хоть шерсти клок.(смеются)
Я спросил его, в чем это все будет заключаться и Курехин попросил меня делать закупки всяческой лобуды для спектаклей. Сначала это были курицы, которые я абсолютно не понимая где брать, поехал в пригород Питера и в мешке через весь город пер трех кур в мешке в этот комсючий рок клуб, уже пронюхавший конъюнктуру и предоставившему свои услуги под проект. Куры для Курехина вроде пригодились, потом мы пару курей художественно приделали, и эти полудохлые бегающие куры зарисовали весь пол кровью. На следующее действие меня опять зовет Курехин и на полном серьезе говорит - так, надо теперь пару свиней достать. Я думаю, как так свиней? Ну помог раз по дружбе с курями, но посылать художника, тем более за свиньями- что то здесь не так(смеется).Короче мы с Джо решили что эту тему надо обмозговать и взяли 07 портвейна, обсудили. К консенсусу не пришли, потом еще взяли и поняли, что вопрос сам собой рассосался и денег на свиней теперь точно не хватит. Я пошел в магазин и купил двух резиновых хрюшек, причем разнотональных. Специально выбирал, долго. Прихожу в рок клуб, там все уже на сцене, пар до потолка… Спрашивают, где свиньи? Говорю, а вот. И вытаскиваю покупки, попискиваю ими по македонски, и пританцовываю как главный герой индийского кино в стиле диско.(смеются)
Конечно же, все оборжались, и настрой серьезный тут же улетучился. Курехин заорал, что мол, я уволен. Да я в общем то сам бы сказал, что больше здесь не работаю. А потом когда я на сцене увидел козла, как то поймал себя на мысли, надо же, и ведь кто то справляется с такой РАБОТОЙ.(смеется).Поссорится мы с Сергеем конечно же не поссорились, и он потом не раз ко мне обращался по более творческим темам чем куры и свиньи.
Серьезность подхода и желание доминировать любыми способами, в результате сыграла не менее серьезную шутку с организаторами попмеханического хеппинига. Те бесшабашные кадры, за счет которых происходил прорыв 85-86 года, с момента признания начали отток из проекта. Отказ от самодеятельного творчества лишь усугубило положение. Ближайшее окружение, уличные неформалы, артхаосные модельеры, все это постепенно заменялось массмедийными сюжетами в виде Хили и Кола Бельды, поросят заменяли Слоны, Гарика с ломом заменил Пригов с лопатой, а индустриальную секцию экскаватор. Затем и вовсе основное ядро уменьшилось до трех человек - Ляпин, Костюшкин, Гаккель (остальные участники были как бы случайными, нанятыми за деньги), - потом - никого. Капитан остался один. Если не считать жены Насти, Дебижева, Африки, Новикова и Дугина. Начались совсем иные перформансы, политикой. Поп Механика по сути отражавшая творческий порыв московско-питерской «Ассы», распалась на московскую и питерскую часть и вскоре разлилась отдельными ручейками в многочисленных московских перформансах где синтез искусств все еще являлся коммуникативным звеном. Попытка вписаться нонконформистов в предложенные культурологические кругами схемы во многом повлияла на отток немалого количества деятелей за границу, и только самостоятельные проекты оставались держаться на плаву и слуху. При этом происходит дифференциация по жанрам и начинаются труднообъяснимые интриги с отсевом радикальной массы и сменой аудитории на как бы интеллектуальную. В 87 году начинаются съемки фильма «Асса» где на пробах снимаются большинство деятелей этого процесса из Москвы и Ленинграда, но в конечную версию попадает лишь то, что увидел зритель. В кадре нет даже Курехина. Многие участники ленинградского движения не примкнули к новым проектам, а Кирилл Миллер сосредоточился на авангардной моде и «Аукционе».
Кирилл Миллер.
На тот период Слюнявый выглядел достаточно оригинально, даже на фоне имеющихся в городе стиляг из окружения Антона Тедди и Густава, которые тоже тяготели к ретро эстетике. Стоит отметить, что к этому времени музыкальные сцены обогнали в разы по посещаемости, чем выставочные залы, и не мудрено, что сцены объединявшие деятельность и художников и музыкантов, стали передовыми на тот период. Какой то ярко выраженной эстетики было вообще маловато, даже когда началось ньювейверское движение. «Аукцион» же как музыкальный коллектив держался на Лене Федорове, у которого была позиция, что если что то делать- то в кайф, а без этого ни шагу. К тому же у Лени не было амбиций свойственным многочисленным лабухам, которые играли в рок клубе и этот проект осуществлялся легко и задорно. В этом смысле, мне был предоставлен «карт бланш» на оформление и сценический имидж. Я тогда подтянул к процессу какую то даму, которая планировала заниматься модой и Володю Веселкина, который со своим гей балетом и постоянным заскакиванием на коленки к зрителям был по настоящему новым явлением для даже перестроечного периода, одновременно удивляя и раздражая публику. То есть, то что и требовалось от панк и ньювейверской культуры и всех молодежных культур которые рассчитывали на признание со стороны недоверчивого и закомплексованного советского общества. Появившийся в 86 году Веселкин, который скакал, скакал, а потом и вовсе запел. Как- то мы с ним зацепились, и я взялся ему помогать и в музыкальной и концептуальной части, потому как Володя позиционировал себя как чуть ли не единственного публичного Гея Советского Союза, а мне скандальные проекты нравились всегда. И так получился альбом «Невозможная любовь» который я спродюсировал целиком и вывез в Берлин, на проходивший там международный фестиваль. Я откровенно планировал сдать его на руки иностранным пидорасам, что бы он продолжил свое заграничное одиночное плавание. А западные пидоры его отвергли, открыто заявив, что мол наши пидоры добрые и ласковые, а этом ваш Володя- злобный, рыжий, маленький. Короче, не настоящий, по местным меркам.(смеются) После чего Веселкин расстроился и запил, и мы с ним разошлись, потому что я больше ничем ему помочь не мог.
Олег Котельников.
При этом я Гарика помню больше по Москве чем по Питеру, и его идеологическая коммуникационная работа с молодежью, формировавшая новый отличный от комсомольского стиля, была конечно же незаменима. В результате формирования нового неформального уличного стиля сами комсомольцы примкнули к неформалам и перестали вставлять палки в колеса проектов и даже в чем- то помогать. По крайней мере, утратили контроль над умами деятельной молодежи, которая к тому времени уже наряжалась на вполне приличном уровне. На этом фоне уже вовсю разворачивались деятельность иных музыкальных коллективов, таких как Кино, Звуки Му, Новых Композиторов, Поп механика вышла на международную арену. И весь этот совместный и взаимосвязанный проект развивался вплоть до начала девяностых, когда путь от самоподражания вылился в самоопределение.
Гарик Асса.
Потом пошли интриги и срывы показов. На 17 выставке отменили выступление, на премьере злосчастного фильма «Асса» тоже никого не пускали без билетов и главным перформансом был не концерт на сцене, а принятие в ментовку Густава которого взяли при попытке спекуляции этими самыми билетами(смеется) Ну да все стало более менее понятно и закончились в Дк «Дукате», где уже по традиции не пускали участников «Ассы». Было принято решение, вытащить всех организаторов на сцену и вместо представления забить их по жесткому на сцене. Я не питал и не питаю к этой поэтической «кспешной» среде никакого уважения, поэтому выламываться перед ними никто не собирался, к тому же времени на подготовку шоу никто не отвел. Тем более что неформалы как «художники жизни» сами по себе готовыми моделями являлись. Был тогда Герман, Сергей Летов, уважаемый человек, действительно единственный профессиональный музыкант, участвовавший во всех Поп Механиках. Объяснять ему долго ничего не нужно было, что и как играть. Единственная просьба была от спокойной музыки перейти под конец действия на истерику. Что бы трубы визжали так, чтоб все пуговицы на ширинках по отскакивали. Устроили быструю самозабивку, а Герман Виноградов немного заигрался и все еще продолжал чем то булькать на сцене. Сцена была под освещением двух рамп, верхней и нижней, за день работы раскалившиеся до бела. А публика ничего не поняла, просто вжалась в кресла и глаза пучит. Смотрю я на них, и даже ругаться не хочется, а просто взорвать все это помещение с этими муромоями. Думаю, что бы такого сделать то, и машинально выхватываю у Германа таз с водой и мечу воду в зал (а попадаю в рампы под потолком). Зрители воду не видят, но она их окатывает. Поэты впадают в ступор от ужаса, и в это время взрываются софиты! Шум, Треск .Трам тарарам. Стекла летят. Все лопнуло. Свет погас, пробки вылетели. Облако дыма и…гробовая тишина. Минут несколько, точно. И только потом с задних рядов донесся тоненький, ( как будто где-то далеко кто то кинулся с высокой горы вниз) крик. Или скорее причитание «а-а-а-а»…
А потом истерически завопили бабки- вахтерши которые подавились пирожными в соседней комнате. Видимо до них тоже энергетика взрыва докатилась, и они завывая врываются в зал и начинаются биться головами о псевдомраморные колонны. Сталкиваются, орут матом с таким же надрывом как ранее кричали «Родина в опасности»!!!(смеется) а зал молчит. Потом кто то включает свет, и разворачивается картина круче чем шоу Бенни Хилла. Остолбеневшие физиономии с выпученными глазами. Вжатые в кресла, ручки вцепились в подлокотники. Зал расплющен и присыпан пылью. При этом поэтов набилось в помещение битком, сидят молчат, глазами хлопают. Бабки начинают носиться между рядами, и кое как расшевеливают людей, которые начинают приходить в себя и ощупывать друг друга. Раздается крик; Пять тысяч!
Все знакомые ржут, кричат «беги, Гарик, беги». Вызвали электрика, он все проверил, а оказывается ничего не сгорело. Милиция начинает рыскать мимо меня, приговаривая «где этот гад». Я тоже задумался. А где это я? Потом все успокоились и посчитали убыток который составил 25 рублей и Коля Филатов объяснил присутствующим, что мол эти спецэффекты были задуманы и заранее внесены в смету. После этого Баженов, который был никем, никем и стал, объявил меня персоной нон грата, и меня больше никуда не приглашали. Что собственно мне и нужно было.
Стоит отметить, что к этому времени на улицах столицы развернулась уличная война и перформансы премеешались с потасовками, а сцена с улицей. Организованный к этому времени панк салон превратился в театр, а к весной 87 года было сделано первое отечественное панк шоу.
Хэнк.
Тогда была комбинированная программа когда сначала выступило «Чудо» с Ником, а потом уже выступал Ник с «Чудом» и все выступление сопровождало авангардное шоу, с элементами стриптиза и надуваниями презервативов. Тогда же публике стло известно имя Авария. Которое позже было заимствовано в произведении «Авария дочь мента», которое в свою очередь было скудно экранизировано. Это действие замолчать уже не удалось, советские газеты писали что это скандал и порнография и в этих статьях «Чудо Юдо впервые было приравнено к выступлениям «Секс Пистолса», но если бы Джонни Лайдон видел это шоу, то его бы задавила жаба до смерти. Комсюки перепугались не на шутку, и не рискнули даже вырубить аппаратуру и прервать выступление, а Ника забрали уже после концерта. По моменту это совпадало с общим революционным молодежным прорывом, и сразу же после концерта нам в лаборатории было заявлено, что бы мы срочно сворачивали свою деятельность, или нас заберут в какую то армию, либо посадят. На наши выступления наложили вето, но базу в бывшем помещении туалета на "Марксисткой"- оставили.
Ник рокенролл.
Москву тогда словно прорвало на тему неформальных музыкантов, уличных радикалов и жесткого социального прессинга по всем каналам. Как раз тогда организовали легендарный концерт «Чудо Юдо» с перформансом и пиротехникой на сцене, где я в экзальтированном состоянии, высказал в микрофон «Это пиз@ец» и получил 10 суток ареста. Сравните сами с нынешним урлаганским матом группы «Ленинград», которая по эстетике нисколько не напоминает культуру северной столицы. Тогда как раз я по недомыслию вышел в вестибюль один, и ко мне подвалили люди в штатском и поинтересовались, не я ли был на сцене. На что я им ответил, что я как хабаровский житель, поддерживающий движение люберов, высказал свою просовесткую позицию по поводу происходящего рок-вакханалии.(смеется).
А тут как раз Авария, минут несколько назад раздевавшаяся на сцене, кричит «Рокенрольчик, хрен ли ты с лохами там стоишь, пойдем с нами». Пришлось пойти не с нею, а под конвоем в кабинет к Опрятной, которая запричитала, мол откуда ты на мою голову свалился?»…Откуда, откуда-с неба. Причем когда спецы, которые нашли во мне крайнего, вели дело с целью показательно кого ни будь закрыть, и попросили местных рок-комсомольцев удостоверить мою личность, то они сказали, что знать меня не знают. А питерцы наоборот прислали бумагу подтверждающую мою музыкальную хозрасчетная деятельность.
С этого момента на вооружение группы было взята практика зачитывать частушки типа «комсомольцам стало худо- так сыграло Чудо Юдо», «красна телега летом, а герла минетом» и прочие скоморошества. Перформанс на панк сцене проявился и в выступлениях групп «Нии Косметики», и у позиционировавшей себя как «бамбольц культуру», группы «Тупые». Так же вовлечение в мир артистического жеста сопровождало группы «Оберманекен» идеологом которой выступали Анжей Захарищев-Брауш и Евгений Калачев. Попав в рок среду из театральной группа разрывалась между участием в постановках и собственной музыкальной деятельностью. В 84-м году вместе с режиссером Борисом Юханановым они создали альтернативный "Театр театров", спектакли которого не пропускались на официальные подмостки. Получив некую паузу группа занималась записью психоделических шансонов, а в середине 80-х переехала в Москву и начала сотрудничество с театром Анатолия Васильева. В это же время, группа участвует в московско-питрских «ассах». А позже в московских эротических перформансах с театром Бориса Юхонанова и группой сформировавшейся вокруг Екатерины Рыжиковой. В том числе и самой первой эротической выставке в театре Васильева, где Маша Персик "женщину-торт", и акции «Метро».
Екатерина Рыжикова.
А тогда в 85 году.Джоник повторно познакомил меня с Гариком, который тут же нам с Иренчиком вправил мозги по поводу нашего радикального поведения. И вот тогда то и начались такие мини перформансы, когда разряженная толпа стала гулять по улицам города и будоражить окружающую среду. Помню, приходили на показы к Славе Зайцеву, и получалось параллельное выступление- на сцене одни модели , а в зале другие , и не в меньшем количестве.(смеется)
Причем шумную толпою с неадекватном поведением. Настоящий авангардный экшн.
При этом Гарик постоянно давил на мозг, что мол Катя -это все вам нужно, вот даже мужа тебе нашел- такого как тебе надо(смеется) Так образовался наш творческий тандем с Гором, тогда он был и поэтом , и художником -перфомансистом. И вот с этих показов и начался московский жанровый перфоманс, который позднее оказал сильное влияние на «Поп механику». А в Москве было смешение экспериментальной музыки и показов с жанровым экшеном. Гор часто выступал в тандеме с «Вежливым Отказом». Потом подключился «Оберманекен». Мы начали репетировать показы и за короткий срок выстрелили по всей Москве. Участвовали в выставках в Манеже, на разных концертных площадках и все время наши выступления сопровождали скандалы, инспирированные ходившими по пятам комсомольцами и местной администрацией. В театре на Погребничке, рядом с консерваторией на Никитской, была акция, в которой участвовали весь неформальный бомонд. В фойе Ваня Суриков делал инсталляции с выпуклыми Лениными. Гор делал инсталляции с березами, пел шаляпинские песни и аккомпанировал себе на этих березовых кольях. Во время выступления в Подмосковье, Джоник с сыном Данилкой имитировали принятие в пионеры, мы уже столкнулись с более агрессивным давлением со стороны властей. Площадка где был организован рок концерт и наше выступление, была оцеплена организованной местной гопотой, которую специально привезли на машинах. И после выступления обратный путь проходил сквозь коридор с милицейскими машинами, окруженной толпами неистовавших протолюберов. Жути нагоняли по полной, были разбиты стекла в метрополитене и всю дорогу на проходящих неформалов прыгали накаченные комсомольцы. Так я первый раз столкнулась с феноменом организованного давления на молодежь. Акции продолжались, потом состоялся фильм «Рок» в который не попало много отснятого материла, но фильм все равно оживил население. А последнее общее выступление «Ассы» состоялось в кинотеатре «Орленке». Там тоже не обошлось без шума, кто-то упал в бассейн, был полный бардак по заранее спланированному сценарию.
Сама то я вряд ли подыскала бы корректный термин для всей этой оттяжки, но после выступления в «Дукате», нас окружали поклонники и сами спрашивали, а что это такое было? Много детского травматизма. (смеется) Так бы наверное и определила, как детский травматизм.(смеется)
Потом начался активный период сотрудничества Гора и Камиля Джамаля. Который всегда был несколько таинственным персонажем, больше связанным с музыкой чем с визуальными действиями. Он сам был из музыкальной семьи, и активно участвовал и в московских Ассах. Возник совместный проект и театр Поз, в котором участвовало масса модной молодежи. Понеслась серия постановок на различных сценах, и как апогей. Впервые в истории перформансов, в театре Ермоловой было отведено репетиционное время около недели. То есть постановки прозвучали, и отношение изменилось. Камиль пробивал дорожки в интеллектуальную среду, и не смотря на скандалы, которые сопровождали выступления, спектакли были признаны уже на постсоветском пространстве. Ситуация в стране менялась, чиновники становились более напуганными, и информированными о волнениях в неформальной арт среде, и при этом старались идти навстречу. Продолжался синтез авангардного искусства на театральной сцене, при этом часто проявлялись почвеннические и этнические моменты в творчестве. Так был поставлен спектакль по «Хождению за три моря Афанасия Никитина».Потом уже подключился Оберманекен, который размещался в театре у Васильева и произошло дополнительное слияние тусовок.
Параллельно шли выступления Ирен и Кати Филлиповой. Метания прекратились, когда у нас появилось помещение на Бурденко, и за короткий срок пребывания на одном месте, мы успели отстрляться и по фильму с Юханановым, который на полном серьезе подошел к съемкам «Октавии», и устроили серию воскресных хепенингов, параллельно выступая на сценах города. В этот период мы каким то чудом попали в первый в Союзе кооператив каких то магов и шарлатанов, и псевдоцелителей которые заводнили все крупные города Союза. Эта афера носила название «школа новых возможностей». А я была этнографом по образованию и примитивистская психоделика мне всегда была интересна, и как то нас туда занесло. Там то началось мощное движение связано с изучением психоделических шаманских возможностей. И вот в какой то момент мы решили, что «группа художников» изжила себя как концепт, и надо как то модернизироваться и назвать проект «Север». Мы уже тогда взяли курс на неопримитивистические мотивы, строили хижины в городской среде, и там жарили мясо. Джоник, Маша Персик, Вежливый отказ, «Оберманикены», которые уже собирались в Нью-Йорк. В этом житие племен участвовали и неформалы, там же уже активно участвовал Саша Петлюра. При этом все посетители могли участвовать в процессе, рисовать картины и раскрашивать друг друга. Все это было потом снято в виде фильма, вывезено в Нью-Йорк и собрало немало зрителей. Потом начался период работы над спектаклем с Камилем и Юханановым, при этом часть актеров была профессиональных, а часть неформальных. Этакий микс. Никита Михайловский, царствие ему небесное, поучаствовал, Саша Петлюра, Дуня Смирнова со своей заумью и феноменальной способностью гнать.
Александр Петлюра.
И вот 85 год, расцвет неформальшины. Меня уже перестали выгонять из института. Видимо поняли что безмазово. Потом появляется Рок-лаборатория, Маша Круглова (такая студентка) пригласила меня оформлять концерт в Горбуново. И вот здесь обнаружилось Эльдорадо. Куча офигительных людей. И где то на втором концерте начали подтусовывать люди, я Гарика встретил. Я тогда оформление делал немалое. Со скульптурами, и вот возле этих самых скульптур перезнакомился с Гором Чахалом, Катей Рыжиковой. Милиционера тогда я делал из папье-маше с красным клубком торчащий из штанов, статуи Павлика Морозова. Забавные объекты. Вот так я попал в московскую тусовку иной молодежи, которая высосала тонну времени
И с плюсами и с минусами, но убегать было уже нельзя. Как поговаривал Гарик-«От нас не уходят- от нас уносят»(смеется).
Гарик Асса.
Он в принципе, правильно опасался. Положив кучу времени на свое образования и переехав к нам в панк салон, Саша действительно сделал поступок. Мы с Аланом, одетые в солидные вещи, сначала его навещали в общаге, где он жил с чешской девушкой Хеленкой. Долбили, долбили гундосого художничка и он решился переехать к нам. Грызли его конечно по панковски. (смеется) Но это сыграло свою положительную роль в дальнейших событиях, когда он создавал творческий центр на Петровском бульваре. Саша стал с нами ходить, участвовать в наших акциях, а мы соответственно, в его выставочных постановках и акциях.
Александр Петлюра.
Помнится после первых своих перформансов меня позвали на какую то выставку авангардисты. По дороге на выставку я захватывал какие то объекты, типа проеденного молью ботинка, а в этот раз на какой то помойке нашел трупик кролика, недоеденного. А не-ет, шкурка была чуть ободрана, крысами чуть подъеденная такая тушка, и вот из нее то я и сделал объект посвященный батьке Махно под названием загнанный кролик. А на крымский мост я притащил свиную голову с опарышами, но это были в несанкционированные деэстетские выходки. Санкционированной выставка была на крымском валу, я тогда еще жил на «Преображенке», и я сделал несколько объектов с товарищами художниками, которые сейчас делают перформансы за границей. Выставка была закрыта через час, потому что на одной картине немецкий солдат трахает ливерной колбасой немца, а на другой пионер показывает смерть дорогу в будущее. А по середине была скульптура по мотивам питерских некрореалистов «Труп-пап».
Да, и на выставку пришло куча панков, металлистов, сразу была подтянута милиция, а выставка закрыта. Шум -крик, мы вытащили скульптуры подожги. И собственно отсюда можно вывести традицию поствыставочного сожжения работ. При этом акции сами по себе не были масштабными, но шуму было года на два по всей округе. Поскольку культурка местная была в шоке не только от работ, сколько от приходящих на них тусовочных людей. Тот же Хирург, Круглый, Кот, Алан, которые появлялись в местах проведения культурных программ а-ля Кузнецкий мост, советские посетители и кураторы погружались в шок от происходящего и челюсти отвисали. Так совместно прогрызалось неформальное искусство и неформальные движения. Возможно, после этих проектов и перестали меня пускать в какие-то санкционированные проекты и звать в сквоты.
Олег Котельников.
Страна же, в 91 году сменила мужской род на женский.Что тоже отразилось на сознании. Стали появляться выставки «женские ручки», Владик Монро, буревестник отечественного трансвестизма, первые эротические выставки. Еще задолго своим и действиями предупреждая грядущие перемены. При этом госструктуры исследующие только сейчас начали считывать подобную информацию и пытаться это все осознать и обмениваться данными. Конечно же, человеческого анализа этих событий ожидать от них не приходится, потому все так хаотично и происходит.
К этому времени практически все неформальные таланты участвовавшие в первой волне событий оказались под контролем кураторских и комсомольских схем. В Ленинграде Тимур Новиков сосредотачивается на проекте «Новой Академии», участвует в возникновении жанра новых медиа вместе с Юрисом Лесником и Владиславом Мамышевым-Монро. Уличные тусовки постепенно стали перемешаться в клубы, а образовавшийся вакуум на улице заполнялся быкам и наркоманами. Единственную отдушину независимости представляли собой немногочисленные сквоты. Но уличная деятельность все еще была в разгаре, так же как и преемственность в среде художников и городских племен.
Миша Бастер.
Рок среда этого периода постепенно превращалась в эстраду для бедных, и это раздражало. На съемках клипа московской группы «Оле лукое» где находился цвет пушкинской тусы, в один момент стало как то скучно и мы попросту стали кривляться парадируя окружающую ситуацию. Вот и тогда то и зародилась идея поддержать те новации, которые были заложены в 80-е. Но уже более современными способами и на «вражеской территории». Директору группы Саше Малкову эта идея понравилась, мы продумали концепт и привлекли для этой акции Свету Ельчанинову, которая будучи маленькой девчушечкой, активно проявляла себя на ниве организации панковских концертов. Так совпало, что в этот период ушел из жизни Майк Науменко, с которым Гоша Шапошников поддерживал тесные дружеские отношения, и вся эта хваленая кодла рокэстрады так и ничего особенного и не предприняла. Появилась цель, время и главное кураж, в результате которого, в стремительные сроки, Саша заморочил голову директору нового московского цирка, Свете и Гоше выпала миссия питерских контактов, а мне посильная помощь и проект под назвнием «Поющие лезиргины». Аншлаг был полный на несколько тысяч человек, потому как в том период ничего подобного не происходило. Групп в итоге собралось немало, жаль что только не приехала «Алиса», потому как первая песня «Поющих лезиргинов» была припасена именно для нее. Проект заключался в жестком стебалове рок эстрады, для чего были собраны достаточно именитые представители тусовки, прикиды которых были разбиты по стилям, а название проекта апеллировало к наступившему периоду эйсид культуры и эстрады нового поколения. И репертуар у группы был соответственный- зажеванные фонограммы. Первая песня была из репертуара «Алисы», «я начинаю путь», которая в прокрутке на 45 скорости, в нашем понимании представляло собой именно тот уровень истеричного драйва, которого Кинчеву уже явно не хватало (смеется). Вторая песня была зажеванной песней Дина Рида, посвященная освобождению индейцев чероки, символизировавшая заезженность темы о свободе диких племен, ну и третью композицию подогнал Гоша Шапошников. Это был инновационный по тем временам электрохардкор, к которому вообще не нужно было не слов ни аннотаций. Ну и во время этого фонограммного глумежа, символизировавшее отношение эстрадных исполнителей к публике, звезды тусовки имитировали поведение псевдозвезд. Ромбес тогда был скинхедом, Валерик Золотой-ньювейвером, Зена сумашедшим хиппо-саксофонистом, Гога- выступал в стиле убитого солдата, я - психобиллом, а Саша экстрималом от айсид культуры. И был это 92 году и единственная репетиция, которую мы успели сделать, была на Петровском сквоте. После чего я свалился сраженным диковенным для Москвы недугом-гепатитом, который распространился вслед за толпами беженцев с южных границ, но на концерт все-таки сбежал, рискуя многим и теряя сознание во время перекраски в красный цвет ботвы на желтоватой головенке. Выступали мы соответственно последними, и поскольку все молодые коллективы долго строились, по времени не укладывался «Комитет охраны тепла» и пришлось сгонять пинками Костю Жабу с барабанов, когда они там что- то играли «Лолитой». И когда конферансье попытался объявить о выступлении «Кома», на сцену вывалила вся эта компания расфуфыренных, а Гога в гимнастерке залитой кровью, вырвал микрофон и сказал «Не п@зди, мальчик сейчас будет выступать «Поющие лезергины».И понеслась.
Видели бы вы лица «алисоманов», коих набилось в цирк не менее половины(смеется)Короче вторая половина которая была уже в состоянии полного катарсиса от происходящего тут же вошла в конфликт с испускающих проклятия первой половиной зала, и начался глобальный слэм. Скандал удался на славу, газеты в том день написали, что под конец фестиваля администрация устроила потасовку и скандал. Все были довольны настолько, что никто не расстроился, о том, что какой то пьяный неформал угнал целый автобус спонсорского пива (смеются)
Все цели были достигнуты единым махом, правда меня чуть было не выгнали из больницы, где чрезвычайно удивились моим метаморфозам. Прикиньте, желтое лицо, лимонного цвета глаза и мандариновый кок. Но это уже не важно.
Все самое важно тогда происходило на «Петровском»
Александр Петлюра.
В силу приведенных обстоятельств, путем собственных усилий был организован свой сквот, в который были приглашены старые проверенные кадры и Леша Тегин с Понамаревым, до этого делавшие свои кулуарные представления. К середине 90-х у нас уже была интернациональная тусовка, австрийский филиал и международные проекты без участия каких либо кураторских вмешательств. Каждую неделю мастерские проводили день открытых дверей, у меня работал музей одежды каждодневно. Петя Чайник открыл свою кафешку. Каждые выходные в клубе проводила свои незабываемые дискотеки Алла Алловна, приезжали и выступали группы. Последняя на памяти акция была связана с выпуском в свет очередного шедевра Ильи Васильевича Глазунова и его академии, «Все святые». Мы тогда собрали около сотни известнейших «альтернативщиков», каждый сам себе придумал образ, нарядились. А я выступил в роли автора с манекеном жопы вместо палитры. Устроили прощальную фотосессию, распечатали большие плакаты и как послание Лужкову повесили на Васильевском Спуске.
Ну а проект, стартанувший на Петровском бульваре, продолжил свое существование за границей, информация стала просачиваться в прессу, попадать в редкие каталоги. Собственно попали мы с Броней и в книгу самых экстремальных личностей 20-ого века, вместе с Сальвадором Дали и Ниной Хайген. Броня на британском фестивале была удостоена титула «мисс альтернатива мира». Мы, правда, участвовали еще в нескольких отечественных проектах. В фестивале памяти деятелям искусств, в Питере, где мы участвовали как «Заповедник искусств». Тогда нарисовался в реальности некто Дима Орлюк, который деньгами бизнеса решил помочь ветеранам искусств. Это собственно единственный человек за все это время, который сподобился на такое. Собрали денег, пригласили ветеранов, актеров всяких.
Ездили еще на фестиваль памяти Курехина. Более ужасной организации я даже в совковое время не встречал. Такое впечатление, что целью фестиваля нагнуть все, что имеет отношение к данному проекту. Заходил на неделю российской моды, а там половина тех самых людей которые либо были на Петровском, либо начинали как перфомансисты. Та же Оля Солдатова. Собственно за счет стран, где была нужна культура вообще, выживала вся художественная нонконформистская российская среда 80-х и 90-х. Благодаря тем самым безумным иностранцам, которые хотят и ищут эти самые элементы культуры в России и вытаскивают на всеобщее обозрение. Собственно благодаря не Бакштейну, а Питеру Паркеру, который пригласил Кабакова, Звездочетова, Германа Виноградова, и меня, наши художники имеют возможность стать известными. Так собственно и в моем случае, Паркер еще в 92 году, привез меня в Грац, но тогда я не мог бросить московский проект, и он мне потом рассказывал ,что все кто побывал у нас были в шоке и признавали что это единственно свободное для творчества пространство.
Последним и завершающим событием этой серии можно считать постановку «Агонию огненного жирафа» произошедшую на кануне тысячелетия в клубе «Титаник», когда многих участников уже не было в живых, кто-то жил и работал за границей, а кому- то и дела уже не было до происходящего вокруг. Поскольку страна менялась, менялось поколение.