Имперцы - смелые и оптимистичные люди. Националисты - трусливые и пессимистичные. Отсюда - распространение национализма уничтожает империю изнутри.
1. Империю строят ксенофилы В рамках статьи хотелось бы рассмотреть исключительно имперско-националистический аспект противостояния.
На сегодняшний день Российская федерация, по сути, является империей. Хотя, учитывая наличие недобровольно присоединенных территорий с иным этническим составом, некоторые имперские черты имеют многие республики бСССР: и Молдова, и Украина, и Азербайджан, и Грузия. Понятие «империя» не обязательно предусматривает наличие монархической власти. Но обязательно предусматривает недобровольное неравноправное объединение значительного числа народов под властью одного.
Пример определения: Империя (лат. Imperium) - высшая государственная власть, принадлежала одному народу, проявлявшему ее в законодательстве, верховном суде, в решении вопроса о войне и мире; временно, как высшее полномочие, переносилась на выборных сановников. - Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Империя, в отличие от остальных типов государственного устройства (унитарных, федеративных и конфедеративных) создаются путем экспансии, расширения и присоединения новых территорий и этносов.
Империи создаются особыми типом людей - завоевателями, первооткрывателями, конкистадорами, авантюристами, исследователями, миссионерами. Наилучше определения психологии строителей империи дал выдающийся российский историк и философ Н. Гумилев, определив ее как «пассионарность».
Пассионарность - это непреодолимое внутреннее стремление к деятельности, направленное на осуществление каких-либо целей. Цель эта представляется пассионарию особе ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни, счастья современников и соплеменников.
Имперца (назовем так активного строителя империи) можно охарактеризовать 3-мя чертами мировоззрения.
1) Чувство превосходства.
Чувство превосходства - это твердая уверенность превосходстве образа жизни (и его составляющих: религии, права, государственного устройства, если угодно - цивилизационной модели) империи и применимость этого образа для любого другого этноса.
Сравним здесь Третий Рим с Первым.
Уверенность в превосходстве разделяли и «опекаемые народы». Так идею римского мира (pax romana) прославлял грек Плутарх.
На фото: прославляющий величие Рима грек Плутарх
Он называл Рим «якорем, который навсегда приютил в гавани мир долго обуреваемый и блуждавший без кормчего». Уроженец Беотии сравнивал власть Рима с цементом, и видел значение Рима в организации общечеловеческое общество среди ожесточенной борьбы людей и народов.
Другой греческий оратор, Аристид, также признавал преимущество римской цивилизационной модели. В своем обращении к Марку Аврелию он заявил: «при вас все для всех открыто. Всякий, кто достоин магистратуры или общественного доверия, перестаёт считаться иностранцем. Имя римлянина перестало быть принадлежностью одного города, но стало достоянием человеческого рода. Вы установили управление миром наподобие строя одной семьи».
Интересен также пример галла Рутилия Намациана (V в н.э.). Он написал выдающуюся эллегичекую поэму. В ней он описывает возвращение из Рима в Галлию. Рим представляется ему прекрасной женщиной - богиней Ромой.
«Всем почитающим Рим и век не покажется долгим
Всякий срок невелик для бесконечной любви.
Сколь слаженны и как блаженны, и мне ли исчислить
Тех, кто судьбою рожден в этой счастливой земле,
Тех, кто умножил от римских отцов благородное племя
И возвеличил своей славою римскую честь!..
Счастливы также и те, кому меньшая выпала доля,
Ежели Рим и для них сделался домом родным!
Курия Рима святая открыта и славе неримлян,
И не чужие ему, кто по заслугам свои.»
2) Ксенофилия.
Ксенофилия - психологическое понятие, означающее любовь и склонность к неизвестным вещам и людям, неиспытанным ощущениям.
В плане анализа империй, стоит уточнить, что термин «ксенофлия» не предусматривает любви к собственно носителям этого самого чужого. Сами носители могут уничтожаться, иногда, подчистую. Главное - у имперцев начисто отсутствует страх перед чужим.
Имперскую ксенофилию ни в коем случае не стоит путать с толерантностью. Уважения к чужому она отнюдь не предусматривает. Чужих надо изучать, подкупать, покорять, воцерковлять, цивилизовывать, крестить, демократизировать, просвещать, спасать от себя самих, убивать для их же блага, наконец.
То есть, не боятся чужих - а превращать чужих в своих. Своих граждан, своих единоверцев, своих рабов - но своих. В часть своего мира, часть своей системы отношений, часть своей цивилизации.
Любое из этих действие обречено быть успешным. Почему? Да потому что - см. п. 1 - образ жизни имперца превосходит его аналог у варваров.
3. Бездомность.
Отказ от дома - это очень интересная черта. Имперец - не патриот, в привычном смысле. Его малая родина, родина имперского этноса, зачастую составляет всего лишь 2-5% от площади империи. Но имперец готов в любой момент сменить не только город, но и континент - ради блага империи. Сегодня он покорят экваториальные джунгли, завтра - тундру, послезавтра - пустыню.
На фото: Рожденный в Испании Сенека, воспитатель Нерона (во время его малолетства - правитель империи) провозгласил: «Рим - как бы наше общее отечество».
Дом в своей стране может иметь мирный земледелц-китаец, славянин или китаец. Дом монгола - кибитка, поставленная где-то между Тихим Океаном и Черным морем.
Индусы и индейцы, замбийцы и занзибарцы могли себе позволить роскошь жить на родине. А британец жил в форте во всех 24-х часовых поясах одновременно.
Свои дома были у галлов и фраков, иудеев и ливийцев. Но римлянин жил в палатке\вилле во всей Ойкумене одновременно - и нигде конкретно.
Последних 2-х, (британца и римлянина) очень красиво объединил «певец империи» Р.Киплинг в своем стихотворении “Британско-римская песнь (406 г. н.э.)»
Его не видывал мой дед,
О нем мы только говорим,
Не увидать мне тоже нет,
Столицу - Рим.
И от Семи Холмов вдали,
Империя, к тебе наш взор.
Зажжем во всех концах земли
Тебе костер!
На фото: Редьярд Киплинг (в первом ряду справа) среди военных корреспондентов в Южной Африке - за 9 000 км от Лондона, но - дома
То же, что безымянный легионер о Риме, может сказать любой солдат империи о своей столице. Во время экспансии, какой процент испанцев видели своими глазами Мадрид, французов - Париж, русских - Москву? Поколение за поколением рождались в захваченных землях, которые ассимилировались, превращаясь из царств\ханств\королевств в колонии, провинции и губернии.
Имперец не закрывает свой дом от чужих - он делает любой чужой дом своим.
Подытоживая, можно сказать, что империи строятся не на желании сохранит свое, а на желании чужое сделать своим.
2. Империю разрушают ксенофобы Ксенофобия нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному. Восприятие чужого как непонятного, непостижимого, а поэтому опасного и враждебного.
Сейчас многие, в том числе и свидетели, развала советской российской империи, не помнят, как он начинался. А именно - какая республика первой отделилась от Союза.
Так вот - первой отделилась именно РСФСР.
12 июня 1990 года Первым Съездом народных депутатов РСФСР была принята «Декларация о государственном суверенитете РСФСР». И хотя к тому времени 4 республики (3 прибалтийские и Грузия) уже приняли аналогичные декларации. Но все они позже, в 1991-м году, приняли Акты провозглашения независимости. РСФСР такого Акта не принимала и точку отсчета своей государственности ведет именно от Декларации.
Это странное обстоятельство, между прочим, внесло определенную путаницу в названия е учрежденного в этот день государственного праздника. Собственно, в Постановлении Верховного Совета РФ от 11 июня 1992 года N2981-I «О праздничном дне 12 июня» он назывался «День принятия декларации о государственном суверенитете России». Однако выговорить название праздника из 7-ми слов никто не мог. Почти половина россиян
считают, что праздник называется «День независимости».
Сам документ задекларировал:
- полноту власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни…;
- верховенство Конституции РСФСР и Законов РСФСР на всей территории РСФСР; действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, приостанавливается Республикой на своей территории.
- исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством России;
- полномочное представительство РСФСР в других союзных республиках и зарубежных странах;
- на всей территории РСФСР устанавливалось республиканское гражданство РСФСР.
В целом, ситуация получилась уникальной. Многие империи распадались вследствие восстаний в колониях. Многие - вследствие гражданских войн.
Но есть только один случай, когда метрополия сама отделилась от своих колоний. Это - Россия.
Обстановка в то время была весьма нервозной. Каждая из 15-ти республик было твердо уверена, что является донором остальных 14-ти, и отделившись от них просто утонет в роскоши. Забавно, но такие настроения были популярны и РСФСР. «Почему есть АН УССР, а в РСФСР нет?», «Почему БССР есть МВД, в а у нас нет?», и, разумеется, сакраментальное «Зачем мы их всех кормим?» - такие вопросы задавились друг другу политиками и общественниками правого толка.
На фото: Первый Съезд народных депутатов РСФСР
В принципе, крах коммунистической идеологии привел к росту националистических настроений во всех союзных республиках, а также во множестве автономных образований (республик, краев округов и просто территорий компактного поселения).
Однако, в большинстве союзных республик (по сути, в 9-ти, кроме Прибалтики, Азейбарджана, Грузии и Молдовы) недовольство советской властью удалось оседлать компратийной номенклатуре, которая рассматривала Декларации как способ перетянуть полномочия на себя - а не с целью реально развалить Союз. Ведь идею о необходимости принятия Декларации выдвинуло движение «Демократическая Россия». Неформальным лидером ДР был не кто иной, как Борис Ельцин - основной конкурент и противник главы СССР Михаила Горбачева.
Зачем ему это было нужно? Он понимал, что легальных и мирных способов быстро добраться к высшей власти для него его политической силы на союзном уровне нет. Поэтому, на начальном этапе можно ограничится РСФСР, расширив ее полномочия.
Таким образом, именно, националистические настроения, пусть и канализированные в нужное русло коммуно-демократами, и привели к крушению Советской империи. Т.к., Декларация, как очевидный признак союзная власти, во многом деморализовала компартии республик и вдохновила националистические движения на приятия Актов о независимости в следующем году.
Именно из-за эгоизма и близорукости ДР и началось дальнейшее дробление РФ. Дело в том, что для обеспечении голосов на Съезде автономным республика была дана политическая взятка - ст. 9:
Съезд народных депутатов РСФСР подтверждает необходимость существенного расширения права автономных республик, автономных областей, автономных округов, равно как краев и областей РСФСР.
Именно она и вызвал цепную реакцию. Аналогичные по тексту декларации начали принимать субъекты РФ. В т.ч. - с пунктом о приоритете местных законов над общероссийскими.
На фото: «Декларация о государственном суверенитете РСФСР».
Дальше всего в этом направлении прошли тогда 2 республики - Татарстан и Чечня. Стоит заметить, что и сейчас представители этих 2-х народов занимают достойное место в «хит-прараде ненависти» русских националистов.
30.08.90 г. Татарстан принял «Декларацию о суверенитете». Что важно, в отличие от почти всех других автономных российских республик, в ней не было указано членство республики не только в составе РСФСР, но и в составе СССР. Позже Татарстан принял Акт о независимости. Весной 1992 г. не подписал Федеративный договор об учреждении Российской Федерации. В состав РФ республика вошла только в 1994 году
Примерно так же начинались события и в Чечне. 27.11.90 была принята Декларации о суверенитете Чечено-Ингушской Республики, а 08.06.91 объявлена независимость Чеченской Республики Нохчи-чо. Ее вернуть - при помощи военной силы - смогли лишь через 9 лет.
Подытоживая, что именно волна ксенофобских, националистических настроений у имперского этноса и стала одним из факторов, приведших краху наибольшей империи в истории человечества.
В 1990 ксенофобия (стремление удержать свое и страх перед чужими) победила имперскую ксенофилию (стремление захватит чужое и сделать его своим).
3. Россия для русских = Московская область? «Россия - для русских, Москва - для москвичей!» - таковы лозунги националистов. Но что они значат? Этот ксенофобский лозунг обозначает желание сохранить свое от чужого. Закрыться.
В этом плане, символика Дома Романовых и Российской империи в руках националистов совершенно ошибочна и не должна вводить в заблуждение. Ведь их цель (закрыться и удержать) совершенно противоположны целям Ивана Грозного, Петра Первого и Екатерины Второй (захватить и ассимилировать).
Россия уже потеряла 22 колонии: 6 стран Организации Варшавского договора (ОВД), 14 союзных и 2 автономные республики.
Табл. 1. Потери Советской российской империи с 1989 по 1991 год ОВД СССР РФ (1991) тыс. кв. км % тыс. кв. км % тыс. кв. км % Площадь, тыс. кв. км. 23393 100 22402 95,8 16991 75,9 Население, млн. 402 100 293 59,5 142 35,3
Табл. 2. Государства - члены Организации варшавского договора
Название Площадь, тыс. кв. км. Население, млн. СССР 22402 293 Народная Республика Болгария 111 7 Социалистическая Республика Румыния 238 21 Венгерская Народная Республика 93 10 Польская Народная Республика 313 38 Чехословацкая Социалистическая Республика 128 16 Германская Демократическая Республика 108 17 Всего 23393 402
Табл.3. Автономные республики
Название Площадь, тыс. кв. Население, млн. Татарстан 68 4 Чеченская Республики Нохчи-чо 16 1 Всего 84 5
Таким образом, Россия потеряла почти все завоеванное во 2-й мировой войне и связанных с ней событиях. Остались только Калининград, Карелия, Южный Сахалин да Курилы.
На сегодняшний день новый всплеск русского национализма, на первый взгляд, политических перспектив не имеет - ввиду, по сути, олигопартийной системы. Однако не стоит этим обольщаться. «Солидарность», «Рух», «Саюдис» и народные фронты в 1991-м также партиями не были. Тем более, что
1) Движение показало примеры сплоченности, активности, самоорганизованности, мобильности и темпы роста более чем завидные для «демократической оппозиции».
2) Экспресс-опрос РСН показал, что выступающих на Манежной площади поддерживают 87% аудитории.
По сути, лозунг «Россия - для русских» сужает претензии русского этноса на контроль только до своих этнических территорий. И, фактически, признает территории заселенные нерусскими - Нероссией.
Что же до «Москва - для москвичей», то этот лозунг является антиимперским в еще большей степени, так как открывает дорогу сепаратизму региональному, основанному на экономических, а не этнических причинах (дальневосточному, сибирскому, уральскому - и т.д.).
В итоге получается, что национализм сводит понятие Россия к границам даже меньшим, чем Московское княжество на 1547 г.
4. Микроимперии Грузия и Молдова
Самое грустное - то, что история ничему не учит. Многие малые страны, отделившись от Советской российской империи, сами уверенно стали на путь национализма. И начали буквально выталкивать из своих границ целые области, заселенные другими этносами. Ведь гражданские войны в этих странах начались именно со вспышек национализма титульной нации. Тогда ведь именно опьяненные доставшейся довольно дешево (по сравнению с периодом 1917-1922 гг.) независимостью, националисты стремились минимизировать и без того куцые права нацменьшиств.
На этих граблях вдоволь напрыгались Грузия и Молдова.
Кстати, только чудом не наступила на эти грабли Украина. Что достаточно оригинально для истории этой страны, чьи политики весьма методичны в последовательном повторении всех ошибок своих российских коллег.
5. ИТОГИ.
Закончить данный материал хотелось бы словами российского философа Сергея Градировского:
«Увы, русские люди не хотят жить в большой стране. Теоретически, с опорой на некую родовую память,- хотят, практически - нет! Ведь сегодня жить в большой стране - это жить в многообразной стране. Это жить с кавказцами и среднеазиатами, с «черными» и «цветными», напомню, если кто-то забыл, - с теми, к кому мы сами в свое время пришли. И теперь они с нами. И теперь их все больше. И будет еще больше. Это демографический маятник, который качнулся в другую сторону. Когда-то славяне, славно множась, заливали бескрайние Степь и Лес. Теперь народы периферии берут реванш. Так устроена жизнь. Замечу, весьма справедливо.
На фото: Сергей Градировский
Раньше русского хлебом не корми, дай вырваться за пределы, к иному, к фронтиру. Он не доверял властям и полагался на себя. Он спокойно вступал в отношения с любыми, кто вставал на его пути. Теперь все иначе, куда-то подевались открытость, смелость и самостийность русского человека. Все другие его раздражают. Все враз стали чужими. Все «грязными» и «необразованными». Честно сказать, я не представляю как власть справится с этим вызовом агрессивного и конечно же страдающего большинства. Собственного большинства, которое перестало себя таковым ощущать. И ощетинилось.
Ставлю диагноз, и пусть меня клянут последними словами напыщенные патриоты: сегодня не только власть, но и народ недостойны отеческого наследства, размером в одну седьмую части суши. Наши люди жаждут приемлемого комфорта и заслуженного покоя.
И поэтому Россию ждет катастрофа».
Имперц уверен, что любой дикарь, будучи выпущен из клетки дикости, неграмотности, ложных суеверий и угрозы насилия соплеменников сам свободно придет к логичному решению - будет говорить на латыни, крестится, заведет моногамную семью и станет демократом. И забудет хинди, Кецкоатля, гарем и махараджу.
Имперец - смел и оптимистичен.
Националист уверен, что любой согражданин, будучи выпущен из клетки квот, запретов, контроля и цензуры непременно придет к решению - будет говорить на языке глобализаторов, забросит церковь, станет гомосексуалистом и террористом.
Националист - преисполнен страхами и пессимистичен.
Как только националистов станет больше, чем имперцев - империя распадется. Так как метрополия не может боятся своих колоний.
Оригинал - здесь:
http://3dway.org/publications/natsionalisty-vragi-imperii