Почему мне безразличен "ТВі"

Sep 11, 2012 13:56



Я противник всяческих митингов майданного типа, потому что считаю это давно неэффективной, бессмысленной, наивной и никчемной формой выражения протеста, которая лишь подчеркивает беспомощность и отсталость мышления тех, кто в них участвует. Но сейчас вокруг недавнего митинга в защиту телеканала "ТВі" разразилась масштабная полемика на тему «каждый ответственный гражданин должен был прийти на митинг, потому что это последний рубеж в защите свободы слова».

И тут я задался вопросом, а какую, собственно, свободу слова следовало защищать на митинге? Ответ на него прояснил мое нежелание поддерживать не только "ТВі" и его сотрудников, но и всех украинских либерально-демократических журналистов. Этот ответ объяснил, почему я не пошел бы на митинг в защиту "ТВі", даже если бы считал подобный акт гражданской ответственности сколько-нибудь значимым.

О "ТВі" и его журналистах я могу судить по собственному опыту. Например, после работы я успеваю посмотреть регулярную дискуссию между неизменным Найемом и каким-то очередным приглашенным дебилом. Из передачи в передачу Найем как попугай задает одни и те же вопросы одинаковым по сути своей говорящим головам, получая одинаковые ответы из категории "ни о чем". С умным видом он их слушает, и продолжает развивать разговор в формальном залоге, будто бы всё, что ему говорят, что-то значит. И так раз за разом: он без малейшего эффекта с ними трындит, тупо забивая эфирное время словесным поролоном, обсуждая демократию, права, коррупцию, одновременно с подчеркнутым вниманием проглатывая весь вербальный понос, который льется в ответ изо рта его «гостей».
 До сих пор я не углядел пристойной редакционной политики в отношении «качества» приглашаемых «гостей». Существующую политику можно назвать «абы кого, лишь бы заполнить эфир и продемонстрировать журналистскую работу». Я ни разу не увидел по-настоящему адекватной содержательной реакции на весь театр абсурда, который происходит за пределами студий "ТВі", кроме соплей, причитаний, стонов и советов в стиле «надо сделать как в Европе» (естественно, с пафосными интонациями и предельно серьезным выражением лица). Ни разу ни от Найема, ни от его корешей по «цеху» я не услышал в адрес оппонента что-то типа «чувак, ты сейчас выдал такую херню, что лучше бы тебе вообще не говорить. Либо говори по делу, либо вали отсюда, а я позову кого-нибудь более вменяемого».

Именно такой свободы слова я жду от них. Точнее, уже не жду (с этими найемами все понятно, их не исправить, как и всех тех, кого они тащат в свои трындеж-шоу), но считаю такой подход наиболее адекватным.

Но именно этой свободы как раз и нет. И так во всём, за что берутся журналисты "ТВі", лабая свои телепродукты (во всяком случае те, которые мне удается посмотреть). И в этом сей телеканал практически ничем не отличается от любого другого, даже самого жополизательного по отношению к власти. На "ТВі", как и везде, я вынужден лицезреть бесконечные реверансы в отношении различных политических придурков (как бы ни рыдал по ним дурдом), выслушивать непрекращающуюся формальную и высокопарную чепуху про права и свободы (которые якобы будут соблюдаться тем лучше, чем больше о них будут говорить), пялиться на одни и те же давно остохреневшие рожи, вываливающие на-гора одни и те же словесные конструкции без реального содержания, впитывать бесконечный поток стенаний о том, как все вокруг плохо, а чтобы сделать хорошо, нужно говорить побольше правды и ходить на митинги, тем самым показав власти, как нас много. Ё-пэ-рэ-сэ-тэ. Это даже не смешно, и даже не грустно… Это - полный, безоговорочный, беспросветный северный пушной зверек.

Ну, как же, Найем сотоварищи - у нас демократические журналисты, либералы и истинные европеоиды, они придерживаются «правильных» (цивилизованных) норм журналистики. Они там у себя в редакции уже построили цивилизованную демократию и живут в ней как в аквариуме (правда, это не мешает им, например, получать зарплату в конвертах, класть прибор на налоговые декларации и за это же пинать своих коллег, решивших стать депутатами). А то, что мне как зрителю (гражданину, избирателю) может быть тошно от всей их по сути бессмысленной и пустой тарабарщины, что содержание их дискуссий известно на год вперед, что приглашая к себе в эфир конченных уродов, клоунов и людей-радиоприемников, они тупо убивают мое время, внимание и уважение к таким журналистам вообще - их, похоже, не волнует. Главное - нравиться самим себе и соблюдать все необходимые формальности и ритуалы, чтобы не выходить из комфортного статуса студийных борцов.

Потому что любой шаг в сторону, любой поступок, наносящий реальный урон тем уродам, против которых они якобы борются, любой настоящий плевок этим уродам в харю - очень и очень чреват. За это можно получить и синяк под глазом, и лопатой по лобовухе, и даже повестку в суд. А также потерять много-много времени, денежек, здоровьица и нервишек, из-за чего можно не успеть донести самую важную истину аудитории. Кому это надо?

При этом же (как удобно!) они считают, что бороться с уродами адекватными методами - грех. За это они не попадут в демократический рай. По их мнению, бороться против всего зла нужно в тепленькой студии или на трибуне вместе с песнями и плясками, надев сияющий белый костюмчик и обернув вокруг шеи красивый вязаный шарфик (неизменный сегодня атрибут продвинутой интеллигенции). Они уверены, что противостоять уродам нужно исключительно срывая покрова с их доходов, приставая к ним со своими надоедливыми вопросами, читая им выдержки из Конституции, призывая их к порядочности, повторяя каждую минуту мантры о прозрачности, открытости, европейскости. Такое впечатление, что эти журналисты только и ждут того момента, когда количество их «заклинаний» достигнет некоей критической массы и вдруг на землю снизойдет благодать, народ прозреет и пойдет низвергать всех плохих и нечестных владельцев золотых унитазов, после чего восторжествует вечная демократия. И над этим всем будут возвышаться сами журналисты как светочи разума, добра и истины, приведшие заблудших овец к счастию.

Это и есть оппозиционность? Это - тот самый последний «оплот» журналистской честности и независимости? Это борьба за свободу слова, за правду, за права и прочие ценности, о которых так любят говорить журналисты "ТВі"? Такую свободу слова стоило бы защищать, стоя на митинге и выслушивая беспомощные призывы к объединению (непонятно, кого и для чего), унылые политические куплеты и заезженные патриотические песенки?

Нет, это не свобода слова. Это - свобода формализма. Это - свобода розовых представлений о том, что происходит вокруг и как с этим нужно бороться. Это - свобода заниматься херней, имитируя серьезность и содержательность. Это - свобода быть никчемными чистоплюями, способными лишь на беспомощное морализаторство и бесконечные унизительные конвульсии.
Возвращаясь к эфирам с участием Найема, на которых он изо дня в день без устали исполняет ритуальные танцы с самыми отмороженными дегенератами, при этом всем своим поведением убеждая меня, что так будет продолжаться и дальше - я прихожу к выводу, что либо Найем такой же умственный деградант, либо просто враг, которому точно так же выгодно это идиот-шоу, как и его постоянным собеседникам. Слушая всех остальных княжицких и портниковых, свое впечатление я лишь подтверждаю.

И вообще, честно говоря, я не очень понимаю, зачем этот канал закрывать? Что такого крамольного и очень неудобного для власти там показывают и говорят, чего не было бы на других каналах или в прессе? Про Межигорье? Про дерибан государственного бабла? Про мажоров на дорогах? Про мусорской беспредел? Та этого всего навалом везде, об этом знает каждый украинец, и дальнейшее тыканье пальцами в «возмутительные факты» с перечислением нарушенных законов - ничего не даст, кроме раздражения от беспомощности. Здесь достигнут предел в возможности положительно возбудить аудиторию. Может быть, журналисты считают, что своими сюжетами причиняют ужасные муки олигархам, политиканам и остальному гнусу? Боюсь они слишком большого мнения о себе. Скорее, к ним относятся как к надоедливым мухам, которых никто не боится, но прихлопнуть инстинктивно тянется рука. До сих пор общими усилиями им не удалось не только преуменьшить, но даже остановить нарастающий с каждым днем капут.

Но их невозможно переубедить, потому что они искренне считают себя высшим воплощением гражданской сознательности и ответственности. И даже если в будущем окружающая реальность тяжелым ботинком наступит им на чувствительный орган, загнав перед этим в клетку, они будут абсолютно уверены, что произошло это исключительно из-за того, что несознательные граждане плохо посещали митинги и недостаточно старались на театрализованных площадных постановках.

"ТВі" (и вообще украинская либерально-демократическая журналистика) очень похож на нашу политическую оппозицию. Как и она, этот канал позиционирует себя оппозиционным, всего лишь заявляя о своей оппозиционности, по сути не являясь таковым. Этот канал приклеил себе бирку «борца с властью за справедливость», реально ничего не сделав, чтобы действительно считаться таковым. Наша оппозиция является оппозицией формально - постольку поскольку кто-то должен носить на себе эту вывеску. На безрыбье и дуршлаг - каска. То же самое и с "ТВі": после того, как Петя Порошенко получил привилегию лизать интимные места власть предержащим и его «5 канал» перестал быть оппозиционным, этот флаг подобрал "ТВі" - опять же потому, что больше некому было его взять.

И теперь "Батькивщина" на политическом поле, а "ТВі" на телевизионном - два сапога пара. Поэтому не удивительно, что генеральный директор "ТВі" баллотируется по спискам Объединенной оппозиции. Да они полностью подходят друг другу. Как говорится, встретились два одиночества.

Нужно быть махровым неадекватом, наивно верящим в сказки про «тех, кто ИХ остановит», чтобы на будущих выборах голосовать за «Батькивщину» (как и за всех остальных). Нужно быть примерно таким же неадекватом, чтобы бегать по митингам псевдооппозиционных телеканалов, наивно полагая, что это тоже кого-то остановит и внесет свой вклад в построение светлого будущего.

Мне иногда кажется, что эпопея с прессингом "ТВі" очень похожа на эпопею с языковым противостоянием. И в том, и в другом случае выдуман заместительный информационный повод, который раскручивается в СМИ как катастрофа национального масштаба. При этом сама власть постоянно подыгрывает «ущемляемым», учиняя всякие гадости, чем приводит «прогрессивную» общественность в исступление. А уже исступленная часть населения своими воплями и стонами ставит на уши всех остальных, топя в этой какофонии всё, что реально требует внимания и криков. В результате, все в шоколаде: и демократические журналисты, которые получают дополнительный повод проявить себя в качестве «борцов» и оппозиционеров; и население, которое получает «вкусный» повод с одной стороны пообсуждать злодеяния власти, а с другой подпитать свою надежду на то, что все-таки есть еще настоящие «бойцы», способные сопротивляться власти; и оппозиция, которая вовсю пиарится на этом поле, даже несмотря на показное (но не слишком упорное) сопротивление журналистов; ну и, конечно же, сама власть, которая под этот «шумок» растаскивает остатки страны, укрепляясь день ото дня, несмотря на митинги, разоблачающие статьи, беспомощные шуточки и фотожабы, вопли и стенания, и проч., и проч.

Участвовать во всем этом цирке, при любых условиях, лично у меня желания никакого нет, потому что я устал его даже просто лицезреть. И наоборот, мне хочется увидеть, как наших либерально-демократических журналистов будут гонять, пиная их тощие зады в отвислых джинсах. И как они будут все более комично корчиться от страшных ужасов тоталитаризма. Может быть, дождусь, что в их мозгах что-то перевернется. Хотя, скорее всего, часть этих шарфиковых крикунов свалит отсюда в обожаемую Европу как политические беженцы, а другая часть просто приспособится, как это уже сделала масса их не таких упрямых коллег.

Неадекваты

Previous post Next post
Up