А ещё сегодня 6 лет Осумбезу.
Фрагмент трёхлетия Осумбеза в Живом уголке.
А это интервью Мирослава Немирова Егению Лесину.
Образца мая-2005. Не знаю, влезет целиком или нет.
На всякий случай вот ссылка:
Начиная с
http://nemiroff.livejournal.com/512302.html и далее
осумбезинтервью
Так вот.
Начинаю публиковать свои ответы на вопросы ЭксЛибриса в лице Лесина.
И публиковать буду несколько дней - там 15 страниц!
Там кое-что повторяется из того, что я писал уже раньше - ну, да это понятно.
Поехали:
- Мирослав Маратович, что такое Осумбез, как, для чего и почему? Откуда такое название и зачем вообще сбивать писателей и поэтов в стаи?
1: ну, в компании-то всё делать веселей, чем по одиночке. Русский человек - человек коллективный.
Впрочем, не только русский - люди искусства вообще, вопреки распространённому стереотипу, скорее коллективные люди, нежели отпетые индивидуалисты - всегда, ещё со времён ну, не знаю - романтиков - они старались объединяться в группы и товарищества.
Может, ещё от средневековых цехов и монастырей это идёт. Да, впрочем, и раньше - греческие академики, группировавшиеся вокруг Платона, перипатетики, киники, стоики, итд итп. Они были философы? Ну так тогда философия была разновидностью художественной литературы.
То есть - человеку искусства нужна компания друзей: чтобы было с кем выпить, обсудить всякие вопросы. Это на самом деле - чрезвычайно важно для человека с художественными наклонностями. "Сачстье - это когда тебя понимают". Вот наше товарищество это и осуществляет.
Ну, и взаимопомощь и пропаганда друг друга.
У нас как у товарищества есть некоторые ресурсы, которых не было бы, если бы мы были по-одиночке. Например, возможность быстро издаваться - сочинил книжку - тут же её можнло издать. Мы дружим с питерским издательством Красный Матрос, его владелец Миша Сапего нас любит и издаёт.
2: название осумбез:
1: для смеха - в виде пародии на традиционно пышные названия литературных и художественных групп,
2: для правды - ещё персы, греки, девние евреи и даже дикое племя из "Сообщения Броуди" у Борхеса знали, что поэт - особое существо, которым время от времени овладевает священное безумие. За что оно (существо, именуемое поэт) и ценится:
"Другой любопытный их обычай связан с поэтами. Кому-то из йеху приходит в голову связать подряд шесть-семь слов, как правило, загадочных. Не в силах сдержаться, он выкрикивает их, стоя в центре круга, образованного сидящими на земле колдунами и плебсом. Если его стихи никого не тронут, то ничего не происходит; если же слова поэта вызвали страх, все молча отдаляются от него, охваченные священным ужасом (under a holy dread). Они чувствуют, что его посетил дух, - теперь никто с ним не заговорит и на него не взглянет, даже родная мать. Отныне он уже не человек, а бог, и всякий имеет право его убить. Поэт же, если ему удаётся, ищет спасения в пустынных местностях Севера."
(Comment on this)
11:59a ОсумБезИнтервью
(продолжение)
- Не боитесь стать литературным функционером? Руководителем этакого потешного союза писателей?
- Руководителем - точно нет. У нас воообще нет руководителей. У нас не иерархическая вертикальная структура, а горизонтальная сетевая.
Я заправлял некоторое время тюменским панкроком и скажу - панкрокеров нужно было постоянно пинать, гонять, шпынять и строить, чтобы они не погрязли в пучине бессымыслия, а занимались художественной деятельностью.
Сначала я пинал и строил, потом Птичка Моя (тогда ещё не моя) пинала и тормошила, потом Роман Неумоев взял это дело в свои руки.
А вот ОсумБез не такой. Пинать никого не надо и в руководящей и направляющей силе и голове он не нуждается, являясь многоглавой гидрой, каждая голова которой сама очень хорошо думает и решает на пользу товарищества.
Во-вторых, если и союз, то не писателей. Мы не литературная группа. В ОсумБез входят не только мастера пера, но и фотообъектива, и гитарного грифа, итд итп. Что очень хорошо - ибо так осуществляется взаимоопыление разными художественными идеями из разных искусств.
А главное - в советском Союзе Писателей состояли советские писатели - то есть, всякая сволота, для которых писательство в первую очередь была источником денег, карьеры, возможности ездить в писдома и на писдачи, жить в Переделкине на казённом коште - итд итп. У нас же - совсем наоборот. Занятия искусствами нынче, слава богу, не приносит никаких материальных выгод, почему и осуществляется единственно из внутренней потребности.
Это, кстати, ещё одно , почему мы называемся Осумасшедшевшими Безумцами.
Потому что с точки зрения общественных стереотипов, нынче быть художником или поэтом - совершенные безумие и просто глупость, нынче дескать нужно быть олигархом, бандитом, а если нет, то хотя бы бухгалтером и прочим клерком в офисе. А уж если заниматься искусствами - так лезть изо всех сил в телевизор и пытаться попадать на "международные фестивали поэзии".
А кто занимается искусствами и при этом на телевизор и "международные фестивали" хуй кладёт - тот уже не просто безумец, а совсем осумасшедшевший.
(Comment on this)
12:41p осумбезинтервью
(продолжение)
- Что вас всех объединяет, если, конечно, объединяет? Может быть, у вас есть программа или что-то похожее. В чем, грубо говоря, фишка?
Ну как? Внятного манифеста и программы мы специально писать не стали. Один раз озаботились было - у нас как раз пленум проходил, - вот, я вам сейчас из стенограммы процитирую.
Там один человек со стороны по имени Димитрий нас осудил, что у нас манифеста нет:
"Какие выгоды дает некоему литератору членство в "Осумбезе", товариществе без манифеста, кроме приближенности к Телу?
Неплохо бы огласить что-нибудь вроде партийной программы, манифеста того же, вообще как-то себя позиционировать почетче. А то, кроме междусобойчиков местечковых, непонятно для кого и чего все это нужно вообще. Не протекает ли жизнь означенного сообщества исключительно в воображении неких лиц, про которых можно сказать, что "страшно далеки они от народа"?"
Ну, мы и задумались .
И получились такие соображения насчёт Программы и Манифеста:
немиров
Программа есть, она очень простая:
Идите нахуй, пидорасы!
и
Идите нахуй, ёбаные козлы, идите вы нахуй!
Идите вы нахуй, ёбаные козлы, ёбаная пидарасня!
*
Вообще, ОсумБез - не эстетическое объединение. Скорее - "этическое". Главное - чтоб человек был хороший - и не продажная сволочь.
иванов
Концепция и манифест по-моему не столь уж и важны, в документальном смысле. Потому что, вот я подумал, какой-нить документ есть, коий нельзя извратить? И вроде как и нету. Карочи, все знают секрет и мольчат как Кибальчиши, хули болтать и так все понятно. Как виртуальное полковое знамя, - врагу нечего взять в трофеи, а и есть оно как бы!
Можно вот Емелина назначить манифестом, оч. хороший манифест, живой!
а-родионов
не следует ничего обьяснять
вообще это как со всеми запрещенными делами - рыбак рыбака видит издалека
данилов
Насчет манифеста - поддерживаю товарищей. Мы сами - словно бы главы некоего потаенного манифеста. Насчет пользы Осумбеза для авторов, в нем состоящих, - вообще смешно даже такие вещи объяснять.
Так и не стали писать.
Но некоторые принципы сформулировать можно.
Тот например, что мы не "элитарная" группа. Мы скорее антиэлитараная. Потому что общечеловеческая по своим художественным устремлениям.
Не сраная, в смысле, "элита", блять, которая сочиняет сочинения для того, чтобы угодить другой "элите" - контемпорарноартным галеристам или филологам-постструктуралистам.
А мы эту "элиту" вертели на хую, и изготовляем изделия искусства такие, которые направлены на то, что быть понятными и итресными парню с улицы - и нравиться девушкам!
И они - нравятся девушкам!
Филологам тоже, впрочем, нравятся, но это уже потом, во вторую очередь.)
То, например, что мы всё-таки - андерграунд и индепендент!
Мы самим своим существованием подаём пример парням во всяких Мытищах и Сыктывкарах, что - можно!
Что - можно не лизать никому жоп, всяким критикам-редакторам, не иметь никакой финансовой подпитки - никакой ни копейки никто нам ни разу ниоткуда не дал, никакой крыши в виде богатых галерей или издательств, а самим - делать - и добиваться успеха, и преуспевать, блять!
Самоорганизация гражданского общества, блять! - вот чем мы занимаемся.
Поэтому вот мы охуительные молодцы.
Ну и др.
Я у себя в ЖЖ помещал как то типа микротрактата "9 причин, почему мы должны признать товарищество мастеров искусств "Осумасшедшевшие Безумцы" всё-таки охуительнейшим предприятием" - там подробнее.
См.
http://www.livejournal.com/users/nemiroff/2005/05/08/ и
http://www.livejournal.com/users/nemiroff/2005/05/10/.
******
Что, волки, не откликаетесь? Как про Иванникову совершенно без какой-либо пользы хоть кому-либо языками чесать - так 67 комментов, а как важный художественный документ, так язычки попрятали в сундучки?
(11 Comments | Comment on this)
1:24p ОсумБезИнтервью
(продолжение)
- Пленум? Интересно. А где у вас эти пленумы проходят?
- Сначала проходили у меня на дому. Все съезжались, привозили водку, птичка моя варила огромную кастрюлю солняки, заготавливала полтора десятка лежанок. Три дня пили, ели, спали, снова пили, и - все вопросы решали и обсуждали.
Потом я пить бросил, людей в дом звать стал поэтому бояться - стали проводить пеленумы виртуальные - в интернете, на сайте Глупый Дом, который есть, в общем, внутренний сайт ОсумБеза -
http://www.g-dom.ru.
Но и в реале бывают - например, в очень хорошем новом литературном Клубе "Живой Уголок" - сейчас это, несомненно самое передовое - и, главное, дружелюбное к авторам - богемное место в Москве. Там наш старый дружбан Женя Колесов программой заправляет - он, собственно, долгое время был менеджером Гражданской Обороны - в её героический период, в конце 1980-х - начале 1990-х.
К трёхлетию Осумбеза мы там проводим Безумный Трёхмесячник - еженедельные сольные выступления кого-нибудь из наших - плюс вытавки наших фотографов, плюс ещё будт и концерты наших деятелей музыки рок - для рок-концертов там тоже всё есть - и отличный аппарат, и прочие условия.
Вот, например, в день электрической катастрофы у нас было как раз запланировано выступление там Владимира Нескажу - и люди, несмотря на трудности с перемещением по Москве собрались - и они подходят к Уголку - света в клубе нет, поэтому столы уже вытащены под деревья во двор, накрыты - гуляй-веселись на свежем воздухе.
Так и сидели - как на типа грузинском застолье. Читали стихи по кругу. Чрезвычайно охуительно получилось.
У нас вообще много дружественных и союзных организаций - митьки в Питере, или издательство "Красный Матрос" в Питере же, которое нас постоянно издаёт, или галерея Гельмана, или итальянское филологическое товарищество "Fernandel - Samizdat". А начинали мы в 2002 году с дружбы с клубом "Моррисвилль", где заправлял Иван Трофимов, тоглдашний лидер "Запрещённых Барабанщиков"; мы там стали делать ежемесячные Безумные Дни - с того все и - - - .
А потому что мы охуенные парни!
А не, как говаривал Венечка Ерофеев, гнойные пидоры с ног до головы выкованные из цельнометаллической стали, у которых только одна мысль - как бы повыше вскарабкаться по лестнице успеха.
А мы стоим сбоку этой лестницы - и плюём на неё.
На каждую ступень - по плевку.
За это нас все любят и с нами дружат.
(2 Comments | Comment on this)
1:40p осумбезинтервью
(продолжение)
- Вот товариществу три года исполнилось. Каковы же успехи? Когда все только затевалось - вы так видели Товарищество или все ушло куда-то вкривь и вкось?
- Успехов до фига. Выпущено множество книжек. До фига интенсивно мы везде выступали и участвовали - в литературных клубах, на художественных выставках; делали огромную колективную инсталляцию "Бумажечки" на огромной колективной выставке кнтемпорарного арта Россия 2; Емелин и Родионов, например, которых три года назад никто не знал - стали настоящими поп-звзёдами. В чём есть заслуга и ОсумБеза.
Само товарищество растёт - постоянно впитывет в себя новых людей. И будет и дальше впитывать. Жизнь, как известно, это экспансия - что не растёт, то гибнет. И не просто набирает в себя кого ни попадя, а - именно что охуительные и охуенные авторы постоянно находятся и - примыкают к нам.
К тому же, мы не московское товарищество и не ещё какое-нибудь локальное, а - глобально-всепланетное! От Тюмени на востоке до Сан-Диего на Западе и республике Конго - на юге. И Тюмень блять - такой же равноправный у нас культурный центр, как та же Москва. Вот жалко, нет у нас в Товариществе никого из Моршанска или Крыжополя - но будут со временем.
(Comment on this)
1:57p осумбезинтервью
(продолжение)
- Почему у книг - ваших и авторов Осумбеза - такие маленькие тиражи? И почему вообще ваша деятельность почти исключительно сосредоточена на публичных выступлениях? Закон жанра или личные пристрастия?
- Красный Матрос - крохотное издательство, тиражей больше 500 экземпляров оно не потянет. То есть - издать-то Сапего, при нужде, может и больше, но вот продать больше…
Самая главная беда - у него нет системы распространения. В Красноярске или Мурманске наши книги, несомненно, вполне продавались бы (ну уж точно - в Тюмени), но вот доставить их туда - пока не получается.
А другие издательства не шибко-то горят желанием нас издавать. Считают опасными безумными радикалами.
Впрочем, по книжке Емелина, Родионова и Перельмана издала кормильцевская "УльтраКультура". Там тиражи намного больше.
Кстати, книжки наши можно купить на Глупом Доме, там есть электронный книжный магазин.
(7 Comments | Comment on this)
2:21p осумбезинтервью
(продолжение)
- Начинали вы в Тюмени и не в качестве литератора, а как рок-деятель. Расскажите и о времени том, и о том как ушли в сугубую литературу. Рок-музыки уже нет, по-вашему, или просто надоело?
Ну как? Я, вообще-то, литератор. Ни петь, ни играть на музыкальных инструментах, ни писать картины я не умею, только буквы составлять. Но да, долгое время я дружил сначала исключительно с деятелями музыки панкрок, потом с художниками.
А потому что я, как и всякий человек, люблю заниматься не тем, что пребывает в состоянии упадка и застоя, а тем, в чём самое кипение ярости жизни, где происходит самое передовое, где, вот, здесь и сейчас, рождаются и осуществляются новые смыслы и ценности.
В 1980-е годы таким местом была музыка рок - и я сотрудничал с деятелями сибирской этой музыки. Собственно, я сначала этих леятелей собрал, организовал, оубедил их, что надо и можно и будет заебись, ну и потом писал тексты, издавал самиздатские издания, организовывал, руководил и был типа вождём и идеологом.
Потом пульсация жизни перешла в изобразительные искусства - и я дружил с художниками - с ростовским, потом московским Товариществом "Искусство или смерть", сздавшим сквот-комунну в Трёхпрудном переулке. Руководить и организовывать там мне было уже не надо - вождём и организатором всех побед там был Авдей Степанович Тер-Оганян, а я так, - общался, помогал придумывать всякие штуки, стихи читал на выставках.
Ну, а теперь весь пламень кипения огня жизни перекинулся в литературы и интернет. Всё самое интересное сейчас происходит в нём. Ну, а мне это - особенно ЖЖ - прямо как специально для меня созданные художественные инструменты. Чему я очень рад.
Но, кстати, рок тоже не заброшен.
Наоборот, сейчас у нас как раз новый подъём интереса ко всякой музыке.
В Осумбез, во-первых, входит сибирская группа Джек и Потрошители (она же Аркадий и Гайдары), заправлют в которой Аркадий и Евгений Кузнецовы (не родственники!), бывшие некогдла основателями "Инструкции по Выживанию", а потом переигравшие абсолютно во всех группах сибирского панка; кроме того, Андрей родионов сейчас репетирует с музыкантами (тоже кстати, сибирскими), насчёт того, чтобы хуячить нойз; Виктор Перельман со своим кг/ем - Кибергением Электромудаком эксперементирует с музыкой техно; я тоже подумываю насчёт того, что неплохо бы опять поруководить какой-нибудь молодёжной группой, - пора! А то совсем дела плохи на фронте отечественного рока.
Правда, пока нет такой группы.
(Comment on this)
3:02p осумбезинтервью
К вечеру остальное доопубликую.
Счас возникли иные дела.
(Comment on this)
5:49p осумбезинтервью
(продолжение)
- Стихи ваши и большинства безумцев - почти всегда скоморошество и более или менее прикол. Есть ли грань между жизнью и игрой? Вообще вы серьезно относитесь к искусству вообще и собственному литературному творчеству в частности.
Нет.
Никоим образом не прикол.
Собственно, как ни смешно, мы, в общем, реалисты. В том смысле, что в своих художественных изделиях стремимся прежде всего выразить Правду Жизни в её полноте.
Шутки юмора в стихах присутствуют, да. Потому что они в жизни присутствуют, и без них Правда жизни будет ущербной. Но мы уж никак не авторы-юмористы и не программа "Аншлаг".
- Осумбез частенько называют «московскими митьками». Вы согласны с таким мнением?
С митьками мы дружим. Собственно, митьки нас первые и полюбили, митьки - Флоренский - порекомендовали нас Мише Сапего, первый год существования ОсумБеза мы в Питере, куда нас звали митьки, выступали чуть ли не чаще, чем в Москве.
Но вообще-то, мы разные.
Мы, в общем, больше "авангардисты", чем митьки.
То есть, и мы, и митьки, взросли, естесственно, на советском авангарде 10-х - 20-х, я, например, и, вроде, Родионов - на футуристах, Емелин - на Багрицком, но митьки это авангардную основу постарались сделать в своём творчестве совершенно незаментной, а мы этого не старались, и она у нас очевидным образом наличествует.
- Осумбез выступает часто и много. Почему вы сами так мало куда-то ходите, избегаете литературного процесса?
Ну, я ленивый, старый и больной. Мне неинтересно таскаться по всяким мероприятиям. В 25 и даже в 30 - было интересно, а сейчас - - -
У нас говорю же - многоголовая гидра. Одним головам нравится - они и выступают и везде ходят, мне не интересно - я больше в интернете действую, в киберпространстве. Что очень полезно, кстати. Наше товарищество вообще сформировалось именно через интернет. В интернете мы все поперезнакомились - а потом уже и реально встретились и учредились.
И пополняется всё время товарищество тоже через интернет.
Я сейчас вообще больше живу в ЖЖ, чем в реале.
(Comment on this)
6:21p осумбезинтервью
(продолжение)
- ЖЖ? Можно подробнее?
Ну вот прочитал я книжку Бавильского про Кулика - понравилось.
А он ещё про Синих Носов хочет писать.
Интересно мне стало - подписался я на ЖЖ Бавильского - paslen.
Почитал.
И вот что скажу. Напрасно он так на всякую "художественность" в своих буквах напирает.
"Художественность" сейчас, в условиях современного момента времени - да ещё густая, жирная - это, в общем, совсем никак не - - -
Как-то это очень сильно является тем, что называется по заграничному poshlost.
Исчерпана "художественность"!
"Художественность" в литературе - это примерно всё равно как в живописи в полный серьёз писать картины а-ля "Мир Искусства". Или кубистическую живопись. Или дерзкий абстрактный экспрессионизм в духзе Кандинского.
В настоящий момент текущей эпохи людей очень акутален, по-моему лозунг
Нами лирика неоднократно атакована -
Ищем речи точной и нагой.
Автор лозунга, Маяковский так называемый В.В.. конечно, сам ему не очень следовал, всё сбиваясь на "мастерство" и барочные завитушки - но лозунг правильный.
Краткость, точность, сжатость, энергичность - вот главные достоинства современных "сортов хорошего слого" ((с) - Чернышевский виа Крылов).
Помимо всего прочего - сама природа нового носителя букв - экрана - этого требует.
И, во-вторых - опять же сама природа этого носителя - опять же того же требует - в смысле того, что слог этот существует не в условиях дачной дольчефарниенты, а в условиях информационного шквала букв со всех сторон - и борьбы за выживание в этом шквале.
- Ты дело говори! - вот что становится главным лозунгом. - Сразу говори, чего хочешь! А на красоты художественных пышностей у меня ни времени ни сил нету! - говорит человек, и он прав.
Я так говорю, во всяком случае.
В смысле - я этот человек.
Да.
И лучшая художественность нынче - это отказ от всяких поползовений к "художественности", лучшая нынешная литература - ЖЖ, взятый в целом: в объединённой целокупности лучших, так сказать, своих излучателей: я там, типа, Крылов, Роман Лейбов, Вербила, Загонзалез, и проч. и проч. и проч. менее известные, но не худшие.
Взятых именно вместе: Кейдж пресловутый, концерт для сорокашести одновременно включенных радиоприёмников - вооружённый радиоприёмником музыкантам шарит по волнам, иская такое, что было бы в контрапункт, ассонанс и диссонанс с шареньем по волнам остальных 45 музыкантов.
Ага.
Ага.
Так но тот же автор, Маяковский В.В., к стихам про
Ищем речи точной и нагой,
добавлял -
Но поэзия - пресволочнейшая штуковина!
Существует - и ни в зуб ногой.
И это чистая правда.
И отсюда мораль: художественность всё-таки нужна.
Но не густым слоем, когда 600 страниц одной художествености, а - на ходу, мельком, в процессе этой самой речи точной и нагой - раз и иногда выдать эту самую художественность. Метафора там, или безумная рифма, или ещё какое-нибудь - - -.
Для правды жизни!
Потому что правда жизни должна быть - полностью правдивой!
Вот это - самый правильный путь, я полагаю.
Вот. Это, кстати, и к вопросу о нашей, Осумбеза, программе и манифесте.
И я намерен этот свой ЖЖ на бумаге издавать. Ежемесячно. Для начала - самиздатом, на ксероксе, 10- 50 экземпляров. А потом найти спонсоров и издавать уже как положено - тиражом хотя бы экземпляров в 250.
(1 Comment | Comment on this)
6:46p осумбезинтервью
- Дневник в интернете живет, зачем его на бумагу?
- Ну, всё актуальное искусство уж лет восемдесят занимается операциями с контекстом - переносит писсуар из сортира в музей, например. Переносит банки супа "Кэмпбелл" в тот же музей. Или наоборот - как Оганян делал ("Не фонтан") - переносит всё тот же пресловутый писсуар из музея назад в сортир.
Ну и тут та же операция - переносим сугубо интернетский продукт с экрана компьютера на бумагу.
И получается - зашибись.
Меняешь носитель - резко меняются все смыслы.
Кроме того - многие люди просто не пользуются тырнетом. Для них вот, пожалуйста - на бумаге.
В-третьих, известно же - одна из главных двигательных причин людей, чтобы изготавливать произведения искусства - стремление остановить мгновение. Зафиксировать поток жизни - чтобы он... короче, зафиксировался.
Так и тут: ЖЖ в компьтере - это поток текущей стремительной жизни, а он же, опубликованный на бумаге - это его фиксация.
Ну и наконец, мой ЖЖ - это, в общем, своего рода, но - литература. А литература - она, в общем, лучше на бумаге, конечно, гораздо лучше вопринимается на бумаге, чем с экрана.
(6 Comments | Comment on this)
7:02p осумбезинтервью
(продолжение
самому надоело, но уж начал, так - - - )
- Кто, как вам кажется, ваша аудитория? Кто ваш читатель, кто ходит на вечера?
Я думаю, это люди, которые хотят получать свою порцию этого самого кипения пламени огня жизни. Которое мы пытаемся через себя транслировать.
Надеюсь, что это молодёжь.
Надеюсь - потому что если наши сочинения и прочие действия способны быть интересными молодежи - значит, Осумбез - дело живое и имеющее будущее.
А не унылое мудрствование и дохлая тягомотина.
осумбезинтервью
(продолжение)
(Надоело? Да мне и самому надоело. А фигля делать - надо уж доопубликвоать).
- Почему в вашей поэтике столь существенное значение имеют водка, девки и "рокинролл"?
Водка - потому что я, увы, алкоголик.
Девушки - никак не "девки" - потому что люблю я девушек.
Я уже тут говорил, что мы, ОсумБез, в сущности, реалисты - стремимся выражать в своих художественных изделиях полную полноту Правды Жизни во всём её многообразии; ну вот, а я так даже пожалуй и "социалистический реалист" - полную полноту Правды Жизни во всём её многообразии я страюсь, как и требовал некогда Горький "давать в её оптимистическом преломлении."
Вот девушки - это и есть это самое оптимистическое преломление.
А рокенролл - ну, в стихах он у меня напрямую, почти не пристутсвует. Скорее, у меня дух тот же, что и в лучших проявлениях рока, от Чака Берри и Элвиса Пресли через Битлз и СексПистолз к Джону Зорну, даунтаунмъюзик и драм-энд-бассу. Бит, свинг, грув и драйв - то есть, та самая радость жизнги.
Непосредственно в стихах у меня скорее присутствует джаз пятидесятых - Элла Фитцджеральд, Сара Воэн. Я их очень люблю. И ритмически часто строю стихи примерно на тех же самых принципах, на которых строились их номера
Для естественности, свободы и упругости.
Если хотите, могу изложить подробно. Я в ЖЖ у себя это дело один раз обсуждал. Цитирую:
А.Горохов, автор очень познавательной книги "Музпросвет", пишет:
"Бит - это равномерное пульсирование.
В эпоху свинга (в 30-е годы) вся танцевальная музыка строилась на фундаменте, который создавали контрабасист и стучащий в бас-барабан барабанщик.
На их синхронное уханье - бум-бум-бум-бум - наслаивались ритмические фигуры других инструментов: ударных, духовых, клавишных.
Этот равномерный ритмический позвоночник в соответствии с европейской традицией называли размером четыре четверти.
Под выражением "четыре четверти" в музыковедении имеют в виду разбиение такта на четыре доли с акцентом на первую и третью, при этом первый удар сильнее третьего: бууууум-бум-буум-бум.
Но в отличие от музыки XIX столетия в блюзе, джазе, рок-н-ролле и всем остальном, что от них отпочковалось, акцент ставится не на первую и третью, а на каждую долю.
Иными словами, бас-барабан бьет с одинаковой силой все четыре удара: раз-два-три-четыре, раз-два-три-четыре...
Жесткость и однообразие бита позволили остальным музыкантам играть чуть-чуть не в такт, иначе говоря, то торопиться, то опаздывать относительно основного бита: это офф-бит (off-beat).
Играть офф-бит - большое искусство.
Джазовые барабанщики стучат одновременно бит и офф-бит (на разных тарелках и барабанах).
Барабанная революция 40-х состояла в перекладывании бита с неповоротливого бас-барабана на тарелки.
Резко возросла скорость, и барабанщики стали не поспевать за довольно проворными би-боп-духовиками Чарли Паркером и Диззи Гиллеспи.
Для чего был нужен офф-бит?
Для свинга.
Когда оркестр свингует, музыка летит вперед.
Этот эффект связан с легкой асинхронностью баса и ритм-партии.
Музыканты добивались свинга на слух, начинали и обрывали свои аккорды с фантастическим чувством неточного ритма, музыка становилась упругой и плыла.
Позже тот же свинг-эффект стали называть фанком, грувом, а в рок-н-ролле - драйвом.
Вообще говоря, искусство создавать пульсирующий и как бы плывущий ритм - основная характерная особенность джаза; в рок-н-ролле оно было практически начисто утрачено вместе с виртуозным бас-сопровождением, которое несло самостоятельную ритмическую функцию.
В рок-н-ролле, который делали так называемые бит-группы, жизнь была устроена куда более просто: офф-бит у неумелых и молодых белых барабанщиков не получался, поэтому стук барабана дополнили кваканьем ритм-гитары. А басистом становился самый немузыкальный парень.
Кроме того, бас-гитара принципиально не допускала тонких нюансов во фразировках.
А в джазе контрабас должен был "разговаривать", подражая человеческой речи.
Впрочем, джаз, который пытался угнаться за своим конкурентом рок-н-роллом, тоже упростил ритмический рисунок, но повысил его доходчивость и навязчивость, за что и получил название хард-боп (hard-bop)."
*
Вот это всё очень правильно и верно.
Я все восьмидесятые бился с разными рокерами пытаясь заставить их делать свинг и грув:
- Эллу Фицджеральд слышали? - говорил я им. - Ну вот так и надо делать, только херачить, конечно, с рёвом, громом и грохотом!
- Совсем старичок ёбнулся, - думали тюменские музыканты музыки панк. Вслух, конечно, не говорили - я был вождь, как-никак, но думали - несомненно, именно таким образом.
Я, кстати, дальше пошёл, чем Элла Фицджеральд.
Там базовый ритм - всё-таки четырёхтактный.
А я добивался от того же Жевтуна с Аркадием Кузнецовым, чтобы они самую эту четырёхтактность - поломали!
Надо время от времени выкидывать такты (или вставлять лишние)!
Не пропускать удары в такте - синкопа - а сами такты выбрасывать!
Постоянно и неравномерно стягивать строку - или наоборот, растягивать - и тогда ритм получается живой, пульсирующий, непредсказуемый.
В поэзии такое уж почти сто лет делают - всевозможные дольники, - объяснял я им.
Не вышло.
- Это невозможно сделать! - отвечали они мне.
- А вы попытайтесь!
- Фигли там пытаться, и так понятно, что хуйня будет, - отвечали они мне и хуярили дэдкеннедиз - очень быстро, очень ровно, очень однообразно - как будто десять миллионов комаров в железной бочке зазудели в унисон.
А была бы совсем не хуйня.
Была бы та же панкуха - но ещё лучше - ещё забойнее, ещё морозом по коже продирающей.
Я же эти идеи не ради авангардизма им втюхивать пытался, а ради того же драйва!
Эхох.
И люди мне написали комментарии:
_s_k_
В разном там "манчестере" четырёхтакность часто ломают; интересно получается, факт. Хотя цельность рисунка теряется нахрен.
nemiroff
А вот её не надо "ломать". Поломать легко, ума много не надо. Получится фигня, "авангард".
А надо её сдвигать-раздвигать, сжимать-разжимать - чтобы в принципе четрёхтактная основа ощущалась - но она постоянно пульсировала туда-сюда - и без системы, что важно.
Как у позднего Бродского - где анапестическая или амфибрахическая основа дольника в принципе, ощущается, но - - -
*
Ну и вот.
В роке мне этого не удалось добиться - я это делаю в стихах.
(2 Comments | Comment on this)
10:43a осумбезинтервью
(продолжение)
- Хотите ли вы получить Нобелевскую премию или, скажем, премию ПОЭТ? Ваше отношение вообще к тем или иным премиям.
Конечно, хочу! Деньги очень нужны для процветания ОсумБеза! Были бы деньги - у нас есть огромное количество проектов, которые можно было бы немедленно запустить.
К премиям - хорошо отношусь.
И к тому, что их дают в основном старичкам за общие заслуги - тоже. Кушнеру там, которого я очень ценю, или там Айги, которого совсем не ценю - но всё равно это очень правильно и справедливо. Потому что молодому и без премий заебись. А вот старичку - того да, того хоть премией надо побаловать. Надеюсь, годам к семидесяти, если доживу, и мне каких деньжат в виде премии подкинут.
Большое свинство и блядство, кстати, что Всеволода Некрасова всё премиями обносят. Вот уж кто более, чем заслужил.
(2 Comments | Comment on this)
12:08p осумбезинтервью
(почти окончание)
- Молодые члены товарищества, наш взгляд более радикальны, чем, например, вы в их годы?
Радикальны…
Интересно, да.
То интересно, что Осумбез считается крайне радикальной группировкой.
На самом деле никакого особо радикализма в Осумбезе, вообще-то, нет.
Эстетически мы - достаточно традиционные авторы, с новациями, конечно, с собственными подходами и интонациями - но не сказать, чтобы революционеры в поэтике, переворачивающие всё вверх ногами - как обериуты там или футуристы.
Политически - тоже не сказать, чтобы - - -
Тем более, что политической платформы у Осумбеза приницпиально нет.
У каждого отдельного осумбеза - есть (мы с Птичкой - сторонники гайдарочубайса, Емелин - Лимонова, Шауль Резник - сионист, Степан Бейбаб - фанат Ющенко и ярый борец с пиздорванкой Тимошенкой, Диоген Лаэртский - вроде бы, приверженец сиракузского тиранна Дионисия - итд итд.)
А у всего ОсумБеза политической платформы - нет.
В литературном так сказать пространстве мы тоже ведём себя крайне дружелюбно и незлобиво - в литературные дрязги и склоки не ввязываемся, говном в сотоварищей по перу не кидаемся, если чьих сочинений, допустим, не любим - то и не отрицаем за их авторами права писать так, как они находят нужным и искать успеха этому ими написанному.
Но нас все считают именно крайними радикалами, и именно полностью осумасшедшевшими - и именно притом безумцами.
И это, если подумать - всё же верно!
И радикализм наш состоит в том, что мы живые!
По Пастернаку:
И быть живым - живым, и только.
Живым, и только - до конца.
В условиях, когда официальная и истэблишментная культура, от телевизора до толстых журналов и до контемпорарного арта предстваляют собой машины умертвия, где главное - умеренность и аккуратность, "культурная вменяемость" и следование прописям - контемпорарноартным ли, толстожурнально-интеллигентским ли, не говоря уж об официозных, когда даже авангардизм представляют собой нынче тихое кропотливое выпиливание лобзиком хитроумных игрушек, быть живым и естественным - крайний радикализм, да.
(Comment on this)
3:25p осумбезинтервью
(наконце, окончание)
- Как можно присоединиться к вашему товариществу?
Ну как.
Приходить на наши выступления, пить водку с нашими безумцами, общаться. И, постепенно, в процессе общения, станет понятно - подходим мы друг другу, или как. Это само собой как-то получается.
Или через киберпространство - приходить на форум на Глупом Доме, опять же общаться. И, опять же, постепенно…
*
Откликайтесь теперь, волки.