Поход состоялся, и даже, практически, по первоначальному плану: станция Ховрино - Флотская улица - Моссельмаш - далее...
"Далее" получилось спонтанным, заранее не предполагавшимся, вследствие этого - самым богатым на "географические открытия". Но об этом будет в конце. А начнём, как обычно, с начала.
Коротко я не умею, не умею выделять главное, описывать общую картину. Поэтому снова рассказ о походе будет медленным, не динамичным, разбитым на несколько неравновеликих частей.
Нас, участников, оказалось всего двое: я и Лесин - минимальное количество, позволяющее считать поход коллективным, набралось.
От "Речного Вокзала" сели в первый попавшийся подошедший автобус, посмотрели, чтоб в качестве конечной было указано что-нибудь смутно знакомое и не особо пугающее. Конечная "Петрозаводская улица" выглядела подходящей. Через автобусное стекло весеннее солнце греет почти как летнее. Главное было не слишком пригреться и не уснуть. Очень кстати взбодрило прочитанное название кафе. Сначала похоже было, что оно называется "Неопит", представилась сразу еда космонавтов в тюбиках, бифштексы в таблетках и прочая футурология. Но потом разобрались, что надпись читается "Неолит". То есть тут предлагается вариант общепита не будущего, а наоборот - первобытного прошлого: "там мамонта убьют, подымут вой, начнут добычу поровну делить.."
На ближайшей же остановке мы вышли. Сразу заметили среди относительно новых домов дом относительно старый, двухэтажный, краснокирпичный. По виду чувствовалось в этом доме что-то милицейско-полицейское. Достаточно часто наши походы начинаются с чего-то милицейского. Но это ничего. Когда милицейским заканчивается, это намного хуже.
Дом оказался местным пунктом Федеральной миграционной службы. Обогнув его слева, далее по дворам мы довольно быстро вышли к усадьбе "Ховрино"
Издали, через дорогу, она выглядит как какая-нибудь загородная резиденция президента. Но при подходе ближе видно, что у дверей стоят несколько старичков в трениках и пижамах. Так что это никакая не резиденция, а больница. Этот факт в сочетании с общим парадным, совсем необшарпанным видом усадьбы удивителен и внушает уважение.
Про усадьбу, её историю, архитектуру, про то, почему её называют ховринским Монте-Карло, можно читать у настоящих исторических краеведов. Например, тут:
http://cocomera.livejournal.com/61278.htmlС тыла усадьба как будто законсервирована. Пусто, дорожки расчищены, снег без каких-либо явных следов, статуи женщин и львов обёрнуты в полиэтилен.
За забором усадьбы весьма интенсивная жизнь. В маленьком лесопарке по дорожкам размеренно движутся люди. Люди с колясками, люди с собаками, просто собаки и просто люди. Лесопарк чем-то напоминает участок западного берега Химкинского водохранилища. Кажется, что вот сейчас мы выйдем к воде и к Тушинской подводной лодке.
Выходим к железной дороге. Точнее, дороги самой не видно, дорога только угадывается. Её загораживает прилегающая территория, поделенная на обзаборенные куски. Куски именуются "владениями": владение номер такой-то по улице Зеленоградской. Можно пойти направо к Моссельмашу, а можно сначала налево к станции Ховрино. Лучше сначала налево - и ближе, и не были мы там ни разу.
Собственно станцию нам так и не удалось увидеть. Видели только пристанционный рынок. С юго-западной стороны от железной дороги рынок более классический - крытая галерея с ларьками по бокам, переходящая в подземный переход с ларьками по одному боку. На выходе из подземелья стоит пожилая тётка. Радостно всем говорит: "При покупке шубы пальто бесплатно!"
На другой стороне рынок более колоритный, более блошиный. Вдоль отходящих от станции немагистральных рельсовых путей на картоках, на скатертях, на покрывалах разложен блошиный ассортимент.
Продавцов самих как бы не видно, они не стоят возле своих товаров, а маскируются под покупателей - ходят туда сюда по дорожке слегка в отдалении. Видимо, местная милиция-полиция активно борется с местной преступностью в лице незаконно торгующих бабушек.
На одной из точек продаж замечаем набор из красивых гранёных стаканов. Возникает откуда-то бабушка, спрашивает: "Брюки интересуют? По семьдесят отдам". Если брюки по 70, то сколько же могут стоить стаканы? Оказалось - по двадцать. Конечно же взяли две штуки.
С северо-восточной стороны от станции Ховрино тоже есть рынок классического типа, с ларьками, но он более хаотический, разветвляющийся и пустой.
Называется эта часть рынка - "Амина".
Сразу вспомнили ввод войск в Афганистан, свержение Амина. Разногласия вышли у нас по вопросу, кого же поставили вместо: Лесин помнил, что, вроде, Бабрака Кармаля. А мне казалось, что нет, что Кармаль был раньше Амина, а Амин сверг Кармаля, убил, ну и наши тогда уже свергли Амина и поставили Наджибуллу. (Забегая вперёд: я был не прав).
Напротив рынка, чуть наискосок, возвышается пятиэтажный прекрасный дом (Ангарская улица, дом 2, корпус 2). Явно ещё из домосковского прошлого станции Ховрино. Недавно какие-то местные службы ремонта сделали его ещё прекрасней. По рыжему в прошлом фасаду нанесены разнокалиберные бледно-розовые прямоугольники. За деревьями кажется, как будто это на разных уровнях сушится на верёвках разное по размеру, но одинаковое по цвету бельё.
Соседной дом (Талдомская-1) тоже прекрасен и тоже является памятником истории. Но уже умирающим памятником. Магазин с полукруглыми окнами больше уже не работает.
На конечной автобусов "Станция Ховрино" обнаружилось сразу три точки правильного общепита. Рядом "Шашлычная" и фанерно-стеклянное заведение (называется, вроде, "Бистро", но, может, и как-то по-другому), чуть в отдалении, по другую сторону от остановок "Столовая".
"Бистро" оказалось гостеприимным и щедрым в плане закуски. Блюдо с названием "Бутерброд из лаваша с сыром и яйцом" оказалось громадным, чуть ли не килограммовым рулетом по цене 40 рублей (как два гранёных стакана), просто "бутерброд с колбасой и сыром" - это на самом деле два бутерброда, сложенных друг с другом, тоже не маленькие, 20 рублей. О напитках пусть Лесин пишет, он был ответственный.
После этого уже никакую Шащлычную и Столовую исследовать не пошли. Пошли во двор дома, который с розовыми пятнами.
Со двора дом тоже оказался прекрасен. И сам двор тоже. В середине двора площадка с воротами, как для хоккея с мячом, поле покрыто льдом, постепенно тающим. Непонятно - естественный это лёд или его специально когда-то заливали.
Со двора розовые участки на стене образуют более сложный и разнообразный узор.
Красоты и особого колорита добавляет труба котельной. Понятно, сейчас не используется, но можно представить, как выглядел дом и окресности во времена, когда эта труба дымила.
Незапирающиеся подъезды - ещё одна непременная черта хорошего жилого дома.
В подъезде прилично и чисто. Это, кстати, характерно для незапирающихся подъездов.
После всестороннего осмотра дома, решили перебираться обратно - на другую сторону железной дороги. Предстоящее передвижение по той стороне выглядело менее затруднённым.
На вторичном походе к рынку "Амина" я всё-таки вспомнил, кого на самом деле сверг Амин - он сверг "и физически устранил" Нурмухаммеда Тараки, а наши уже поставили вместо Амина товарища Бабрака Кармаля, а Наджибулла был ещё позже, его оставили на растерзание талибам-моджахедам. Вроде, как-то так.
Обратным путём, опять через пути возле станции Ховрино,
по дорожке к тоннелю, которая уже окончательно превратилась в ручей,
через тоннель, где на входе опять предложили "купившему шубу пальто - бесплатно".
Ещё раз почувствовалось, что железная дорога в этом месте является границей двух разных укладов жизни, возможно, границей двух разных времён. Пока ещё эти времена не далеко разошлись друг от друга. Может, сойдутся обратно, может быть, разойдутся совсем.
Надо летом будет ещё раз сходить.
Пока перерыв. Конец первой части.