Все государства мира ранжируются по статусу на четыре категории:
- великие державы - делают то, что считают нужным;
- региональные державы - делают то, что считают нужным, если это не задевает интересы великих держав;
- страны-вассалы - делают то, что им прикажут хозяева (великие или региональные державы);
- страны-изгои - делают хорошую мину при плохой игре, получая плюхи от великих, региональных держав и их вассалов.
Пользоваться этой классификацией очень просто, если рассуждать о чужих странах. Например, Украина - классический вассал, причем вассал, гордящийся своим статусом и желающий его упрочить. Так что, Петро, кланяйся почетному караулу ниже!
Но когда речь заходит о своей стране, тут не всякий способен рассуждать непредвзято, логично и объективно. Ведь своя страна - она самая-самая… Но давайте не будем трусливо закрывать глаза на неприятные факты и оценим реальный статус России, проанализировав знаковые события последних двух лет.
1. Сочинская олимпиада. РФ ее отлично провела и даже победила (не без помощи корейских и американских экспатов, но не будем придираться). Событие чисто символическое, конечно, но символизирует оно то, что Россия стала великой державой хотя бы в спорте.
2. Отжим Крыма. Россия действует, как сильная региональная держава. Да, поначалу - трусливо скрывая принадлежность «зеленых человечков», чтоб можно было включить заднюю в случае, если великие державы выразят неудовольствие. Однако последние выжидательно молчали вплоть до апреля. В итоге - «крымнаш» и всеобщая эйфория.
3. Проект «Новороссия». Вот тут Запад уже выразил свое неудовольствие. Как известно, бурная деятельность на Донбассе инспирировалась Россией, о чем честно рассказывал даже Игорь Стрелков, которому это, вроде бы, делать не с руки, гораздо выгоднее было представить дело так, что «я приехал и поднял народ на борьбу». Но мифы - мифами, а реальность такова: и засылка вооруженных людей в масках, изображающих «восставших против хунты» и эмиссаров, замутивших референдум, осуществлялась Москвой. На референдум планировалось вынести вопрос о присоединении Луганской и Донецкой областей к РФ.
Но тут Запад намекнул Путину, что он заигрался, и тот сбавил обороты. В начале мая Москву посетил глава ОБСЕ Буркхальтер и приватно побеседовал с Путиным. В украинском вопросе происходит разворот на 180 градусов. Нацлидер на следующий день заявил, что «референдум несвоевременный» и посоветовал его отложить. Поскольку политическую движуху осуществляли присланные из России марионетки, они послушно переобулись. Отложить референдум за четыре дня до даты его проведения, конечно, нереально (кремлевских марионеток просто порвали бы), поэтому провели референдум не о воссоединении с Россией, а о выходе из состава Украины.
Россия тем временем уже вовсю дала задний ход, публично признав украинские власти легитимными (еще неделю назад пропаганда пела абсолютно противположное - хунта, кровавый переворот, неофашистский путч и т.д.). А тут вдруг Путин признал выборы президента Порошенко еще до того, как они состоялись. После выборов он попросил Совфед отозвать у него право на применение вооруженных сил на Украине («зеленые человечки» были необходимо для реализации проекта «Новороссия»). Само слово «Новороссия» стало запретным для употребления в официозных СМИ.
Здесь Россия вела себя, как вассал - делала то, от нее требовали «наши партнеры», как деликатно называл своих хозяев Путин. Вот только хозяева четко дали понять - ни о каком партнерстве, то есть о сохранении РФ статуса региональной державы, речи идти не может.
4. Донбасс. Что делать с ЛНР-ДНР в Москве не понимали: слить сразу - народ, оргазмирующий от пафосных обещаний вождя «защищать русских на Украине» не поймет; не сливать - Запад может наказать элитку, отняв честно наворованное в рамках расширения санкций. И тогда Кремлю пришла в голову «гениальная» идея - сделать Донбасс внутренней проблемой Украины, максимально дистанцировавшись. Мол, «нас там нет», «ничего не докажете», «вы все врете», «он сам упал», «они заблудились», «они уволились из армии».
Дурачки, видимо, не учли, что цель Запада - вовсе не воспрепятствовать «расширению русского мира», об этом в РФ уже думать забыли. Цель - опустить РФ, для чего ее одной рукой втягивали в военный конфликт, а другой рукой наказывали «за агрессию». Москва же металась, как марионетка, которую кукловод дергает то в право, то влево - то бурятские танкисты «идут на Львов», то вдруг «Донбасс - неотъемлемая часть Украины» и минские договоренности - наше фсе.
В общем, абстрагируясь от оценочных суждений, констатируем факт: Донбасс разрушен, миллионы русских, которых Путин пообещал защищать, защиты не получили, а потеряли свои дома, работу и стали нищими беженцами. Мировое общественное мнение воспринимает РФ, как агрессора (не будем спорить, просто констатируем поражение на информационном фронте). ЛНР-ДНР повисли на шее РФ - содержать эти банановые угольные республики приходится России, и даже воевать за их «армии» вынуждены регулярные части ВС РФ (ага, предварительно «уволившись» целыми бригадами ГРУ). Вывод: попытка поиграть в региональную державу окончилась провалом.
5. Санкции. Санкции - это своего рода розги, которых всыпали России за попытки лезть, куда не просят. Даже не столько России в целом, сколько конкретным представителям российской элиты - запретили им ездить на Запад, заморозили их счета в банках и недвижимость, лишили банки дешевого кредита. Как отреагировал Путин? Только вдумайтесь - в дополнение к санкциям против элиты он наложил санкции на простой народ, на всех россиян - запретил им есть польские яблоки, норвежский лосось и французский сыр.
Это какой-то лютый, не поддающийся объяснению пиздец. Аналогия с унтер-офицерской вдовой, которая сама себя высекла кажется слишком слабой. Допустим, Путин хотел сделать хуже Европе. Так надо было предварительно просчитать, кому будет от этого мазохизма хуже - России или ЕС.
Вот, скажем, Норвегии запретили продавать нам их рыбу - и чо? Формально они могли потерять от этого 15% рыбного экспорта. Но фактически Норвегия нарастила физические объемы экспорта. Так, в первый же месяц торгового эмбарго - августе 2014 г., Норвегия отгрузила рыбы на 6% больше по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года. Да, цены пришлось снизить, в результате чего выручка упала аж на 0,5%. В итоге европейцы от путинских санкций только ВЫИГРАЛИ - они получили дешевые деликатесы (хотя это у нас семга - деликатес, а у них - продукт питания). И это только в первый месяц эмбарго. А потом Норвегия восстановила часть поставок в Россию и нашла новых покупателей - так поставки в США в начале 2015 г. выросли на 34%, в ЕС - на 15%.
В Россию же норвежский лосось преспокойно поступает из Белоруссии. У нас ведь с РБ единое таможенное пространство! Но вот к санкциям против ЕС Минск не присоединился. Это значит, что белоурсы покупают норвежский лосось, разделывают его, упаковывают, лепят на упаковку лейбл «сделано в Белоруссии» и продают в РФ . Все совершенно законно! В итоге в выигрыше торговые сети, которые дерут за санкционный продукт втридорога, в выигрыше Белоруссия и даже Норвегия не в накладе. Страдают только россиянцы, которые назло Западу теперь не могут позволить себе полакомиться подорожавшей красной рыбой.
Что касается санкций против других стран ЕС, то там все закончилось еще более провально - Евросоюз просто не заметил никаких санкций, путинские санкции не остановили экономический рост (даже в сельском хозяйстве рост по итогам года составил порядка 1%), не привели к снижению экспорта из ЕС, но зато поспособствовали снижению инфляции (продукты в магазинах подешевели).
Делаем вывод: ответ на санкции не состоялся, потому что РФ оказалась бессильной ответить хоть как-то. Россия вела себя, как страна-изгой: делала хорошую мину при плохой игре. Отыгрывалась только пропаганда, истошно вопя о том, как страдает Гейропка от нашего эмбарго. На самом деле страдало только наше население, потому что продукты резко подорожали (правда, не столько из-за эмбарго, сколько из-за девальвации рубля).
6. Восточный крен. Попытка экономического сближения с Китаем была бы проявлением статуса России, как региональной державы, будь она успешной хотя бы номинально. Но на самом деле здесь Москву ожидал позорнейший провал. Во-первых, РФ вынуждена была пойти на капитуляцию по проекту «Сила Сибири». Суть подписанного договора сводится к тому, что Китай вправе потребовать от России газ по то цене ниже себестоимости добычи, а Россия обязана его поставить. А вот обязательств брать фиксированные объемы газа китайцы на себя не взяли. При этом Китай ни юаня не инвестирует в проект. В чем вообще был смысл подписывать с ними договор на таких кабальных условиях? Смысл только один - пропагандистский. Но блеф Путина Запад ни капельки не впечатлил. Да и внутренняя пропаганда как-то слишком поспешно забыла о «сделке тысячелетия» и «газовом прорыве Путина».
Попытки компенсировать европейские санкции поставками из Китая так же провалились. Дело в том, что западные хозяева Путина отлично продумывают свою санкционную политику, бьют точечно, но чувствительно. У Китая нет технологий, позволяющих, например, добывать нефть и газ в Баренцевом море, поэтому арктический проект с шумом лопнул.
А вот в финансовой сфере все еще интереснее. Формально Китай к санкциям против РФ не присоединился, но фактически их поддержал. Российский финансовый сектор задыхается от кредитной удавки, будучи отлученным от европейской банковской сиськи. У китайских же банков денег - куры не клюют. Но они твердо отказываются кредитовать российские предприятия. Ну, формально, опять же, не отказываются, но требуют неподъемные для нас гарантии и проценты. Кому нужен кредит под 12% годовых в валюте при падающем рубле после 3-5% при стабильной национальной валюте?
Не далее как вчера Москва пошла на совсем уж отчаянный шаг - ЦБ признал юань резервной валютой, хотя МВФ этого до сих пор не сделал. Какие ответные действия предпринял Пекин? Никаких! Там просто не заметили судорожного желания Кремля стать их шестеркой.
Восточный крен Путина - попытка добиться для России статуса экономического вассала Китая, позорно провалилась. Если в отношении запада Россия выступает в роли полноценного сырьевого придатка, то Китаю сырьевой придаток не нужен, нужна сырьевая шлюха. Так, например, от «Роснефти» в качестве обеспечения кредита китайцы потребовали продавать им нефть до 2030 г по цене вдвое ниже мировых.
Вывод из всего этого: Россия не тянет даже на страну-вассал. Что касается газа, так у Китая есть вассал более эффективный - Туркмения. В чем выражается эффективность? Сами посудите: стоимость газопровода Туркмения-Китай $6,5 млрд., а проектная мощность - 40 млрд м куб. в год. А вот «Сила Сибири» оценивается в $70 млрд, при том, что поставки планируются в размере 38 млрд кубов.
Так что нет ничего удивительного в том, что проект «Сила Сибири» тихо скончался. 1 марта 2015г. правительство должно было определиться со сметой и с финансированием мегастройки. Но это так и не было сделано. Дело в том, что из-за отказа Китая авансировать поставки и участвовать в проекте в качестве инвестора финансирование можно осуществить исключительно за счет налоговых льгот, то есть путем перекладывания затрат на население РФ. Однако в нынешних кризисных условиях даже это России не по силам.
При этом стоит иметь в виду, что Китай сегодня реализует глобальный транспортный проект
TRACECA («Новый щелковый путь») участие России в котором не подразумевается (в отличие, кстати, от Украины), и трансазиатский газопровод - это один из компонентов транспортного коридора, который в дальнейшем при необходимости может быть расширен за счет присоединения к трубе Казахстана, а вот «Сила Сибири» - это для китайцев малозначительная периферия. Они после крупных успехов в области разработок сланцевого газа (а у китайцев эти успехи есть) вообще могут отказаться от него.
7. Минский процесс. Минск-1 и Минск-2 формально можно считать проявлением России, как региональной державы - мол Путин разруливает кризис в соседней стране, а Евросоюз принимает предложение и участвует на стороне Путина. Но это было бы так, не являйся РФ сама участником войны на Донбассе. То есть фактически в Минске Путин торгуется об условиях своей капитуляции. И ладно бы успешно!
Давайте обратим внимание на даты: Минск-1 осуществлен в период победоносного сентябрьского наступления повстанцев и «отпускников», в момент, когда фронт ВСУ рухнул, украинские силовики спешно оставили Мариуполь. Будь РФ региональной державой, проводящей самостоятельную политику, она бы реализовала силовое решение проблемы (раз уж струсила весной послать на Украину «вежливые танки» для обеспечения права аборигенов на самоопределение). Кстати, если кто-то искренне уверен, что подобное вмешательство во внутренние дела суверенных стран не является нормой современного международного права, я рекомендую подсчитать, сколько раз за последние 10 лет Франция посылала свои войска в Африку то поддержать какой-нибудь мятеж, то его подавить. Про США вообще умолчим.
Минск-2 случился в аккурат когда возникла угроза блокады в дебальцевском котле нескольких тысяч украинских силовиков. В итоге котел не состоялся. Так вот, Путин в в Минске вел себя как представитель побежденной страны, разменивающий военный успех на политическое прощение: мол ребята, я не буду добивать Украину, но вы уж простите мне Крым и отмените санкции - вот весь пафос кремлевской внешней политики.
Ладно, не удержался. Выше было оценочное суждение. Давайте говорить только об очевидных фактах. Путин предложил свой план урегулирования конфликта. План реализован? Нет! Более того, он цинично и демонстративно нарушался даже не ЕС, а их вассалом - Украиной. О каком авторитете РФ, как региональной державы, после этого можно говорить? Мы и не говорим.
Мы говорим о том, что договоренности, достигнутые в ходе спектакля «Минск-2» так же остались на бумаге. Порошенко совершенно открыто заявлял, что это он решает, кто и как должен выполнять минские соглашения. Путин молча сносил плевки. Что в итоге? В ДНР-ЛНР царит разложение, а вот Украина наращивает мощь своих вооруженных сил, укрепляет дисциплину, цементирует тыл, периодически отгрызает у сепаратистов позиции, прощупывает их артобстрелами. Команду атаковать, сами понимаете, может дать только хозяин Украины. Поэтому пока на фронте относительно спокойно.
Выводы: РФ по украинскому вопросу ведет себя, как страна-изгой. Правда, хорошую мину делать уже не получается, дела идут уж слишком плохо. Поэтому об Украине просто приказано забыть. В СМИ действует строжайший мораторий на освещение происходящего на Донбассе. Это очень напоминает больного проказой, который просто не смотрит на гниющую конечность: типа, раз я ее не вижу - значит, я здоров.
8. Дело MH-17. Я не буду сейчас обсуждать, кто сбил малазийский лайнер. Дело и так ясное. Давайте посмотрим, как ведет себя РФ:
Как только выясняется, что сбили не транспортник Ан-26, а гражданский борт, начинается стремительная подчистка всех победных реляций в соцсетях и новостных лентах. Генштаб организует брифинг и несет ахинею: мол, лайнер сбит Су-25, который летел со скоростью 400 км/ч, а потом вообще исчез с радаров (на самом деле с указанной курсовой скоростью летели обломки лайнера, разрушившегося в воздухе). Демонстрируются фейковые снимки якобы позиций украинских буков в Зарощенском. Журналисты, как российские, так и иностранные, тут же кинулись в Зарощенское и выяснили, что село находится под контролем повстанцев, а никаких украинских «Буков» или следов их пребывания нет. Фальсификация со снимками тоже была быстро разоблачена.
Тем не менее и год спустя официально РФ придерживается версии, что украинские «Буки» стояли в Зарощенском. Об этом говорится в анонимном заключении якобы экспертов «Алмаз-Антей», опубликованном СМИ с подачи официальных властей. Специалисты предприятия, на котором производятся ЗРК, действительно передали свое заключение представителям международной следственной группы, ведущей расследование катастрофы, однако в нем никаких указаний на атаку из района Зарощенского не было - этот пассаж появился исключительно во внутренней пропаганде.
Вбрасывается фейк с якобы спутниковым снимком атаки «Боинга» украинским самолетом. Генпокуратура затеивает позорнейший спектакль со лжесвидетелем, который вещает о том, что малазийский лайнер сбил пилот Су-25 Волошин. Спектакль тем более убогий, что одновременно специалисты «Алмаз-Антея» озвучивают выводы, что самолет сбит именно ракетой «Бука». При голосовании в ООН по вопросу о создании международного трибунала по уничтожению гражданского самолета РФ не поддержала ни одна страна мира.
Поведение России в данном случае - типичное поведение государства-изгоя.
Информационная битва позорно проиграна. Даже внутри страны население при всей мощи пропаганды не очень-то верит в официальную версию своего правительства. Даже для внутреннего употребления Кремлю не удалось сфабриковать убедительную и непротиворечивую версию катастрофы. Можно, конечно, жить по схеме «Нам пох-й, что весь мир думает о нас». Но весь мир не только думает, но и ведет себя по отношению к России соответственно тому, что о ней думает. И тут уже становится не пох-й. Ибо быть страной изгоем, и при этом тотально зависеть от внешнего мира экономически не очень-то получается. Поэтому в 2014 г. РФ и рухнула в пропасть экономического кризиса, хотя в мире наблюдался экономический рост. (
Продолжение).