Омьский причал

Dec 30, 2010 21:00

В 2010 году моё внимание привлекли фото на Открытом Омске. Universman объявил, что нашёл на берегу Оми остов старого деревянного судна или борт деревянной баржи.
«Не может быть!» - возгласил я и решил найти «затопленную баржу» и провёл Омьскую фотоэкспедицию. Осмотр и фотосъёмка деревянных конструкций, расположенных под углом к берегу показали, что скорее это старая деревянная пристань...
Хотите узнать больше?



[Краевед разъясняет]


В первой половине ХVIII в. на Иртыше и его притоках стали строить первые пристани из старых барок и дощаников. Подобная деревянная пристань действовала в Омске и располагалась в устье Оми». Universman продолжал настаивать в коментах на том, что это не пристань, а нечто плавучее, или баржа, или дебаркадер. Все посты по Оми и Иртышу по тегу.



В 2013 году на обсуждении проекта Омской крепости услышал версию омских краеведов. Игорь Коновалов, зам председателя Омского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, любезно дал по фотографиям рукописный комментарий, который привожу ниже полностью.



Игорь Коновалов: «На первых фото мы видим остов затонувшей баржи. Судя по конструкции, она была построена ещё в XIX веке. Баржа находится здесь не случайно. Она затонула у старого грузового причала. Возможно, она стояла у причала на приколе и использовалась как дебаркадер при низкой воде. Когда причал перестали использовать, она могла быть заброшена вместе с причалом, села на дно. То, что было выше воды или снесло ледоходом или растащили на дрова, а остов остался.



На следующих фото мы видим ледорез в начале причала (сверху по течению), который защищал причальную стенку.



Несмотря на потрёпанный вид, он продолжает работать.



Дальше на фото идёт сама причальная стенка. Она сделана в несколько террас. Такая конструкция проще, надёжнее и она учитывает изменение уровня воды. В зависимости от него использовалась соответствующая ступень террасы. Террасная конструкция воспринимает подпор грунта, стенка не накреняется. Она выдержала проверку временем. Даже будучи заброшенной она не разрушилась и продолжает работать уже боле ста лет. А ведь конструкция деревянная. Она постоянно находится в земле и воде.



Об омьских причалах мало кто помнит, хотя они расположены в самом центре города в районе современной ул. Чехова До 50-х годов Омь считалась судоходной. Даже существовало Нижне-Омское речное пароходство. Сего ликвидацией всю инфраструктуру забросили»



Игорь Коновалов: «Я упоминал причал в устье реки Оми в своих предложениях к 300-летию Омска (см. Омск-300). Деревянные причальные стенки - уникальное техническое сооружение.



Причал должен быть памятником инженерного искусства XIX века. Энтузиастам вполне под силу привести его в порядок, тогда причал может стать экскурсионным объектом»














Резюме краеведа: На первых фото виден остов затонувшей баржи. Она стояла у причала на приколе и использовалась как дебаркадер. На других фото видим ледорез, который защищал причальную стенку. Дальше на фото идёт сама причальная стенка. Такое уникальное техническое сооружение в несколько террас должно быть памятником инженерного искусства и экскурсионным объектом.
Особое внимание:  Трёхсотлетие Омска следовало бы встретить общественным подъёмом - Гражданский План Омск-300, а не гос-программами - см. по тегу Омск-300

Иртыш и притоки, древности и старина

Previous post Next post
Up