Омское метро. 20 лет спустя

Dec 12, 2008 19:20

Первая омская общественная дискуссия «Омское метро. Приобретения и потери» состоялась 11 декабря 1988 года в конференц-зале гостиницы «Турист».

Документы по проблемам строительства метрополитена в Омске, вырезки из газетных статей, личные записки хранятся в личном фонде Кунгурцева В.Л. в Центре документации новейшей истории Омской области.


Инициатором проведения обсуждения по теме метрополитена был Владимир Кунгурцев, далее координатор дискуссии. Дело в том, что советские газеты публиковали лишь самые общие сведения об омском метро, ничего конкретного! Советская власть была не погрешима априори, специалистов не спрашивали, а журналисты-пропагандисты не обладали техническим образованием... В омской прессе дискуссию по метро открыл Владимир Назаров в газете «Молодой сибиряк». На его публикацию откликнулся Никита Шалмин, в ту пору представитель объединения молодых архитекторов при омском отделении Союза архитекторов. Первым шагом было знакомство с ними, и началось... Шалмин свёл с людьми, которые профессионально занимались проблемами строительства метрополитена в Омске: с архитектором Вибе и доцентом СибАДИ Сафроновым.

У координатора начал заполнятся "портфель" документов об омском метрополитене, а базовое образование позволяло подойти к проблеме профессионально. Осень ушла у координатора на расширение числа приглашаемых на дискуссию общественных экспертов, так или иначе связанных со строительством метрополитена. Тысячи телефонных разговоров и сотня визитов потребовали много времени и усилий. Координатор круг за кругом расширял поиск омских специалистов в различных областях науки и техники, имеющих что сказать по проблеме строительства метрополитена.

Формат обсуждения - "дискуссия" и её название координатор заимствовал в Челябинске, где летом 88 года прошло аналогичное мероприятие. То есть Челябинск проснулся, а Омск по-прежнему спал! Для необходимой в условиях социализма формализации в это дело было вовлечено создаваемое социально-экологическое объединение (СЭО). В дальнейшем вся переписка с горисполкомом велась не «экспертами с улицы», а от лица «СЭО» .

Участие в организации дискуссии газеты «Молодой сибиряк» и горкома комсомола способствовало тому, что это «неформальное» мероприятие получило некий статус. Благодаря чему для дискуссии выделили зал гостиницы «Турист». На дискуссию пришли заместитель председателя Омского горисполкома т. Копейкин Г.Д. и «другие официальные лица». На Омском радио был подготовлен и вышел в эфир объёмный репортаж по материалам дискуссии.

Всего в конференц-зал гостинцы «Турист» пришло свыше сотни омичей. С трибуны выступило около тридцати человек. Проект строительства метро был подвергнут серьезной критике, на которую официальные представители не находили весомых ответов. От проекта омского метро «полетели пух и перья»... Дискуссия подвела к необходимости провести общественную защиту столь важного для каждого омича проекта строительства метрополитена.

По результатам дискуссии «Омское метро. Приобретения и потери» Социально-экологическое объединение обратилось в омский горисполком с предложением включить в качестве экспертов проекта представителей экологов. От Омского социально-экологического объединения (СЭО) - Владимир Кунгурцев, Виктор Захарченко, Никита Шалмин, Юрий Сущев и Владимир Исправников. Все общественные эксперты получили доступ к проектной документации строительства омского метро.

Общественная экспертиза проекта установила большое число недостатков у существующего проекта метрополитена и подготовила многостраничное заключение, в котором только тезисы выводов заняли две страницы. Основной вывод - проект должен быть переработан, строить метро по существующему проекту нельзя, нужна другая трассировка первой линии и прочее и прочее.

В горисполкоме определили в активности общественных экспертов «скрытую угрозу» и подписали необходимые документы представителю проектировщика на день раньше за подписью Ю.Я. Глебова.

Определив в начале 1989 года, что горисполком за спиной экологов утвердил проект метрополитена, СЭО отправило письма в ключевые ведомства СССР с вложением результатов общественной экспертизы.

Привожу текст письма полностью:

ОМСКОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

I. III. 1989 г.
Совет Министров СССР
Госплан СССР Госстрой СССР
Министерство путей сообщения
Министерство транспортного строительства

Омским социально-экологическим объединением 22.01.89 была проведена экспертиза проекта строительства метрополитена в г. Омске в плане подготовки к общественной защите проекта, которая состоялась 1.02.89 г. в конференц-зале института "Омск\гражданпроект". Представителям института "Новосибирскметропроект" не удалось защитить свою работу. Учитывая это обстоительство, зам.председателя Омского горисполкома т. Копейкин Г.Д. заверил, что после рассмотрения рабочей группой замечаний объединения они будут вынесены на исполком для окончательного принятия решения о рекомендации проекта к утверждению. Рассмотрение замечаний состоялось 10.02.89 г. при участии главного инженера проекта института "Новосибирскметропроект", начальника дирекции строящегося метрополитена и членов экспертной комиссии объединения. Результаты рассмотрения были оформлены совместным протоколом. Но, к сожалению, заседание исполкома было проведено 9.02.89 г. без рассмотрения замечаний, принятых проектным институтом и заказчиком проекта. Такое отношение вызывает опасение, что проект будет утвержден без доработки его по устранению замечаний.

Объединение считает недопустимым утверждение проекта проработки, так как замечания настолько принципиальны и существенны, что не могут быть устранены на стадии разработки рабочей документации.

Объединение обеспокоено также тем обстоятельством, что рабочая документация разрабатывается до утверждения проекта, ошибочность основных решений которого очевидна и не оспаривается главным инженером проекта.

Кроме того документация, разработанная институтом некомплектна (отсутствует раздел "Охрана окружающей природной среды").

В соответствии с письмом Российской конторы Стройбанка СССР от 06.01.87 г. № 3/04 с проектной организации должна быть снята полная стоимость проектно-изыскательских работ. В целях прекращения бездумной траты государственных средств объединение считает необходимым:

  • Рассмотреть на ГЭК Госплана СССР вопросы соответствия трассировки линий Омского метрополитена проекту КТО, учитывая, что ТЗО 2 и 3 линий по решению горисполкома будут разработаны раньше проекта генеральной схемы.
  • Проект первой линии переработать до его утверждения.
  • Приостановить финансирование проектно изыскательских работ и рассмотреть законность оплаты уже выполненных работ.
  • Приостановить финансирование строительства I очереди метрополитена до утверждения проекта.


От Омского социально-экологического объединения:
Владимир Кунгурцев, Виктор Захарченко, Никита Шалмин, Юрий Сущев;
От областного Совета общества охраны природы Горбачев И.П.

Министерства-адресаты отнеслись к письмам и документам Социально-экологического объединения достаточно внимательно. Завязалась многоходовая переписка, с участием горисполкома Омска и других инстанций. Активная позиция занятая СЭО оказала определённое влияние на последующее прекращение финансирования ошибочного проекта метрополитена. Экологов услышали!


Результаты экспертизы и другие документы общественной экспертизе в следующие годы передавались многим ответственным чиновникам, народным депутатам и представителям прессы. Тут подоспели реформы и о метро все забыли...

Спустя несколько лет строительство омского метрополитена началось - в точности, как и предписывал тот самый проект - на ул. Кирова. Затем строительство первой ветки было продолжено с другого конца - с Левобережья.

Но это уже другая история.

Издание второе, дополненное и отредактированное © Kun Guru, 1987 - 2011. Были проблемы с отображением ксерокопий документов, размещённый в Фотогалерее ЖЖ, поэтому см. там Архивные документы по омскому метрополитену.

P.S. Документы по проблемам строительства метрополитена в Омске, вырезки из газетных статей, личные записки хранятся в личном фонде Кунгурцева В.Л. в Центре документации новейшей истории Омской области.

За 20 лет эти три дела в 230, 72 и 59 листа просмотрели один раз; это был преподаватель технического университета по специальности архивоведение. Вот так омичи обращаются со своей историей! Мне горько, мне горько...
Одна надежда, что к юбилею Омск-300 пробудится интерес к проблемам строительства метрополитена в Омске и/или легкорельсового транспорта!

омское метро, бюрократия-номенклатура, преданья старины

Previous post Next post
Up