Всероссийский "Культурный фронт: вопросы и ответы

May 17, 2012 19:44

Всероссийское объединение «Культурный фронт» создано в 2012 году для противодействия новой культурной политике, осуществляемой командой Марата Гельмана в рамках проекта «Культурный альянс», поддержанного Владиславом Сурковым и Дмитрием Медведевым. По сути, «Культурный альянс» - это экспорт «пермской культурной революции» в другие регионы России. Начавшись в Перми, противодействие распространяется по всей России. Активные граждане и представители СМИ в Перми часто спрашивают нас о «Культурном фронте», его идеологии, целях и т.д. Публикуем наши ответы.

1. Как можно вступить в вашу организацию? Принимаете ли вы обычных граждан в свои ряды?

В настоящий момент "КФ" представляет собой сетевую организацию, присоединиться к которой можно, вступив в соответствующие группы "В Контакте" или на "Фэйсбуке". Любой неравнодушный гражданин, разделяющий нашу позицию, изложенную в "Объявлении о создании КФ", может присоединиться к нашему движению. Более того, мы ждем экспертов, руководителей и активистов общественных и политических организаций, которые могли бы войти в экспертный совет, вырабатывающий повестку дня и стратегии действий КФ. Надеемся, что совместные действия и дискуссии помогут структурировать наше объединение, которое мы сознательно не желаем подчинять единой воле той или иной организации, вступившей в КФ.

2. Каким образом планируете вести борьбу с культурной политикой Гельмана?

Мы выработали 2 базовых направления деятельности, относительно независимых друг от друга. Во-первых, это противодействие "культурной коррупции", т.е. использованию федеральных и муниципальных ресурсов в интересах весьма специфической тусовки, руководящей "Культурным альянсом" Гельмана-Суркова-Медведева. Мы распространяем информацию, организуем митинги и пикеты с требованием учитывать мнение граждан и независимых экспертов при распределении бюджетных средств, выставочных площадей, муниципальной собственности. Пока мы хотим достучаться до совести нашей бюрократии. Между прочим, она прекрасно знает, что в Перми "белоленточная оппозиция" была во многом сплочена антигельмановскими настроениями, так что последствия культурной политики для действующих политиков могут быть весьма серьезны. Во-вторых, мы проводим анализ содержания этой культурной политики, ее идеологии и риторики, символических практик и традиций; делимся информацией и соображениями - пока через пикеты и социальные сети, но в ближайшее время планируется несколько серьезных публикаций, в том числе научного характера. Здесь мы ведем интеллектуальный бой. Основная наша стратегия - понимать, анализировать, собирать фактологический материал - и пробуждать общественное сознание, используя созданный арсенал.

3. Актуально ли вести такую борьбу в Перми, когда Чиркунов и Мильграм уже не занимают руководящие посты?

Борьба, безусловно, актуальна: мы, во-первых, все еще содержим музей ПЕРММ, "Сцену-Молот", проводим дорогостоящие фестивали, то есть наследие Чиркунова Басаргин еще не отверг однозначно и окончательно; во-вторых, мы будем поддерживать соратников по всей России, во всех городах "Культурного альянса", мы просто обязаны это делать, поскольку именно в Перми началась агрессивная атака агентов новой культурной политики; в-третьих, это не просто борьба с Гельманом и Мильграмом - это борьба за лучшее искусство, за мудрую культурную политику, за подлинный демократизм в культуре - против государственной поддержки сомнительных экспериментов.

4. Каково ваше отношение к современному искусству? Вы боретесь именно с ним?

Современное искусство многогранно и многопланово. Искусство, продвигаемое "Культурным альянсом", принято называть актуальным, либо использовать по отношению к нему английский термин Contemporary Art. Это практики, отрицающие искусство, объявившие войну классической эстетике с ее представлениями об образах, художественных мирах, мастерстве, стилистике. Изначально авангард и пост-авангард, которым наследует новейшее "актуальное искусство", стремится покинуть границы классики, радикально порвать с эстетикой, проблематизировать идеи о границах между искусством и не-искусством, сломать всевозможные рамки. Такого рода опыты могут иметь два направления - к открытию новых культурных языков, к экспериментам, дерзаниям, откровениям, либо к созданию пространства антикультуры, где просто-напросто производятся и транслируются деструктивные высказывания, т.е. главная смысловая нагрузка ложится на слом запретов, кощунство над священными символами, уничтожение смыслов. Гельман и его поклонники этого просто не понимают. "Черный квадрат" обладал мощным смыслом и высоким уровнем сакралитета (он претендовал на статус новой иконы). А "прикольные" экспонаты Дмитрия Цветкова, например, хоть и несут печать индивидуальной стилистики (этот художник неплохо шьет), направлены только на деконструкцию, декомпозицию, глумление и отвращение, что, кстати, дает простор для эстетической игры, но игры весьма убогой и для людей искушенных, поверьте, давно уже наскучившей. Так что мы выступаем за культурное многообразие, за то, чтобы современное искусство не подменялось Contemporary. Сущность же последнего зачастую (хоть и далеко не всегда) - тоталитарная нетерпимость к традиционным формам, болезненная непереносимость смыслов и ценностей, маниакальная безудержность кощунства и порока. И еще - сектантская замкнутость на собственной тусовке и лихорадочные попытки убедить неискушенных в искусстве губернаторов и министров, что весь мир признает только их эстетический опыт.

5. Почему вас так волнует эта проблема?

Эта проблема должна волновать любого культурного человека, который не предал забвению наследие русской интеллигенции с ее ориентацией на высокие моральные образцы, служение народу и "всемирную отзывчивость". К сожалению, часть нашей творческой интеллигенции все это предала, а теперь топчет высокие интеллигентские идеалы с помощью своего провинциального недо-искусства. Эта пошлятина должна быть омерзительна любому русскому интеллигенту, ибо она прямо противоречит его ценностям и непосредственно против них направлена. Эта проблема должна волновать любого гражданина вообще, поскольку тратятся деньги налогоплательщиков, поскольку все это пир во время чумы: эти тусовки устраивают себе бесконечный праздник в то время, когда наносятся сокрушительные удары по библиотекам, школам, больницам; все подлежит ликвидации - все, кроме бесконечного карнавала, затеянного Сурковым-Гельманом и поддержанного Медведевым.

6. Какой вы хотели бы видеть культурную политику в Перми?

Пермь - город деревянных богов, славяно-финно-тюркских взаимодействий, балета и очень культурной театральной публики, между прочим, достаточно консервативной. Поэтому, думается, в Перми нужно вкладывать в галерею классического искусства и краеведческий музей, поддерживать "этнику" (хотя бы проблему Национального театра в Кудымкаре решить), поддержать всеми силами несколько сдавшую в последнее время балетную школу и знакомить пермяков с ведущими драматическими труппами страны (театром Фоменко, Женовача, Додина и т.д.). Но главное - создать механизм учета ожиданий культурной общественности города, механизм формирования культурных запросов самого населения.

7. Кого бы вы предложили Перми вместо Гельмана, чтобы после его ухода наш город не превратился в серую провинцию?

Пермь вовсе не была до Гельмана серой провинцией. Здесь всегда имелось главное - культурная аудитория, благодарно внимавшая привозимым выставкам, концертам симфонической музыки, хорошим спектаклям. Сегодня Пермь хотят представить как столицу гопников, как проклятое место "Хромой лошади" и край непуганых провинциалов, благодатный для афер разного рода проходимцев. Мы же давно являемся одной из культурных столиц Евразии (а не крошечной Европы), для многих творческих коллективов счастье гастролировать в Перми. Место Гельмана не должен занять анти-Гельман, дело не в личностях, а в самом принципе формирования культурной политики. Заезжую тусовку надо менять на местный общественный совет, состоящий из уважаемых в Перми людей, как про-гельмановской, так и анти-гельмановской ориентации. Главное, чтобы культурная публика (наш главный ресурс) этих людей признавала и уважала.

Культурный альянс, Культурный фронт, Пермь, Гельман

Previous post Next post
Up