4 фильма о взаимодействии человека и корпоративной культуры

Dec 28, 2013 18:13























ПРЕДИСЛОВИЕ
За последние 5 лет я прошел путь от простого разработчика, до директора по разработке.
И на этом пути всегда актуален вопрос: "как не стать рабом корпоративной культуры и остаться человеком?"


Ведь чем выше растешь, тем больше вынужден погружаться в пучину "корпоративщины" - играть по правилам, придуманным не тобой, соответствовать и учитывать традиции, ожидания ("надо делать так", "руководителю твоего уровня не пристало заниматься такими вещами" и проч.).

Мне очень помогает "не заснуть корпоративным сном" мой любимый кинематограф :-)
Несколько фильмов буквально спасали меня от ошибок, и были настолько своевременны, что иначе как Перстом Судьбы я это назвать не могу.

Несколько фильмов, которые я посмотрел в разные годы, выстроились в моей голове в некую цепочку смыслов - один развивал тему предыдущего. Все они, на мой взгляд, были объединены общим вопросом о месте человека в корпоративной культуре, и о том, как он с ней взаимодействует на разных этапах взросления.

Поискав по Интернету, я понял, что никто не ставил вопрос таким образом при рассмотрении этих фильмов, а т.к. высказаться и порассуждать на эту тему мне очень хотелось, то я сел и написал этот обзор-размышление (не знаю как его лучше назвать).
Надеюсь, вам захочется высказаться после прочтения, поразмышлять :-)

Буду рад иным, отличным от моего, мнениям на означенную тему и подборку фильмов!

ПЕРЕХОЖУ К СУТИ
Вот 4 фильма, которые на мой взгляд, можно выстроить один за другим на некой "оси вовлеченности человека в корпоративную культуру" , и степени взаимодействия с ней.

На одном полюсе находится фильм “Бойцовский клуб”.

На другом - “Пределы риска”.

Промежуточные стадии олицетворяются фильмами “Мне бы в небо” и “Дьявол носит Prada”

Если представить себе ось вовлеченности человека в корпоративную культуру, то, насколько он “внутри”, и расположитьна этой оси эти 4 фильма, то на мой взгляд, складывается такая картина:



Я убежден, что этапы взаимоотношений с корпоративной культурой хорошо ложаться на этапы взросления человека. Чем старше человек, тем более он силен духом, и способен выбирать, как ему реагировать, и насколько сильно вовлекаться в предлагаемые правила. Но всегда есть опасность “привыкнуть”, начать ощущать все эти корпоративные правила как реальную жизнь, начать думать что “только так и можно жить, иначе это ненормально”.

Причем же тут эти 4 фильма?
Давайте порассуждаем :-)

Первый этап. Юность. Подростковый возраст.

В “Бойцовском клубе” (в начале) мы видим неуверенного в себе человека, скорее даже человека-подростка. Ему трудно мыслить самостоятельно, поэтому корпоративная культура подавляет его целиком и полностью. Но внутри он ребенок, и хочет вырваться за пределы ограничений и правил.

Будучи внутренне не вполне взрослым, единственный выход который он для себя видит - это бунт: эмоциональный, нервный, резкий, бескомпромиссный - все или ничего, черное или белое. Если идти, то идти до конца - еще и весь мир прихватить вместе с собой.

Фильм заканчивается взрослением героя, но для этого ему нужно убить вторую личность в себе - Тайлера. Мир за окном рушится, но это уже не важно - герой обретает целостность и уверенность. Но какой ценой?!

Второй этап. Сумей сделать выбор.

В “Дьявол носит Prada” ситуация иная. Героиня достаточно самостоятельна, и обладает сильной волей. Поэтому она способна сознательно использовать ситуацию, и пытается получить из своей работы, которая является апофеозом корпоративных правил, максимум полезного для себя - навыки, связи, умение вести дела… Она не избегает трудностей, не пытается бунтовать (разве что по-началу), а учится, учится всему, что может взять у “корпоративного дьявола”. На этом пути она, на время, становится частью этого копоративного ада, но - благодаря силе характера и обстоятельствам - успевает “выпрыгнуть” из него, вспомнив о том, чего же она на самом деле хочет - для себя.

И набравшись опыта, поняв что-по-чем, переняв у “Дьявола” максимум полезного - использует все это для того, чтобы двигаться уже к своей цели, к тому, что важно именно для нее.

Можно сказать, что в этом фильме - хеппи-энд. Человек поступил по-взрослому, использовав ситуацию с пользой для себя, и смог остаться собой.

Третий этап. Выбор может быть разным, но это всегда - твой выбор.

В “Мне бы в небо” все чем-то похоже на предыдущую ситуацию - герой Джорджа Клуни играет по правилам “корпоративного дьявола”, и даже отчасти формирует их сам. Ему комфортно на своем месте, он “прокачался” по-полной, но в отличие от героини “Дьявол носит Prada” - он не “спрыгнул” вовремя.
Корпоративная среда затянула его, как мед муху.

Он уже и сам, похоже, забыл - о чем мечтал в жизни, чего искренне хотел, и ради чего вообще ввергся в эти корпоративные игры. Он полностью отдает себе отчет в том, что происходит, и не стонет, не жалуется, никого не обвиняет - это его выбор, это его жизнь. Он плывет по течению, но не пытается плыть собственным курсом.

И только встреча с женщиной, которую он полюбил - меняет его приоритеты, пробуждает в нем искренность, и то,что он давно забыл. Но увы, обстоятельства складываются не в его пользу. Герой вынужден вернуться обратно - к корпоративной игре по известным правилам.

Выводы для себя он делает, но не верит в возможность “выпрыгнуть” для себя (о чем свидетельствую последние слова, которые он произносит перед табло вылета в аэропорту).

В данном случае, корпоративная культура захватила человека полностью, и хотя человек еще способен осознавать что “что-то не так”, но уже почти полностью забыл свои истинные, глубинные потребности и стремления.

Четвертый этап. Show must go on!

И наконец “Предел риска”. Масштабная, интересная сага о падении компании-гиганта. Мы видим, как разворачивается действие “снизу-вверх” - по всем уровням корпоративной иерархии. И каждый человек играет по неписанным правилам, привитым им долгим путем “наверх” по корпоративной лестнице. Но даже интригуя, они не оригинальны. Никто из них не думает о том, как выйти из системы.

И самый главный владелец - босс - не свободен. Он умело дергает за ниточки, но он привязан к своим марионеткам так же, как и они к нему. Более того -за ним стоят деньги, огромные деньги, и именно они не оставляют ему шанса сохранить хоть что-то человеческое. Он играет людьми, покупает их, искушает, запугивает - и все ради денег. Он прикрывается тем, что “сохранив деньги, компания сможет воспрять, и опять нанять на работу всех этих людей”, но в его искренность не веришь. Он спасает только себя, и свои деньги.

Все герои фильма - на каком бы уровне иерархии они не стояли - играют по правилам. Они - рабы корпоративной культуры. И даже молодежь - рада услужить ради больших барышей. В финале они избавляются от иллюзий.

Этот фильм - апофеоз порабощения человека “корпоративщиной”.

---------------------------------------------------------------------

Если вы посмотрите эти фильмы один за другим, то спросите себя: а где вы сейчас находитесь? Какой из фильмов лучше всего отражает вашу ситуацию?

Уверен, что большинство из вас назовет либо “Дьявол носит Prada”, либо “Мне бы в небо”.
Первый - потому что это романтично и привлекательно - думать, что ты способен обмануть “дьявола”, и вовремя спрыгнуть, прихватив с собой все ценные навыки, и опыт.
А второй - потому что иллюзий уже нет, но все еще веришь, что можно все изменить, хоть с каждым днем - все сложнее и сложнее, и все меньше сил, да вобщем “и так все хорошо”.
Но, боюсь, для подавляющего большинства ситуация похожа на тот корпоративный ад, который показан в “Предел риска”.

Лично я был совершенно шокирован фильмом “Мне бы в небо”, т.к. осознал, что все это может случиться со мной - если уже не происходит.
И это осознание напугало меня. И сподвигло пересмотреть ценности и приоритеты.

Думайте, решайте. Может быть и вам что-то станет яснее.

Удачи!

Previous post Next post
Up