Санкт-Петербург - место рождения всех советских и российских атомных ледоколов. Именно здесь, руками корабелов Балтийского завода, сооружаются сверхсложные атомные гиганты, которые в дальнейшем круглогодично работают в холодных водах Арктики и водят караваны судов по Северному морскому пути.
Во время экспедиции по Санкт-Петербургу и области я посетил ЦКБ "Айсберг" и Балтийский завод, где узнал все секреты проектирования и строительства суперсовременных атомных ледоколов проекта 22220 (ЛК-60).
2. Конструкторское бюро "Айсберг".
Проектант атомных ледоколов проекта 22220 - ЦКБ "Айсберг". Все эти годы в проектировании судов ледового плавания коллектив ЦКБ занимал лидирующие позиции.
3. Конструкторское бюро "Айсберг".
В конструкторском бюро "Айсберг" были разработаны проекты всех отечественных атомных ледоколов, в их числе: "Ленин" (проект 92); "Арктика", "Сибирь" (проект 1052); "Россия", "Советский Союз", "Ямал", "50 лет Победы" (проект 10521).
4. Конструкторское бюро "Айсберг".
При проектировании атомных ледоколов "Таймыр" и "Вайгач" (проект 10580) финской фирмой "Вяртисиля Марин" коллектив ЦКБ выступал в качестве соисполнителя работ - проектанта энергетической установки.
5. Конструкторское бюро "Айсберг".
Универсальный атомный ледокол проекта 22220 разработан ЦКБ "Айсберг" в 2009 году. Главным отличием нового ледокола от действующих станет его способность обеспечивать проводку судов, как на глубоководных трассах Северного морского пути с осадкой 10,5 м, так и на мелоководных участках при ограниченной осадке около 8,5 м.
6. Конструкторское бюро "Айсберг".
Закладка первого головного атомного ледокола проекта 22220 "Арктика" состоялась в 2013 году на стапеле "А" Балтийского завода. Второй ледокол проекта- "Сибирь" заложен в 2015 году, а третий, "Урал", в 2016 году.
7. Конструкторское бюро "Айсберг".
Строительство новейших атомных ледоколов движется ускоренными темпами. Планируется, что все работы по достройке головного ледокола "Арктика" будут выполнены в соответствии с контрактом на строительство, после чего состоится передача заказчику его - госкорпорации "Росатом".
8. Конструкторское бюро "Айсберг".
Сейчас наш фоторепортаж переместится на территорию Балтийского завода, где мы увидим, как строят современные атомные ледоколы. Для изготовления корпуса ледокола необходим листовой и профильный прокат.
Его завозят на завод в железнодорожных вагонах, после чего происходит разгрузка и в зависимости от материала и габаритных размеров листов, материал складируется в корпусообрабатывающем цехе.
Затем нужные для строительства ледокола листы переходят по линии в соседний цех, где прокат проходит очистку, грунтование и сушку.
9. Линия, по которой листовой прокат попадает со склада в корпусообрабатывающий цех.
Подлежащий очистке листовой или профильный прокат по линии проходит рабочую камеру с дробеметными аппаратами. Очистка от грязи, ржавчины и окалины проходит в автоматическом режиме. Далее прокат поступает в камеру окончательной очистки, где он подвергается очистке от дроби и пыли, а затем переходит в окрасочную камеру, где на него наносят грунт.
10. Окрасочная камера.
После грунтовки лист полностью готов к следующим этапам работы - резке и сварке проката.
11. Газовая резка.
В корпусообрабатывающем цехе из проката изготавливаются детали, из которых формируются корпус и надстройка.
На дальнейшем этапе из этих деталей формируются сборочные единицы (секции), которые подаются на стапель для формирования корпуса и надстройки.
11. Гидроабразивная резка.
12. Газовая резка. ?
13. Плазменная резка.
14. Гидроабразивная резка (?).
15. Нарезанные детали будущего атомного ледокола.
16. Нарезанные детали будущего атомного ледокола.
Во время резки каждая деталь маркируется, если взять пример нижнего снимка, то: 707 - строительный номер заказа, 2501 - секция, 70 - группа, 878 - позиция детали по чертежу.
17. Маркировка на деталях.
Имеющееся на Балтийском заводе оборудование позволяет работать с прокатом 3,2 на 12 м.
18. Корпусный цех.
Если в корпусообрабатывающем цехе стороннему человеку было совершенно непонятно- для чего предназначены нарезанные детали, то в 12 цехе взору открываются элементы будущего корпуса и надстройки ледокола (по терминологии корабелов - секции, блок-секции и блоки).
19. Балтийский завод.
20. Балтийский завод.
21. Балтийский завод.
После того, как сборочные единицы корпуса или надстройки изготовят, то её перевозят к стапелю "А", на котором ведутся основные работы по строительству будущего атомного ледокола.
22. Балтийский завод.
Наклонный стапель Балтийского завода имеет длину 350 метров. Построен в 1940 году. Возводили его под строительство линкоров серии "Советский Союз". Но единственный заложенный тогда линкор в итоге разобрали, а стапель остался. Впоследствии на нём закладывались советские атомные ледоколы, крейсера проекта 1144 и другие корабли/суда.
22. Наклонный стапель "А", на котором сейчас строят атомный ледокол "Сибирь" (проект 22220).
Первым делом на стапеле устанавливаются и свариваются днищевые секции ледокола. Сварку конструкций корпуса выполняет сталь с подогревом, тщательной защитой от попадания влаги, т.к. корпус изготавливается из высокопрочной холодостойкой стали.
23. Атомный ледокол "Сибирь" (проект 22220) на стапеле "А".
Постепенно формируется корпус ледокола. Спуск производится после достройки корпуса и его покраски. Надстройку устанавливают уже на плаву. В данный момент на стапеле ведётся строительство второго атомного ледокола проекта 22220 - "Сибирь".
После спуска на воду ледокол переводится к достроечной набережной предприятия. Сейчас там находится атомный ледокол "Арктика", который был спущен на воду 16 июня 2016 года.
24. Атомный ледокол "Арктика" у достроечной набережной Балтийского завода.
Сейчас на "Арктике" ведётся формирование надстройки. 20 сентября 2016 года корабелы Балтийского завода завершили монтаж реакторной установки РИТМ-200, погрузив на головной атомный ледокол "Арктика" второй из двух парогенерирующих блоков.
25. Атомный ледокол "Арктика" у достроечной набережной Балтийского завода.
Монтаж реакторной установки - одна из ключевых производственных операций процесса строительства атомных ледоколов. Вес одного парогенерирующего блока РУ РИТМ-200 составляет около 180 тонн, погрузку первого и второго ПГБ на "Арктику" проводили при помощи плавучего крана "Демаг". Монтаж первого ПГБ состоялся 2 сентября.
26. Атомный ледокол "Арктика" у достроечной набережной Балтийского завода.
Как уже упомянул выше - отличительная особенность атомного ледокола проекта 22220 заключается в том, что он может работать, как на глубокой воде в открытом море, так и в устьях рек. Это достигается за счет того, что при подходе к мелководью откачивается водяной балласт, и у ледокола уменьшается осадка. Таким образом, новые ледоколы способны заменить атомные ледоколы класса "Арктика" (проект 10520), так и класса "Таймыр" (10580), имеющего 8-метровую осадку.
27. Атомный ледокол "Арктика" у достроечной набережной Балтийского завода.
Новая "Арктика" водоизмещением в 33,5 тыс. тонн имеет длину в 173 метра и ширину в 34 метра. Это позволит ледоколу проводить гигантские танкеры водоизмещением в 70 тыс. тонн.
28. Атомный ледокол "Арктика".
Два ядерных реактора выдают мощность равную 175 МВт. Но при этом за счет автоматизации экипаж сокращен до 74 человек.
29. Часть ходового мостика ледокола "Арктика".
После того, как будет завершена погрузка и установка оборудования, начнутся швартовные испытания, а затем заводские ходовые испытания.
30. Строительство надстройки и машинного отделения.
На заводских ходовых испытаниях корабелы Балтийского завода проверят все системы и механизмы атомного ледокола и выявят недочёты, которые будут устранены после возвращения на завод, а затем будущий покоритель Арктики отправится к пункту базирования Росатомфлота - в порт Мурманска, где будет готовится к покорению льдов Северного ледовитого океана.
Олег Кулешов