"Оптимист": Как назовёшь - так и поплывёшь

Feb 04, 2017 09:01

В одном из предыдущих материалов блога "Северный Вестник" я писал о предприятии "Красная Кузница", а в частности - разместил интервью с директором - Васьковым Николаем Николаевичем. Сегодня речь пойдет о ещё одном из крупнейших предприятий Архангельской области - группе компаний "Оптимист".



Что интересно: "Оптимисты" расположены на территории, ранее принадлежавшей "Красной Кузнице," и их история также связана с этим предприятием. Об этом и о многом другом нам расскажет директор ГК "Оптимист" Герасимов Павел Андреевич.

1. Герасимов Павел Андреевич.


- Павел Андреевич, как появился "Оптимист"? С чего все началось?

- В 1991 году при "Красной Кузнице" мы с коллегой создали кооператив:  занимались  изготовлением дверных ручек, делали штанги для спортивных залов. Но это было недолго. Я ушёл с мыслью открыть своё производство.
В этом мне помог главный инженер "Красной Кузницы" Старицын Венедикт Викторович. Однажды мы сидели в его кабинете,  и я сказал: "Венедикт, у Вас есть помещение. Давай сделаем на территории завода производство выплавляемых моделей".

Возник вопрос,  как его назвать? Спонтанно, буквально в течение секунды, название пришло в голову- "Оптимист"! А как назовешь - так и поплывешь. Это было правильное решение, и это название, возможно, помогает нам до сих пор.

Первая бригада и арендованная площадь появились в 1996 году на Окружном шоссе. Мы занималась судоремонтом по всей территории порта Архангельск. Арендовали Лайский док, стапель РЭБ флота, доки "Красной Кузницы", везде выполняли всевозможные работы.

На Окружном шоссе мы работали до 2006 года и доросли до численности 350 человек на площади около 3000 кв.м.

В 2006 году "Красная Кузница" - некогда легендарное предприятие, известное на пространстве всего бывшего СССР,  переживало тяжелые, можно сказать, застойные времена. Именно в этот период времени у нас созрело решение обратиться к конкурсному управляющему завода и взять в аренду простаивающие, приходящие в упадок доки  и часть производственных помещений. Нам дали в аренду доки и часть цеха. Работа пошла! Затем мы арендовали все причалы (кстати, они до сих пор принадлежат частнику и сегодня - в долгосрочной аренде у 176-го завода). Так и работали с 2006-го по 2012-й год. За этот период восстановили крановое хозяйство, поддерживали доки в рабочем состоянии и сумели заработать деньги, на которые выкупили цех и административное здание.

2. Станочный участок ГК "Оптимист".


- В цехе не протолкнуться. Основной костяк с бывшей "Красной Кузницы"?

- Главное в жизни - это люди, специалисты, команда, с которой ты будешь работать. Нет человека - нет ничего. Набор станков, любой, какой бы он ни был совершенный, без людей -  это груда металлолома. Мы взяли к себе оставшийся работоспособный коллектив "Красной Кузницы", и эти люди до сих пор у нас трудятся.

Не забываем и о бывших работниках завода и своего предприятия. Каждый четверг в музее "Красной Кузницы", который мы частично восстановили, проходят встречи ветеранов завода.

3. ГК "Оптимист".


- Всё оборудование старой "Красной Кузницы"?

- Насчет оборудования - отдельная история. На "Красной Кузнице" было много стоящего оборудования, но большая часть из него была демонтирована и продана за пределы области в обход интересов местных производителей, желающих и имеющих возможности его приобрести. Но, тем  не менее, часть корпусно-кузнечно-прессового оборудования осталась здесь, в корпусном цехе. Например, пресс, который там стоит, тоже уникальный - он довоенный, привезенный к нам по ленд-лизу из США. В токарном цехе есть сверлильные станки, тоже привезенные по ленд-лизу. На них даже  таблички  на английском языке: "Конец войне".

По сути, от бывшего завода нам практически ничего не досталось. То, что мы имеем, собирали по всей Архангельской области. Скупали оборудование и инструмент на разваливающихся заводах, все это потихонечку аккумулировалось здесь.

4. ГК "Оптимист".


Первые станки, которые хотел купить, находились в Архангельском трамвайном депо. Не успел: их  разрезали на металлолом вместе с трамваями. Много оборудования и инструментов покупалось и покупается по сей день. В частности, для ремонта судовых валов нам был необходим длинный станок. Нашли его в Омске, привезли. Недавно установили карусельный станок.  Чуть ранее -  вальцы для прокатывания толстого листового металла, аппарат плазменной резки с  длинным 12-ти метровым порталом-все это тоже своего рода уникальное оборудование.

В этом году в Соколе купили два маленьких дока и весной по половодью привезли их сюда. Ранее были приобретены два "буксира" РБТ - "Судоремонтник" и "Судосборщик", которые на "Красной Кузнице" занимались расстановкой судов и заводкой - выводкой из доков. Так и работают у нас до сих пор - сейчас  происходит их модернизация.

5. РБТ "Судоремонтник" и "Судосборщик".


- Какие заказы у вас выполнялись в первые годы?

- Когда в 2006 году мы пришли сюда, то ставили суда в док и ремонтировали их. В год выходило около 50 единиц флота. На сегодняшний день опыт работы наших специалистов и имеющееся в наличие оборудование позволяют ремонтировать все типы судов - от  речного катера до судов водоизмещением 10000 тонн.

6. Корпусно-сборочный участок. Изготовление понтона дока.


- Какие заказы выполняете сейчас?

- На данный момент в сотрудничестве со  176-м заводом выполнили работы по ремонту ледокола "Диксон". Нашей зоной ответственности был  винторулевой комплекс ледокола. Сейчас приступили к ремонту ВРК танкера "Котлас". Также есть и другие заказы: научно - исследовательское судно "Аурелия", танкер "Капитан Першин", пассажирское судно "Александр Шабалин", спасательный буксир "АСПТР-5", также параллельно с этими работами регулярно выполняется техническое обслуживание судов ОАО "Северное морское пароходство», ФГУП "Росморпорт" и прочих судовладельцев.

6. ГК "Оптимист".


- Возможно ли у вас организовать строительство судов?

- Строить можно,  для этого есть все условия, но сегодня нет заказчика. Мы построили энное количество понтонов, а также самоходную 10-тонную баржу "Арктика" проекта РЕГК.361219. Сейчас она работает в районах Крайнего Севера. В данный момент по судостроению никаких заказов нет.

- Вы упоминали музей. Расскажите о нем.

- Это скорее выставка фотографий. Настоящий музей Трудовой и Боевой славы был у завода "Красная Кузница". Располагался он в Доме Культуры завода, ныне там находится культурный центр "Соломбала - Арт".

Музей был открыт к 60-летию Великой Октябрьской Социалистической революции. Его организовал Анатолий Николаевич Муратов. Экспозиция была очень хорошая и начиналась со времен Петра I и фотографий спуска первых судов.

В годы перестройки завод стали освобождать от непрофильных активов: садиков, музеев.  Дом Культуры тоже продали и сказали, что в течение трех суток музей должен съехать. После этого он располагался в красном уголке корпусного цеха.

В 2007 году, когда завод был под внешним управлением, особо ценные экспонаты были перевезены в областной краеведческий музей. А то, что город и область не взяли себе, осталось здесь в одном из помещений.

Когда мы выкупили это здание, то все разобрали и сохранили. Потом, когда начали здесь ремонт,  выделили помещение и открыли там музей. Не надо думать, что мы  герои, мы ничего героического не сделали. Мы просто выполняли то, что считали необходимым.

7. Ветераны "Красной Кузницы" в музее Трудовой славы.


- В вашем коллективе много корабелов прежней "Красной Кузницы". Нет ли у них ревностных отношений из-за того, что 176-й завод теперь именуется названием их родного предприятия?

- Есть, безусловно. Ну, а как иначе? Вот представьте: был когда-то в Архангельске огромный завод "Красная Кузница". Работать на нем считалось престижным, и здесь трудился огромный трудовой коллектив. Завод как таковой перестал существовать, и вдруг соседний 176-й судоремонтный завод стал называться "Красная Кузница". Где здесь преемственность? Тем более, у нас, в "Оптимисте",  есть Совет ветеранов "Красной Кузницы" из числа бывших работников того самого завода, да и основной костяк действующих рабочих - корабелы "Красной Кузницы".

8. Довоенный пресс "Clearing".


- А не пробовали организовывать совместные встречи ветеранов того и другого завода? Быть может, так будет лучше?

- Пытаемся. Но обычно Совет ветеранов бывшей "Красной Кузницы" заседает у нас в музее, а Совет ветеранов 176-го завода - там. Ревность пока остается. Старые ветераны, кто отработал много лет на бывшем заводе, не могут смириться с тем, что соседний завод стал называться "Красной Кузницей".

- Нехватку людей испытываете?

- Да, корабелов не хватает. Молодежь не идет на рабочие специальности. Со сварщиками еще куда ни шло, а вот станочников днем с огнем не сыщешь. Постоянно и плотно сотрудничаем в этом направлении с нашими местными профессиональными училищами. У нас есть свой признанный аттестационный центр,  и мы можем повышать разряды, выдавать удостоверения, но слишком мало желающих работать  руками, хотя в последнее время наблюдается положительная тенденция. В советское время была выстроена правильная система. Сейчас наконец поняли, что надо заниматься восстановлением того, что мы утратили.

9. Станок, привезенный по ленд-лизу на предприятие "Красная Кузница".


- Как работается людям в "Оптимисте"?

- У нас полный социальный пакет. Люди могут заниматься спортом. Мы арендуем для своих работников бассейны и спортзалы Архангельска. Летом отправляем детей в лагеря. Даже жилье строим. Покупаем квартиру в новостройке и передаем ее человеку.

В аренду?

- Нет. Человек отработал 10 лет - неужели он не заработал на квартиру? У нас есть династии. Вот сейчас строим квартиру молодому специалисту - отец его у нас работал,  брат, жена. Ну как не дать квартиру?! Недавно слесарь уходил на пенсию. Отработал тут 20 лет и жил в "деревяшке". Купили ему квартиру.

За эти годы мы   приобрели уже много жилья и отдали людям. Кому-то помогаем непосредственно квартирой, но всем не купить: у нас трудится 200 человек. Кому-то помогаем с ипотекой и беспроцентным кредитом. Такой подход к людям оправдывает себя.

10. Ремонт наружной обшивки корпуса т/х "А. Шабалин".


- Как сказались на вас санкции?

- Только в лучшую сторону. Пока гром не грянет - мужик не перекрестится. Наша страна никогда не жила так хорошо, как сейчас, по крайней мере, на моей памяти.

11. Начало работ на т/к "Котлас".


- Что представляет собой группа компаний?

- Группа компаний - это издержки нашей экономики. У одних предприятий -  одни налоги, у других - другие: с НДС, без НДС.  Поэтому наши компании ориентированы на Заказчика, работающего в любой системе налогообложения. Также мы создали некоммерческое партнерство "Красная Кузница". Дали свои помещения частным компаниям: кто-то занимается ремонтом электрооборудования, кто-то отделочными и столярными работами. И так у нас набралось порядка 11 предприятий.

Все вместе помогаем Архангельскому техникуму водных магистралей имени С.Н. Орешкова. Оказываем финансовую помощь, а также готовим людей, которые будут приходить к нам на практику. Сейчас работаем с городской гимназией №24, там есть специалист, который обучает "айтишников". Нам нужна молодежь, разбирающаяся в современном оборудовании.

12. Корабел "Оптимиста".


- Сейчас легче, чем в 90-е?

- Для тех, кто начинает сейчас, я  думаю, тяжелей стало, а не легче. Мы школу прошли,  «закалились» внутренне. Если говорить обо мне, то я за это время много узнал и пришел к Богу. Понял, что надо жить и работать для людей. И лучше - для молодого поколения.

11-12 лет назад мы в Кемском поселке начали эксперимент этнокультурной православной кампании. В то время школа была малокомплектной. Мы 9 лет вели там этот компонент. Наполнили школу детьми. Дети стали другими. Затем чиновники соединили ее с другой школой - ребенка "выплеснули".

Я ту школу у администрации города забрал. Отдали  бесплатно. Епархия сейчас занимается ее восстановлением. То есть вот эти точки приложения дают результат.

Есть собственное здание - офис в Соломбале. Привели его общими усилиями в порядок, отдали молодежному православному центру. Сейчас там воскресная школа.

- Я слышал, Вы принимаете непосредственное участие в строительстве Спасо-Преображенского храма.

- Задумка была давно,  не моя, не наша, задумка  Андрея Томашкевича - тоже наш партнер.

В 2002 году он собрал  небольшое сообщество. Зарегистрировал православную общину и хотел поставить на том месте часовню (там когда-то было ГПТУ имени Орешкова). В 2003 году изготовили деревянный поклонный крест.

13. Визуализация будущего храма.


В 2013 году Андрей Леонидович пришел ко мне, сказал: "Ничего у меня не получается и ничего, наверное, не будет". Я ответил: "Хорошо, но общину я регистрирую заново, забираю весь процесс в свои руки,  и начинаем действовать". Три года назад мы начали работать с землеотводом, ушел на это год. Чиновники упирались. Год ушел на проектирование, согласование бумаг, подвод электроснабжения. В прошлом году забили сваи и забетонировали. В этом году начали активно строить - стараемся все, что в наших силах, делать "своими" руками. Надеемся, к концу следующего лета закончим строительство храма.

Оглянувшись назад, понимаю: все сделанное было не зря. А предстоит сделать еще намного больше.

14. Купола для будущего храма.


Олег Кулешов

"Оптимист"

Previous post Next post
Up