Зеленодольский завод им. А.М. Горького

Jun 22, 2016 12:01

В первых числах июня в столице Республики Татарстан проходил НеФорум блогеров 2016. Во время этого мероприятия для нас организовали несколько экскурсий, одной из которых была "Татарстан промышленный", во время которой мы посетили два предприятия: Казанский вертолётный завод и Зеленодольский завод имени А.М.Горького, о котором и пойдёт речь в этом репортаже.




Зеленодольский завод за годы своей деятельности выпустил свыше 1500 морских и речных судов, в том числе около 600 кораблей и судов военного назначения. Завод является одним из наиболее динамично развивающихся предприятий Татарстана и ежегодно повышает объемы производства и качества продукции.

За последние три года предприятие передало заказчикам 12 кораблей военного и гражданского назначения. На сегодняшний день на заводе идёт строительство 18 кораблей для российских и иностранных заказчиков.

Знакомство с ведущим судостроительным предприятием Республики началось с музея, о котором в ближайшее время напишу, но сегодня мы начнём экскурсию с самого производства, а именно с корпусообрабатывающего цеха №3.

2.Ворота, ведущие в корпусообрабатывающий цех №3.



Отмечу, что поездка и посещение этого предприятия не были бы возможными, если бы не генеральные спонсоры НеФорума 2016 Альфа-Банк и Tele2.

Осмотр цеха начали с линии очистки металла ORANGE 25.6 Gietart.me (Нидерланды), Именно с этой установки начинается строительство корабля. Здесь осуществляются одновременная очистка, окраска, сушка листового и профильного проката без применения дополнительной рабочей силы.

3. Линии очистки металла ORANGE 25.6 Gietart.me (Нидерланды)



Многотонные листы металла перемещаются по корпусообрабатывающему цеху с помощью нескольких мостовых магнитных кранов SKANVEIR.

4. Мостовой магнитный кран SKANVEIR.



После очистки листовой метал предстоит нарезать, эта процедура проходит на линии автоматической резки профилей "IMG" (Германия) и с помощью машины плазменной резки MESSER OmniMat L5000 (Германия).

5.



Все процедуры проходят с помощью корабелов-операторов. Всё под контролем. Линия плазменной резки металла MESSER позволяет резать металл толщиной почти в сантиметр со скоростью 12 метров в минуту.

6. Оператор машины плазменной резки MESSER OmniMat L5000.



Несмотря на проведённую в течении нескольких лет модернизацию судостроительного производства, здесь до сих пор есть старое оборудование.

Это оборудование исправно работает, поэтому зачем менять? Одним из примеров является листогибочная машина. Произведена в Рязани в 1985 году. С помощью этой машины будущий корабль обретает форму.

7. Листогибочная машина.



На Зеленодольском заводе работают не только люди. Здесь есть бригада четырёхлапых корабелов - матёрые котяры.

Ходит легенда, что если кот поймает определённое количество крыс и мышей, то за это его повышают и переводят на корабль, после чего он становится членом экипажа -  настоящим морским котиком.

8. Будущий морской кот следит за порядком в цехе.



Котов-корабелов никто не предупредил о визите блогеров, поэтому они испытывали сильный стресс, когда на их морды наводили десятки объективов.

9.



Ещё один раритет корпусообрабатывающего цеха - гидравлический пресс производства Днепропетровского завода прессов. 1985 год. Им производится открытая штамповка деталей будущего корабля.

10. Гидравлический пресс.



В нескольких метрах от гидравлического пресса стоит второй пресс, он предназначен для трёхмерной гибки листового металла. Производитель FACCIN (Италия). На нём производится трёхмерная гибка деталей обшивы корпуса кораблей толщиной до 30мм.

11. Пресс для трёхмерной гибки листового металла.



Закончим экскурсию по цеху ещё одной интересной машиной. На фотографии ниже установка гидроабразивной резки MODULA 3 (Италия).

Установка предназначена для резки металла, бетона, камня, стекла, резины, полимеров, пластмассы и других материалов. Рабочая зона резки: 2,5х12,0 метров, что является самой крупной рабочей зоны резки на территории нашей страны.

12. Установка гидроабразивной резки MODULA 3 (Италия).



Несмотря на все новейшие машины, которые находятся в корпусообрабатывающем цехе Зеленодольского завода есть один грустный момент - практически вся техника иностранная. Очень надеюсь, что в скором времени Россия восстановит производство своей качественной и долговечной техники.

13. Оператор установки гидроабразивной резки.



Вторую половину цеха обойти не успели. Она разделена на две части: старая (на фото по центру) и новая (на фото справа). Здесь варят более крупные корабельные детали: части надстройки и тд.

14.



15. Сдаю каску и иду в следующий цех.



Следующим цехом стал стапельно-достроечный цех №17.

16.



Если в цехе №3 делались детали для будущих кораблей, то в цехе №17 эти детали соединяются между собой и корабль, наконец, обретает форму.

17.



К сожалению, все находящиеся внутри строящиеся корабли не показали, но один всё-таки сфотографировать разрешили - патрульный корабль проекта 22160, названный "Дмитрий Рогачёв", в честь контр-адмирала Дмитрия Дмитриевича Рогачева, жившего в Зеленодольске и активно участвовавшего в жизни города. Также в настоящее время именем знаменитого военачальника названа улица в городе и школа №4.

18.



Корабль заложен в июле 2014 года. Как уже написал выше, он относится к проекту 22160 и разработан Северным проектно-конструкторским бюро.

По информации Северного ПКБ, корабли проекта 22160 предназначены для несения погранично-патрульной службы по охране территориальных вод, патрулирования 200 мильной исключительной экономической зоны в открытых и закрытых морях, пресечения контрабандной и пиратской деятельности, поиска и оказания помощи пострадавшим при морских катастрофах, экологического мониторинга окружающей среды в мирное время, охранения кораблей и судов на переходе морем, а также военно-морских баз и водных районов с целью предупреждения о нападении различных сил и средств противника - в военное время, а также операций в дальней морской и океанской зонах.

19.



После того как корпус корабля построен и все основные механизмы и оборудование установлены, наступает следующий этап - вывод корабля из цеха и спуск его на воду.

На текущий момент в док-камере предприятия находится 4 корабля, из них два корвета проекта 11661Э "Гепард-3.9", которые построены для иностранного заказчика. В ближайшее время оба корабля выйдут на ходовые испытания.

20.



Кстати, продукция Зеленодольского завода есть и в моём родном Северодвинске.

В прошлом году по внутренним водным путям из Зеленодольска в Северодвинск прибыл построенный для Военно-морского флота плавдок "Свияга", который в данный момент базируется у причала предприятия "Звёздочка".

21.



Также в составе Беломорской военно-морской базы находится два малых противолодочных корабля " Нарьян-Мар" и "Онега", построенные на этом заводе. Ну и в прошлом году я выходил в Белое море  на судне физических полей "Владимир Перегудов" ловить запуск двух ракет "Булава", он тоже был построен здесь.

22.



Также стоит упомянуть о корабелах предприятия. На Зеленодольском заводе серьёзное внимание уделяется работе с кадрами, в том числе в плане повышения квалификации, достойной заработной платы, обеспечении жильём и сохранении здоровья работников.

В прошлом году в рамках празднования 120-летия завода состоялась торжественная церемония сдачи в эксплуатацию первой очереди жилого комплекса "Красный металлист", 78 семей заводчан получили благоустроенные квартиры. В планах завода намечено построить 10 домов до 2020 года, из них 4 5-этажных и 6 10-этажных.

23. Ворота док камеры.



24.



Благодарю за экскурсию на предприятие руководство Зеленодольского завода имени А.М. Горького, министерства промышленности и торговли Татарстана, а также организаторов и спонсоров НеФорума, благодаря которым состоялась эта поездка.



Проект 22160. "Дмитрий Рогачёв", Зеленодольский судостроительный завод, Проект 22160, Проект 11661Э

Previous post Next post
Up