Как спасают Севастопольский морской завод.

Sep 16, 2015 17:14

Я давно мечтал попасть в филиал Центра судоремонта «Звездочка» (zvezdochka_ru) - Севастопольский морской завод. В этом году приехал в Севастополь, но попасть туда снова не вышло, зато получилось взять интереснейшее интервью для "Защищать Россию" у директора филиала - Игоря Дреея.

Фото пресс-служба центра судоремонта "Звёздочка".



Предупреждение: На всех фотографиях ниже Центр судоремонта "Звёздочка". Так как у меня не получилось сделать фоторепортаж на морском заводе.

- «Севморзавод» теперь филиал северодвинского Центра судоремонта «Звездочка». Почему именно филиал, а не самостоятельное плавание?

- 28 февраля 2015 года Севастопольский морской завод имени Серго Орджоникидзе был национализирован и на его базе создано государственное унитарное предприятие «Севморзавод». 30 марта 2015 года между правительством города Севастополя и Объединенной судостроительной корпорацией был заключен меморандум о сотрудничестве с целью возрождения предприятия. В максимально сжатые сроки был заключен договор между ГУП «Севморзавод» и филиалом ОАО «Центр Судоремонта «Звездочка», который расположен в городе Севастополь. Это решение было принято потому, что на сегодняшний день «Звездочка» - это ведущее предприятие в области судоремонта в России, имеющее колоссальный профессиональный и организационный опыт управления судоремонтными и судостроительными филиалами в разных городах.

В современных условиях важно, что на предприятии изготавливаются до 90-95 процентов деталей и узлов. Это к вопросу об импортозамещении в ближайшей перспективе. Поэтому это сотрудничество не только полезно, но и стратегически важно для «Севморзавода» на данном этапе.

2.Фото пресс-служба центра судоремонта "Звёздочка".


И плюс это наш профиль, потому что изначально завод в большей степени судоремонтный и только потом уже судостроительный. Основным направлением судостроения на «Севморзаводе» было плавкраностроение. Первые плавкраны грузоподъемностью 50 тонн были построены в 50-годы. Позднее появились 100 и 300 тонники - плавучие краны «Богатырь» и «Черноморец». По специальному заказу был построен плавкран «Витязь» грузоподъемностью 1600 тонн. Серийно строились плавкраны грузоподъемностью 400 и 500 тонн.

- В сочетании с возможностями и мощностями «Звездочки» получается что-то вроде судостроительного кластера?

- Да, но это не самоцель объединения. С юридической и технической точки зрения до 2014 года завод работал в другой стране, в совершенно ином законодательном поле. Сейчас это российская территория. Для того, чтобы в максимально короткие сроки интегрироваться «Севморзаводу» необходим нестандартный способ «реанимации».

Эволюционный способ развития «Севморзавода» - тупиковый. Необходимыми финансовыми и современными интеллектуальными ресурсами реально город не располагает. Следовательно, необходим эффективный инвестор. Это не только денежные вложения. Это, прежде всего, современная концепция модернизации завода в целом, отработанная организация, передовые технологии и налаженные связи с другими предприятиями.

Филиал «Звездочки» должен был войти на «Севморзавод» и привести здесь все в соответствии с российскими законами и техническими нормами. В итоге предприятие смогло заработать в российском законодательном поле в кратчайшие сроки.

3.Фото пресс-служба центра судоремонта "Звёздочка".


- Для чего потребовалась национализация завода, не мог ли частный собственник обеспечить нужный уровень выполнения работ? Можете сравнить то, что здесь было до марта 2014-го и уже после того, как вы стали филиалом?

- Ранее завод фактически свертывал производственную деятельность. Закрылись металлургическое, машиностроительное, производство товаров народного потребления, свернулось судостроение и , наконец, завод покинули зарубежные судовладельцы.

Вероятно, потому, что у собственников было другое видение будущего этой территории и самого завода. Мы об этом не знаем, у нас нет такой информации, но дела, факты говорят о том, что предприятие находилось в стадии стагнации.

Если мы говорим о марте 2014 года и том, что было после, я бы заметил, с учетом того состояния, в котором был завод и вообще отрасль, власть проявила удивительную выдержку по отношению к собственникам, которые тут были. До 31 декабря 2014 года дали возможность определиться людям, куда они хотят со своими предприятиями войти. Или вы остаетесь на территории Крыма и входите в сферу российского законодательного поля, становитесь резидентами, - или уходите. Я скажу больше: до 31 декабря этот процесс не был закончен, Государственная Дума продлила его до 1 марта 2015 года.

4.Фото пресс-служба центра судоремонта "Звёздочка".


Все предприятия сделали свой выбор, но если говорить конкретно о «Севморзаводе», то его собственник никак себя не проявлял. Люди были брошены, завод был брошен (то есть территория 100 гектаров, с численностью персонала на тот момент порядка 400 человек), решений никаких не принималось, средства мы никакие вкладывать не могли. Поэтому возникали определенные предпосылки для социального взрыва.

Объединенная судостроительная корпорация начала проявлять свой интерес к крымским предприятиям так или иначе связанным с судостроением, но не вмешивалась в их жизнь, в их производственную деятельность. Однако, как я уже сказал, признаки и того и другого реально на большинство из них обнаружить было невозможно. Поэтому в начале лета 2014 года Дмитрий Рогозин дал указание закрепить за каждым крымским предприятием профильное отраслевое предприятия ОСК и интеграция началась фактически.

- Как продвигается интеграция в российскую отрасль?

- У нас создана рабочая группа в ОСК, которая курирует крымское направление и Севастополь. Она отвечает, как за интеграцию крымских предприятий в полном объеме, так и за работу в социальном направлении. В лице генерального директора «Звездочки» - Калистратова Николая Яковлевича - мы нашли себе серьезного помощника. ОСК не навязывает предложения взять специалистов из Севастополя и привезти их в Северодвинск на «Звездочку» для обучения. Мы взяли на вооружение другой вариант. Командировать специалистов и квалифицированных рабочих из Северодвинска в Севастополь. И здесь совместно выполнять работы на тех проектах, по которым заключены контракты, соблюдая и выполняя все действующие технические нормативы и условия контрактов. Надо инженерный состав и основные рабочие кадры завода учить в практической плоскости.

Станочный парк «Севморзавода» тоже восстанавливают специалисты «Звездочки». Это процесс уже идет реально. На сегодняшний день все заместители, за исключением главного инженера, - это специалисты из «Звездочки». У нас практически на сегодняшний день технология «Звездочки» уже внедрена.

5.Фото пресс-служба центра судоремонта "Звёздочка".


- Что здесь было до вхождения Крыма в состав России? В каком состоянии находилось производство?

- Если вы посмотрите доковые камеры, так там батопорты в аварийном состоянии. Из 16 клинкетов работало всего пять. Из двух основных насосов - один не работал, фильтрационный насос в аварийном состоянии. С запредельными ограничениями работают портальные краны. Даже столовые и буфеты были закрыты. Завод в таком виде не мог функционировать. «Севморзавод» находился в аварийном состоянии. Мы, коллектив завода, бьемся уже три месяца, чтобы восстановить цеха и запустить уникальные станки, сохранившееся здесь до сих пор. В настоящее время работы по их восстановлению проводят лучшие специалисты из северодвинской «Звездочки».

- Что планируется сделать по модернизации завода в ближайшее время?

- Доки на сегодняшний день у нас пустые - мы завершаем конкурсные процедуры по подготовке к освидетельствованию технических сооружений. Нам надо полностью проверить достроечные набережные и участки морского дна акватории завода, а также крановое оборудование. Сейчас на заводе происходит внедрение четкой системы технического контроля качества продукции действующей в России.

В настоящее время мы получаем лицензии на право выполнения большое количество работ: работу с секретной документацией, по вооружению и военной технике, по правилам морского и речного регистра РФ. В самое ближайшее время мы это работу завершим. То есть, фактически мы будем иметь все необходимые лицензии и систему менеджмента качества. Подготовим завод к нормальной производственной деятельности.

6.Фото пресс-служба центра судоремонта "Звёздочка".


- Какова перспективная загрузка завода? Есть заказы?

- Получив необходимые лицензии на право выполнения работ, и аттестовав систему качества, завод автоматически получит право участвовать в тендерах на получение гособоронзаказа. Далее нужно знать и выполнять тендерные условия. Гособоронзаказ - это реальная и большая доля загрузки завода.

Следующий источник загрузки не военный судоремонт. Мир рыночной экономики - это всегда шанс. Нужно его не упускать. Конечно это и технический уровень производства, и квалифицированные кадры, и ценовая политика.

Хороший шанс завод имел и, уверен, будет иметь в судостроении.

Хорошая репутация в прошлом, вековая традиция позволяет утверждать, что после некоторой модернизации судостроительных мощностей их стабильная загрузка дело техники. Сейчас в активной фазе обсуждение разработанной ведущими институтами отрасли «Концепции развития "Севморзавода"». Параллельно в практической стадии решение вопроса о ее финансировании после утверждения.

Все это без детализации проектов кораблей и судов дает возможность определить перспективу загрузки завода. Нужно хорошо понимать, что само по себе ничего не происходит. Нужен системный профессиональный труд.

7.Фото пресс-служба центра судоремонта "Звёздочка".


Для продолжения интервью следует пройти сюда - http://defendingrussia.ru/a/intervju_drey_sevmorzavod-3819/

Севастопольский морской завод, Путешествие в Севастополь, Путешествие в Крым

Previous post Next post
Up