Написал на "
Защищать Россию" про "Тритон-2". В 1966 году, одновременно с проектированием и строительством мини-субмарины «Тритон-1М», в стенах конструкторских бюро началась разработка усовершенствованного носителя водолазов - «Тритон-2». Проект получил номер 09080 и был предназначен для тайной транспортировки шести водолазов к месту проведения специальных операций в прибрежных районах.
Если раньше специальные операции заключались в диверсиях против кораблей противника, то в к середине 1960-х на первый план выходят разведка и скрытое слежение за этими кораблями на ограниченных морских театрах, к которым относятся Балтийское и Северное моря, и даже Персидский залив. Там, куда на АПЛ попасть практически невозможно.
Разработка «Тритон-2» велась конструкторским бюро-проектантом буксиров (главный конструктор проекта В.И.Синяков) и заводом «Гатчинский металлист», на котором в 1966 году был построен макетный образец.
В этом же 1966 году все работы по мини-субмарине «Тритон-2» передали в ЦКБ «Волна». По результатам испытания макета начали проводить работу с разработчиками оборудования для «Тритон-2». Были выданы соответствующие частные технические задания: БЭМИ (Минсудпром) в части навигационного комплекса (главный конструктор Ю.К.Николаев); ЦКБ «Винт» (Минсудпром) в части движительно-рулевого комплекса (главный конструктор Н.С.Аврашков); КБ КО (Минхимпром) в части стационарной дыхательной системы (главный конструктор Ю.В.Китаев).
Технический проект 09080 был полностью разработан в 1970-м, а в следующем году вся рабоче-конструкторская документация была передана Ново-Адмиралтейскому заводу. В 1974 году был готов первый опытный образец мини-субмарины.
2. «Тритон-2» в Кронштадте. Фото:
avp23649 «Тритон-2» изготовлен из алюминиево-магниевого сплава, а его кабина непроницаема для защиты от забортного давления. Внутри кабины водолазы находились в воде, но благодаря герметизации, не испытывали проблем с давлением.
«Тритон-2» управлялся двумя водолазами, а в корме аппарата находилось еще четыре. Их выход из субмарины осуществлялся через люки в верхней части корпуса. У аппарата имелось несколько непроницаемых для воды мест: пульт управления, приборный отсек между кабинами, аккумуляторная яма и электромоторный отсек в корме.
Всего заводом за 1973-1980 годы было построено 13 мини-субмарин «Тритон-2». Их эксплуатация велась до середины 1990-х, после чего началось массовое списание. Есть вероятность, что несколько мини-субмарин еще остались в боевом составе ВМФ России, ВМС Азербайджана (в/ч №641 на мысе Зых на окраине Баку) и ВМС Украины (в/ч №А-1594 в Очакове, предположительно это В-504, В-509 и В-528).
На сегодняшний день известно о двух сохранившихся экземплярах, которые находятся в музеях:
- Владивосток. На территории музея Тихоокеанского военно-морского флота (В-489 или В-531).
- Кронштадт. На территории Морского Кадетского корпуса (В-499).
3. «Тритон-2» во Владивостоке. Фото: Andshel
Тактико-технические данные проекта:
- Экипаж - 6 человек,
- Автономность - 12 часов,
- Длина транспортировщика - 9,5 м,
- Ширина - 1,9 м,
- Скорость подводная полным ходом - 5,5 узлов,
- Дальность плавания подводная - 60 миль (111 км)
- Водоизмещение - 15,5 тонн (подводное), 5,6 тонн (надводное),
- Глубина погружения - 40 метров,
- Имелись радиоэлектронное вооружение, гидроакустическое, навигационное оборудование и система автоматического управления.
Предназначены для патрулирования акватории портов и рейдов, доставки и эвакуации водолазов-разведчиков, минирования причалов, кораблей противника, исследования морского дна.
4.